Быстрый динамизм развития событий в политической жизни Украины пока не дает ответа на один из самых главных вопросов – как будет развиваться экономика. Лидеры "майдана" (в отличие от 2004 года) в своих выступлениях практически не касались экономики, а говорить о наличии у них хоть какого-то плана дальнейших экономических действий не приходится. Безусловно, все зависит от нового правительства, и не столько от кандидатуры нового премьера (наиболее вероятными считаются Петр Порошенко и Арсений Яценюк), сколько от политики нового Кабинета Министров. Вопросов же пока больше, чем ответов. Факт создания нового правительства ожидают и европейские, и российские кредиторы Украины. Возможность выделения же средств будет напрямую связана с понимание курса и политики нового правительства. И вопрос, сколько дадут Украине средств, остается открытым. Ранее Яценюк оценил объем помощи в 20 млрд долларов, а и. о. министра финансов Украины Юрий Колобов отправил запрос на выделение макрофинансовой помощи в размере 35 млрд долларов в течение двух лет.
В целом ситуация такова, что о необходимости выделить Украине финансирование говорят пока в основном не украинские политики, а сами европейские представители, который называют суммы в пределах 20-50 млрд евро. Глава комитета по иностранным делам европарламента Элмар Брок заявил, что ЕС готов предоставить 20 млрд евро на проведение реформ, но только после формирования нового правительства. Цель - предотвращение дефолта и подготовка страны к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС.
Со своей стороны депутат европейского парламента Марек Сивец рассказал об инициативе европарламента «Европа плюс Украина», согласно которой будет создана финансовая помощь для будущего правительства Украины в сумме 50 млрд евро. Речь идет о некоем солидарном механизме (до последнего времени о таком не упоминали), когда каждая страна ЕС должна предоставить 5% от общего размера финансирования. Долю Польши евродепутат оценил в 2-3 млрд евро. Другой вопрос, что те, кто говорят о возможности выделения финансовой помощи, не располагают соответствующими полномочиями для принятия решения.
Надо также понимать, что внешнее финансирование будет предоставлено не только после формирования правительства, но и после утверждения украинской стороной пакета экономических реформ. Эти реформы будут касаться, прежде всего, повышения внутренних тарифов на энергоносители, проведения комплексных структурных изменений в целях улучшения делового климата и поддержки экономического роста и т. д. Эти меры и реформы нужно оформить и утвердить в кратчайшие сроки.
В условиях дезорганизованной государственной машины на это может уйти не меньше месяца. Взять что-то от предшественников вряд ли получится, так как они явно не готовились к подобному сценарию, и, стало быть, никаких наработок и готовых документов нет. Более того, речь может идти о непопулярных реформах (ограничение роста социальных расходов и зарплат бюджетников, секвестр бюджета и т. д.), что еще в большей мере затянет переговоры о выделении средств. Новое правительство вряд ли с первого дня захочет терять электоральные баллы.
Не совсем понятной является взаимосвязь выделения финпомощи со стороны ЕС в привязке к возобновлению сотрудничества Украины и Международного Валютного Фонда (МВФ). Возникает вопрос, кто из них выступит кредитором? ЕС, МВФ или обе структуры сразу? Примечательно, что европомощь может быть предоставлена не только в виде кредитов, но и грантов, то есть целенаправленных вливаний на безвозвратной основе.
Следует отметить, что последние экономические решения немного приблизили Украину к успешным переговорам с МВФ. Так, с 7 февраля НБУ перешел к гибкому курсообразованию на валютном рынке (одно из требований фонда), и теперь официальный курс гривны к доллару устанавливается на основании среднерыночного курса на межбанке.
Кроме того, после последних событий можно ожидать определенного смягчения требований фонда. Например, требовать повышения стоимости газа для населения уже не совсем логично (если конечно стоимость российского газа вновь увеличится). Также стала известна позиция США: американцы намерены добиваться финансирования Украины именно через МВФ. В самом же фонде ждут формирования нового правительства.
Со своей стороны новоизбранный глава НБУ Степан Кубив заявил, что намерен в ближайшее время возобновить переговоры с МВФ. Украина старалась привлечь в рамках новой кредитной программы фонда около 15 млрд долларов. Срок предыдущей кредитной программы для Украины, начатой в 2010 году, истек в декабре 2012 года.
Отсутствие договоренностей с еврокредиторами замедляет инвестиционное развитие страны в целом. Политические события привели к тому, что ЕБРР изменил приоритеты своей работы в стране. Акцент будет делаться лишь на два направления - финансирование частных и муниципальных проектов, тогда как варианты финансирования государственных программ пока рассматриваться не будут. Кроме того, также и Европейский инвестиционный банк заморозил начало новых инвестиционных проектов в Украине. Впрочем, при быстрой стабилизации политико-экономической ситуации в стране, эти два направления будут восстановлены.
В целом все говорит о том, что многие участники процесса в Украине ориентированы на западные источники средств. Однако их готовность к реформам пока вызывает сомнение. Кроме того, сроки и условия поступления средств пока не ясны, но это будет не раньше чем через две недели – месяц.
Кажется, что более близким вариантом кредитования для Украины является получение со стороны России второго транша через выкуп еврооблигаций в размере 2 млрд долларов, который должен был поступить в Украину еще до конца января.
Напомним, что 20 февраля Украина официально отказалась от дополнительной эмиссии двухлетних еврооблигаций объемом 1,98 млрд долларов с погашением в 2015 году. Ирландская фондовая биржа аннулировала листинг очередного транша евробондов Украины, так как признала ошибочной публикацию сообщения от 17 февраля, в котором объявлялось о листинге и допуске к торгам допэмиссии украинских евробондов на эту сумму. Россия выкупила первый транш украинских гособлигаций в размере 3 млрд долларов в конце минувшего декабря. Евробонды номиналом 200 тыс. долларов с купоном в 5% размещались на Ирландской фондовой бирже. В общей сложности Москва пообещала купить украинские гособлигации на 15 млрд долларов.
В России процесс застопорили из-за отсутствия нового правительства и понимания, как эти средства будут использованы и как будут потом возвращаться. Также в России «попросили» вернуть задолженность «Нафтогаза» перед российским «Газпромом» на сумму примерно 3,3 млрд долларов Проплатили около 1,5 млрд долларов. Но в целом глава Минфина РФ Антон Силуанов ничего не говорил про полный отказ России от выделения второго транша кредита.
Но продолжение «российского» варианта привлечения средств можно рассматривать сугубо теоретически. Даже если новый Кабмин формально не будет против этого, но «новым» как-то не комильфо обращаться за помощью к стране, которую пусть и опосредованно, но рьяно критикуют. Хотя руководство России давно говорило, что им все равно, с какой властью в Украине иметь дело, но «говорить не значит жениться». Тем более что в Москве сомневаются в легитимности власти на Украине. С другой стороны, в России поддерживают обращение Украины именно к МВФ в обмен на проведение структурных реформ.
Что будет в дальнейшем в отношениях России и Украины, предугадать пока сложно, но вероятней всего, что будет возврат к «традиционному» инструментарию – газовые «рычаги», торговые ограничения, расследования со стороны Роспотребнадзора, заморозка сотрудничества по отдельным вопросам и т.д.
Неясна судьба и остальных договоренностей с Россией. Напомним, что в январе украинское Минэкономразвития сообщало про возможность получения от российских коммерческих банков еще 6 млрд долларов кредита на развитие атомной энергетики.
Примерно в таком же подвешенном состоянии находятся и договоренности с Китаем (миллиардные проекты в транспортной, аграрной, строительной и других отраслях). Китай не вмешивается во внутренние дела Украины и готов к продолжению всестороннего взаимовыгодного китайско-украинского сотрудничества. На дипломатическом языке это значит, что готовы сотрудничать с «победителем», но еще нужно посмотреть.
Суммировать возможные «кредитные инъекции» от МВФ, ЕС, России, Китая и других кредиторов, подчеркивая, что это все вот-вот придет в экономику и будет всем счастье, совершенно некорректно, не ознакомившись с условиями кредитования. Они же умно прописаны кредиторами. МВФ – деньги в обмен на реформы, Россия – некая кооперация в обмен политические «плюшки», Китай – только под конкретные проекты и на условиях поддержки своих производителей и защиты своей продовольственной безопасности.
Итогом привлечения новых кредитов станет увеличение госдолга страны. Напомним, что уже «прошлый» Минфин утвердил программу управления госдолгом на 2014 год, которая предусматривает привлечение 52,2 млрд гривен внешних и 111,3 млрд гривен внутренних займов. Таким образом, доля внешних займов в 2014 составит 31,9%, а внутренних - 68,1% от общего объема заимствований. Финансирование госбюджета в 2014 будет осуществляться с использованием широкого спектра долговых инструментов. Среднесрочные инструменты составят 54,6%, долгосрочные - 35,7%, краткосрочные - 9,7%.
Сильно осложняет любые внешние привлечения тот факт, что агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг Украины по обязательствам в иностранной валюте с «ССС+» до «ССС» (это преддефолтный уровень) с негативным прогнозом. Ставки по таким привлечениям высоки и не выгодны. Да и перечень инвесторов, которые работают с таким высоким риском (риск дефолта по еврооблигациям Украины по состоянию на 24 февраля снизился до 46,42%, тогда как 21 февраля это показатель составлял 55,22%) ограничен.
Общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины за 2013 год выросла на 8,583 млрд долларов, или на 13,31%, до 73,1 млрд долларов (584,1 млрд в гривневом эквиваленте). В 2012 году этот показатель вырос на 8,9% и составил 64,5 млрд долларов.
Аналитики рейтингового агентства Standard & Poor's прогнозируют в 2014 году рост госдолга Украины до 43,7% ВВП. Со своей стороны эксперты рейтингового агентства Fitch Ratings уверены, что по итогам текущего года госдолг может достичь примерно 48% ВВП (84,5 млрд. долларов).
Общие выплаты по госдолгу за счет средств госбюджета в 2014 году должны составить 140,4 млрд гривен, в том числе 95,2 млрд гривен (62%) - по внутреннему долгу, а 36,3 млрд гривен (38%) - по внешнему долгу. Точно известно, что график валютных погашений госдолга на 2014 год предусматривает выплату порядка 7,3 млрд долларов, которые включают около 3,7 млрд долларов по телу кредитов МВФ, 1 млрд долларов – суверенные еврооблигации, около 1 млрд долларов - валютные ОВГЗ и 1,6 млрд долларов - еврооблигации «Нафтогаза».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.