27 февраля после утверждения Арсения Яценюка на должность премьер-министра Верховная Рада утвердила состав нового Кабинета Министров Украины. Народные депутаты голосовали за состав правительства списком. После этого отдельным голосованием парламентарии утвердили и. о. министра иностранных дел Украины и и. о. министра обороны, а также Программу действий нового правительства.
Как отмечают эксперты, макроэкономических пунктов в Программе действий нового правительства оказалось немного. Кабмин только констатировал депрессивное состояние экономики и критический уровень инвестиционного климата.
Как и во всякой Программе правительства, члены которого пришли к власти из оппозиции, в ней содержится много критики предшественников. Так, например, указывается, что по состоянию на февраль 2014 года неоплаченные платежные поручения составляют почти 10 млрд гривен. Но это может быть нормальная текущая бюджетная задолженность. В этом случае не указано, что речь идет именно о просроченной задолженности. Если же она просроченная, то не указано какой срок просрочки, — 5, 7, 10, 30, 90 дней? При этом, согласно официальному сообщению Госказначейства от 26 февраля, все пенсии и социальные платежи в феврале выплачены в полном объеме и в срок.
Кроме того, в Программе провозглашается, что совокупный внешний долг на конец 2013 года достиг 140 млрд долл. США, или около 80% ВВП, в том числе краткосрочный — 65 млрд долл. США. Но далеко не все граждане понимают, что речь идет не о госдолге. Названная Яценюком цифра — это валовой внешний долг, то есть это общая задолженность всей страны по своим внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Сюда входят как долги непосредственно государства, так и долги разнообразных частных (т.е. негосударственных) компаний, банков и т. п. А государственный внешний долг — это задолженность правительства и Нацбанка.
По состоянию на 31 декабря 2013 года размер государственного и гарантированного государством долга Украины (внешнего и внутреннего) составлял $73,1 млрд, из них внешний — только $37,5 млрд или чуть больше 20% ВВП. Это весьма низкий показатель государственного долга: согласно принятым в ЕС нормам, нормальным считается объем госдолга в 60% ВВП. Именно эти цифры объективно и корректно отражают долги государства. Все остальное — задолженность украинских субъектов хозяйственной и финансовой деятельности, к которой правительство и НБУ не имеют непосредственно никакого отношения.
Более того, значительная часть этого корпоративного долга — это денежные и товарные кредиты, полученные украинскими банками и компаниями от материнских компаний из-за рубежа. Также там много кредитов, которые получены из офшоров. То есть это украинские олигархи сначала вывели деньги из страны, а потом возвратили их в виде кредитов украинским компаниям. Таким образом, значительная часть этого внешнего госдолга не представляет угрозу для украинской экономики — это просто долги «самому себе», долги между украинскими и зарубежными подразделениями корпораций. Для чего новое правительство тогда спекулирует этими данными? Все это очень уж напоминает риторику Николая Азарова, который едва ли не все время своего пребывания на посту премьер-министра Украины обвинял во всех экономических проблемах своих «папередников».
В преамбуле Программы упоминается сложная ситуация с госбюджетом. Впрочем, никаких доказательств того, что казна пуста, новоназначенное правительство не предъявило. Согласно данным Госказначейства, на начало февраля на едином казначейском счету находилось 4,7 млрд гривен, что соответствует среднему уровню остатков на счету в течение пяти последних лет. Более того, согласно официальным данным, налоги еще в январе стабильно собирались, несмотря на все политические кризисы. По данным Госканзачейства, за первый месяц года в общий фонд пришло 22,5 млрд гривен, на 12,2% больше, чем в январе 2013 года. За январь сократился и дефицит госбюджета — на 1,8%.
Кроме этого, Назначенная министром социальной политики Людмила Денисова заявила, что в настоящее время в Пенсионном фонде денег нет. Тем не менее, необходимо отметить, что в январе-феврале 2014 года Пенсионный фонд Украины профинансировал и осуществил выплату пенсий и денежной помощи в полном объеме и в установленные сроки во всех регионах страны. По официальным данным Госказначейства, общая сумма расходов составила 42,5 млрд грн, что на 1,2 млрд грн больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Отдельно стоит отметить и заявления только что назначенных чиновников относительно состояния экономики. Так, новый глава НБУ Степан Кубив сразу после назначения заявил, что резервы центрального банка сократились примерно до 15 млрд долл. с 17,8 млрд долл. в конце января. Довольно странно, что новоявленный главный банкир страны оперирует термином «примерно», вместо того, чтобы назвать конкретную цифру. Также ничего не было сказано о том, что в феврале осуществлялись погашения по внешним долгам Украины, и это вполне естественно привело к сокращению золотовалютных резервов. Также говорилось, что Нацбанк якобы «тратил доллары, чтобы остановить падение гривни». Это сознательное введение в заблуждение общественности, поскольку, если НБУ и выходил на межбанковский рынок в феврале нынешнего года, то он осуществлял не валютные интервенции, а, наоборот, скупал иностранную валюту.
Несмотря на то, что предложенная Программа деятельности Кабинета Министров Украины в основном состоит из деклараций целей без описания конкретных механизмов и шагов их достижения, однако все же есть положения, содержащие конкретные задания, которые, по мнению нового Кабмина, стоит реализовать. Например, вопрос интеграционных намерений в Европейский Союз прописан довольно конкретно. Документ содержит четкую формулировку: «Подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, неотложная имплементация его положений. Выполнение всех необходимых условий для скорейшего достижения безвизового режима со странами Европейского Союза для украинских граждан». Назначенный вице-премьером по взаимодействию с ЕС Борис Тарасюк уже заявил, что Украина будет готова подписать Cоглашение об ассоциации уже в марте.
В этом отношении стоит начать с того, что европейские и украинские аналитики в один голос твердят, что подписание Соглашения об ассоциации не приведет к резкому улучшению экономической ситуации или повышению уровня жизни в краткосрочной перспективе. Более того, все сходятся на том, что экономика нашей страны будет вынуждена переживать немалые потрясения продолжительный период.
Знаковыми являются слова заместителя председателя комиссии литовского Сейма по европейским делам Линаса Бальсиса. Депутат считает, что Украина по-настоящему нужна Европе лишь зимой, когда необходимо задействовать все мощности отечественной ГТС для закачки значительных объемов газа на территорию ЕС.
Подписание задекларированного новым правительством соглашения предусматривает ассоциативное членство Украины в Евросоюзе и углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Именно зона свободной торговли является главной целью соглашения, ведь 95% ее пунктов посвящено торгово-экономическим вопросам. Однако Украина составляет около 1% европейского товарооборота.
Но открытие отечественного рынка для товаров из ЕС автоматически повлечет за собой защитные меры со стороны Таможенного союза. Не секрет, что Россия опасается качественного европейского экспорта. В то же время украинские товары должны будут отвечать довольно высоким стандартам ЕС, и этот процесс займет некоторое время. Для Украины это означает сокращение товарооборота с Российской Федерацией и странами Таможенного союза за счет уменьшения экспорта.
Стоит также отметить, что наиболее пострадает малый и средний бизнес, а не большие предприятия. Удар придется именно по этому сектору экономики, множество средних и мелких производств будут вынуждены закрыться, они не смогут выдержать конкуренции даже на внутреннем рынке и у них просто не хватит средств для усиленной модернизации мощностей, чтобы отвечать нормам и стандартам ЕС. Именно эти неизбежные негативные последствия для украинской экономики и стали причиной срыва в ноябре подписания ассоциации на предложенных Европой условиях. Однако за три прошедших с этого момента месяца ничего, по сути, не изменилось, и риски ухудшения экономического состояния Украины в результате принятия этого документа не снизились.
Аналитики в контексте европейских перспектив Украины проводят параллель с Сербией, которая имеет приблизительно такой же средний годовой уровень дохода на душу населения. Сербии, чтобы достичь уровня экономических показателей 15 самых развитых стран ЕС до 2020 года, необходимо демонстрировать ежегодный темп экономического роста не меньше 19,4%.
Современные экономические условия в Украине не позволяют давать таких оптимистических прогнозов. Аналитики уверены, что страна должна найти свой темп развития и использовать все имеющиеся козыри для создания максимально выгодной для себя модели сотрудничества, как с ЕС, так и с ТС. Выработать максимально прозрачные принципы для обоих векторов внешнеэкономической политики.
Единственным выходом из финансового коллапса для нового правительства Украины является восстановление программ сотрудничества с МВФ. Представители самого Фонда заявляют, что готовы оказать немедленную помощь Украине, но на тех же условиях, что обсуждались и ранее. Однако выполнение всех условий, необходимых для получения кредитов, которые больше похожи на экономический шантаж, повлекут ряд реформ, к которым наша страна сейчас не готова.
Согласно переписке американских дипломатов, обнародованной на сайте WikiLeaks, решению предоставить Украине кредит от Международного Валютного Фонда на общую сумму в 16 млрд долл. США (это меньше половины одной десятой доли 1% ВВП ЕС и США вместе взятых) предшествовала разработка списка реформ, которые изначально были одобрены США, а впоследствии переданы на рассмотрение МВФ.
Согласно данным WikiLeaks, этот список реформ–рекомендаций Украине включает в себя такие:
1. Повысить пенсионный возраст на два года для мужчин, на три — для женщин. Ликвидировать право на досрочный уход на пенсию и принцип считать год за два на опасных предприятиях.
2. Ликвидировать институт специальных пенсионных пособий, которые выделяются ученым, государственным служащим, управляющим государственных предприятий. Ограничить пенсии работающим пенсионерам. Установить пенсионный возраст офицерам армии в 60 лет.
3. Повысить цену на газ для муниципальных предприятий на 50%, в два раза — для частных потребителей. Увеличить стоимость электричества на 40%. Разрешить установление цен ЖКХ. Допустить рост цен соответственно росту цен на газ. Увеличить акциз на бензин на 60 евро.
4. Отменить льготы и повысить налоги на транспорт на 50%. Не повышать прожиточный минимум, балансировать социальную ситуацию за счет точечных субсидий.
5. Приватизировать все шахты и отменить все субсидии. Отменить льготы для предприятий ЖКХ, транспорта и прочего. Отмена государственной поддержки бесплатного питания, учебников в учебных заведениях.
6. Ограничить практику упрощенного налогообложения. Отменить практику льгот по НДС в сельской местности. Обязать аптеки и фармацевтов платить НДС.
7. Отменить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Отменить субсидии для производителей свинины и курятины.
8. Сократить состав министерств до 14. Оставить лишь одного вице-премьера. Отменить должность министра Кабинетов Министров. Подчинить все государственные органы министерствам. Налоговая администрация, таможня, Фонд госимущества должны войти в Министерство финансов.
9. Ограничить излишнюю оплату труда государственных лиц.
10. Пособия по безработице должны начисляться только после минимального периода в шесть месяцев работы. Оплачивать больничные на уровне 70% от заработной платы, но не ниже прожиточного минимума. Оплачивать больничный начиная только с третьего дня болезни.
Выполнение всех требований МВФ может спровоцировать в Украине второй «майдан» и социальную дестабилизацию в стране. Так как, скорее, идет речь не о финансовой помощи, а экономической оккупации, которая направлена на уменьшение субъектной международной значимости украинского государства и кардинальное падение уровня жизни всего населения Украины со скупкой по дешевке глобальным капиталом основных ресурсов страны.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.