Не успели улечься страсти на валютном рынке, а отечественные нефтетрейдеры и розничные торговцы бензином уже заявили, что в связи с девальвацией гривны цены на бензин будут подняты. Однако в экономическом плане для этого нет веских оснований, поскольку все, что требуется в дальнейшем от участников этого рынка, это иметь своевременные запасы топлива, для того чтобы держать цены в узде. С одной стороны, их стремление заработать понятно, но нынешняя ситуация в стране не позволяет наживаться на проблемах государства, тем более, что грядут серьезные экономические перемены, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Прогнозы директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна о возможном подорожании в конце февраля бензина и дизельного топлива как минимум на 1 гривну, можно считать чрезмерно пессимистичными. Такого мнения придерживается независимый эксперт по экономическим вопросам Валентин Землянский.
В ходе пресс-конференции Сергей Куюн заявил о том, что в конце февраля — начале марта текущего года бензин марки «А-95» подорожает до 11,75 грн/л, а дизтопливо до 10,65 грн/л.
По словам Куюна, причинами роста цен станут повышение курса доллара и введение Нацбанком временного коридора на покупку импортерами валюты — не менее 6 дней.
В свою очередь, эксперты утверждают, что шестидневная процедура расчетов, введенная НБУ для стабилизации валютного рынка, которую критикуют импортеры, на рынок ввозимых в страну нефтепродуктов не может оказать существенного влияния. Цистерновые поставки топлива в крупном и среднем опте осуществляются в Украину по 30-дневной предоплате. И будут ли деньги за импорт отправлены за 30 или за 36 дней раньше, это не может отразиться на цене бензина больше, чем колебание мировых цен на нефть за этот 30-дневный период.
«Запасы топлива у нефтетрейдеров рассчитаны на 1-1,5 месяца, в течение которых они могут реализовывать бензин и ДТ по старым ценам. Если Нацбанк будет выдерживать срок продажи валюты импортерам в течение 6 дней и не более, это не создаст каких-то проблем нефтетрейдерам», — говорит Валентин Землянский, пишет forUm.
Вместе с тем не выдерживают критики прогнозы о потенциальном росте цен на импортный бензин на 1 гривну на фоне девальвации курса на 5%. По подсчетам экспертов, средняя цена в рознице самого популярной марки «А-95» составляет в среднем по стране 10,8 грн. Таким образом, потенциальное подорожание топлива на 1 грн составит рост на 9%. При этом в структуре розничной цены бензина 30% приходится на гривневую составляющую затрат. Поэтому курс влияет только на 70% валютной составляющей цены топлива. Таким образом, девальвация гривны на 5% могла бы привести к удорожанию импортного бензина на 3.5% или на 35-38 копеек за литр.
«Если доллар не выйдет за пределы 9 гривен, максимальный рост цен на топливо составит максимум копеек 50, не более. Я понимаю, что кому-то хочется получить лишнюю гривну с литра в традиционный весенний сезон подготовки к посевной кампании, но реальных предпосылок при озвученных условиях для такого роста цен я не вижу», — говорит Землянский.
При этом стоит учитывать еще и фактор ценовых колебаний на мировых рынках нефти. За последние 5 месяцев розничные цены на заправках в стране не изменились. А стоимость нефти на мировом рынке упала на 9,2% (с $115,39 за баррель 1 сентября — до $105,7 за баррель марки Брент 7 февраля).
Прогнозы нефтетрейдеров о вероятном дефиците топлива на АЗС Валентин Землянский считает реальными лишь в том случае, если государство введет регулирование цен на рынке нефтепродуктов.
«Если госрегулирования не будет, дефицита в топливе не предвидится», — резюмировал эксперт.
Заявления некоторых участников рынка автомобильного топлива о повышении цены топлива на гривну вызывают удивление и свидетельствуют о желании операторов повысить цены, воспользовавшись временной курсовой нестабильностью. Такое мнение высказал экономист Владислав Старинец.
«Заявления нефтетрейдеров о повышении цены топлива на гривну выглядят достаточно странно, равно и как их аргументация. Традиционное весеннее желание повысить цены они обосновали ростом курса валют. Но здесь рост лишь на 50-60 копеек и сейчас ситуация стабилизировалась. Откуда они взяли гривну? Кроме того, нужно не забывать, что сейчас на мировых рынках снижается цена нефти. А это частично нивелирует наш внутренний курсовой фактор и цена топлива, по логике вещей, должна как минимум сохраниться на текущем уровне. Либо же подорожание может измеряться в копейках, но не на гривну же!» — сказал Старинец.
По словам эксперта, у продавцов топлива всегда есть запасы, которые были ввезены ранее. Ситуация на валютном рынке обострилась лишь в последние недели, но ценники на АЗС трейдеры начали менять еще перед новым годом, хотя в это время они продавали бензин, который был закуплен по «старому» курсу.
Он добавил, что и аргумент импортеров о том, что топливо подорожает вследствие необходимости резервировать гривну на шесть дней перед покупкой валюты, также искусственно притянут к сложившимся обстоятельствам. По словам экономиста, любая крупная компания осуществляет финансовое планирование и необходимость учитывать шестидневный срок резервирования гривны для покупки валюты при расчетах за импортные поставки в такой ситуации не составит сложности и не создаст проблем для импортеров топлива.
«Ссылки на ограничения на покупку валют выглядят вообще несостоятельными, поскольку нефтетрейдерам следует всего лишь улучшить свое финансовое планирование, обратить внимание на логистику и управление запасами. Контракты на поставки топлива заключаются, как правило, на длительные сроки — импортеры топлива всегда наперед знают, когда и в каком объеме им понадобится валюта для расчета с поставщиками, поэтому и заблаговременно зарезервировать необходимую гривну не составляет проблемы — это всего лишь вопрос эффективного финансового планирования. Кроме всего прочего, можно просто держать некий запас валюты — на один-два платежа по контрактам — на текущем банковском счете компании-импортера, и не возникнет необходимости покупать валюту в пожарном порядке по любой цене. Потому что необходимые объемы закупок топлива нефтетрейдер всегда может спрогнозировать и оценить наперед, исходя из обычных норм его продаж покупателям. Равно как и оценить необходимый объем валюты в таком «оперативном распоряжении» на текущем счете», — пояснил экономист.
Старинец отметил, что сейчас всем импортерам, а не только нефтетрейдерам, придется привыкать работать в новых реалиях валютного рынка, и со временем бизнес к ним приспособится и найдет возможности снизить зависимость цен от колебаний курса.
«Если учесть, что Национальный банк переходит к режиму контролируемого плавающего курса гривны, то импортерам топлива придется в любом случае формировать запасы топлива, чтобы не приходилось в срочном порядке покупать валюту для расчета с поставщиками, когда курс на межбанке в определенный момент может идти вверх. А валюту для расчетов за оптовые поставки можно покупать по «удобному» для импортера курсу», — отметил экономист.
Значительного подорожания моторных топлив из-за ослабления гривны не ожидается. Об этом сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
По его словам, пока что изменения курса не настолько значительны, чтобы оказывать серьезное влияние на рынок.
«Да, вероятно, цены изменятся, т. к. трейдеры постараются компенсировать ослабление гривны за счет цены. Но прекрасно понятно, что слишком большое подорожание ослабит спрос и, следовательно, доход. А это рискованно, т. к. в настоящее время АЗС зарабатывают не на марже, а на оборотах», — отметил эксперт.
И добавил, что снижение обменного курса всегда бьет по импорту из-за роста его стоимости.
«Поэтому опасения импортеров неудивительны. В то же время потенциально усиливаются рыночные позиции внутренних производителей. Но тут перед ними возникает 2 задачи: во-первых, закупить по правильной цене сырье, т. е. нефть (которая тоже на отечественном рынке в основном импортная), а цены на нее сейчас склонны к падению. Во-вторых, нужно активно наращивать внутреннее производство горючего, а для этого нужны усилия по возрождению украинских нефтеперерабатывающих заводов. Пока что полноценно работает только один — Кременчугский — и плюс Одесский восстанавливает свою деятельность», — сказал аналитик.
Он уточнил, что незначительное ослабление гривны делает более выгодным выпуск светлых нефтепродуктов на указанных 2 заводах.
«Что ж, снова есть повод поставить вопрос о возрождении собственной переработки. ГСМ из Беларуси, Литвы или Румынии, конечно, неплохого качества, но зачем же вечно надеяться на импорт — надо реконструировать и развивать собственные мощности, благо, в стране целых 6 НПЗ. Да, некоторые из них уже проще полностью разобрать и построить новые, но тот же Херсонский завод еще вполне пригоден для модернизации, как и Лисичанский», — заключил специалист.
Нефтетрейдеры и операторы АЗС едва ли рискнут повысить цену бензина и ДТ на 1 гривну. В таком случае они рискуют потерять покупателя, которому мгновенно предложат топливо по более низким ценам игроки нижнего сегмента рынка. Скорее всего, в борьбе за сбыт крупные сетевики будут вынуждены до минимума снижать розничные наценки и рельеф по качеству. Такого мнения придерживаются опрошенные эксперты в отраслях топливно-энергетического комплекса.
По мнению заместителя директора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, рост цен на топливо не может превысить уровня девальвации национальной валюты. И если говорить о повышении стоимости бензина и ДТ на гривну, что в соответствии с нынешними ценами составляет 9%, такой рост будет оправдан лишь в том случае, если доллар на межбанке подорожает до 9,2 грн.
Впрочем, по мнению Рябцева, резкий рост цен на топливо произойдет едва ли, так как сдерживающим фактором выступит низкая платежеспособность населения.
«Сейчас платежеспособность населения Украины находится на очень низком уровне. В результате этого те компании, которые повысят цены резко и намного, рискуют лишиться потребителя, которого они в прошлом году с таким трудом завоевывали. Объемы продаж резко сократятся. А это означает, что найдутся АЗС, которые будут продавать топливо дешевле. И таких заправок достаточно много. Это, примерно пятая часть рынка. Это в основном «приватовские» заправки», — говорит эксперт.
В этой связи Рябцев убежден в том, что реальным и объективным процессом станет сокращение операторами рынка своей прибыли, пишет Трибуна.
«В таких условиях, все импортеры будут делать все возможное, чтобы сохранить конкуренцию. К примеру, сокращать маржу до минимума, сокращать рельеф по качеству, но стараться повышать цену как можно меньше. И это объективный процесс. Именно так будут поступать трейдеры, чтобы не спровоцировать массовый отток потребителей», — убежден заместитель директора НТЦ «Психея».
В свою очередь, глава правления альянса «Новая энергия» Валерий Боровик, констатировал, что украинский рынок нефтепродуктов традиционно ведет себя не достаточно прозрачно. С одной стороны, трейдеры очень тонко реагируют на повышение курса доллара, с другой — стараются не замечать снижения котировок нефти на мировых рынках.
К примеру, за последние 5 месяцев, цена на заправках не изменились, тогда как за этот же период, в среднем выражении, стоимость нефти на мировом рынке снизилась на 9,2% — с $115,39 (1.09.2013) до $105,7 за баррель (7.02.2014).
«Эту тенденцию можно прослеживать на протяжении пяти лет. Как только мировой рынок падает — цены на заправках остаются теми же. Как только повысились котировки либо вырос курс доллара — цены сразу же ползут вверх… Понятно, что и дилеры, и нефтетрейдеры, и собственники заправок, играют на этом и не хотят гибко реагировать на снижение, при этом очень гибко реагируя на повышение», — сказал Боровик. Эксперт добавил, что в принципе бизнес ведет себя аналогично, как в Украине, так и на Западе.
Рост цен на нефтепродукты является спекуляциями нефтетрейдеров, которые хотят заработать больше денег — об этом в эфире телеканала «БТБ» заявил экономист Владислав Старинец. «Оснований для большого роста цен нет никаких. Бизнес всегда страхуется. Возможно, некоторые нефтетрейдеры закладывают эти риски в цену. Какой-то небольшой элемент спекуляций в этом есть. К сожалению, это нормальная практика украинского бизнеса», — подчеркнул эксперт.
Старинец отметил, что мировые цены на нефтепродукты не растут и даже снижаются, но на ситуацию негативно влияет повышенный спрос на топливо во время весенних полевых работ. «Компании, у которых есть правильное планирование, заранее закупают необходимый объем нефтепродуктов, и у них не должно возникать проблем. Они могут заранее оставлять средства на счетах импортеров, поэтому это в принципе не должно приводить к дисбалансу в нормально работающих структурах», — уверен Владислав Старинец. Эксперт уточнил, что 80% нефтепродуктов поступают на рынок Украины из России, поэтому к начальной цене добавляется наценка импортеров и розничных продавцов, которые закладывают в цену не только экономические, но и политические риски.
Незначительная коррекция обменного курса гривны не является реальным поводом для роста цен на топливо в Украине. Об этом экономист Руслан Павленко. По его словам, тут скорее просматривается желание импортеров поддержать уровень своей доходности и связанная с этим информационная мини-кампания.
«Да, прибыльность операторов ГСМ сегодня не слишком высока, а при курсовой коррекции нацвалюты и неизменных ценах она упала бы еще больше. Поэтому операторы играют на опережение — оправдывают возможное сознательное завышение цены девальвацией, проблемами на таможне, чем угодно, а себя выставляют пострадавшими. Озвученные на днях поводы для подорожания моторного топлива во многом надуманны», — отметил эксперт.
И добавил, что та же нефть на мировом рынке сейчас дешевеет. «В последние месяцы цена сырья снизилась примерно на 9%, до уровня $105 за баррель базового сорта Brent. Правда, отечественные топливные трейдеры не особо склонны уменьшать цены вслед за глобальными трендами — а вот повышают их охотно. Так что проблема не только в гривне или импорте, но и в существующих бизнес-подходах рыночных игроков», — акцентировал аналитик, пишет Трибуна.
Как сообщал Inpress.ua, НК «Роснефть» планирует летом 2014 года ввести в эксплуатацию Лисичанский НПЗ, сообщил на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым глава нефтяной компании Игорь Сечин.
Между тем транзит нефти в страны Евросоюза (Словакию, Венгрию, Чехию) через нефтепроводную систему Украины в 2013 году составил 15,577 млн тонн, что на 7% больше, чем за 2012 год. Об этом сообщается в отчете, размещенном на сайте Министерства энергетики и угольной промышленности Украины.
А Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) предлагает отказаться в 2014 году от введенного с начала 2012 года запрета на экспорт сырой нефти украинского происхождения. Соответствующий проект постановления Кабинета Министров «Об утверждении перечня товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2014 год», традиционно принимаемый в конце года, МЭРТ уже направил на согласование в другие ведомства.
Со своей стороны, Кабинет Министров Украины на своем заседании 29 января утвердил обязательное страхование имущественных рисков при промышленной разработке месторождений нефти и газа, а также при исследовании, добыче и использовании газа (метана) угольных месторождений.
Со своей стороны, Антимонопольный комитет Украины в 2013 году не имел претензий к продавцам бензина в Украине и не фиксировал случаев необоснованного завышения цен на топливо. Об этом сообщил на брифинге в АМКУ первый заместитель главы комитета Рафаэль Кузьмин.
Напомним, что в Украине с начала 2014 года становится обязательным содержание биокомпонентов в автомобильных бензинах, наличие которых должно быть не менее 5%. Введение подобной нормы позволит снизить цену топлива, даст толчок к активному развитию производства биоэтанола в Украине и не потребует дополнительного переоборудования транспортных средств.
Однако вопрос, касающийся обязательного добавления в бензин биоэтанола, вызывает много дискуссий и опасений в связи с тем, что это отразится на ценах топлива. По планам Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, в 2014 году предполагалось ввести добавление 5% биоэтанола.
Тем временем Госстат подтверждает: бензин сдает свои позиции. Реализация бензина моторного на автозаправочных станциях (АЗС) Украины в декабре 2013 года возросла на 1,6% по сравнению с декабрем 2012 года — до 254,9 тыс. тонн.
О том, как обстоит ситуация на украинском рынке нефтепродуктов, читайте в материале Сергея Рожина «Цены на бензин — на топливном рынке не без перемен».
Подробнее о качестве бензина на украинских АЗС и проблемах отечественных НПЗ читайте в статье Ярослава Снигура «Бензин для народа: спасут ли Украину квоты на импорт».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.