«Помощь в получении кредитов на Украине. Для участников системы…», — такими заманчивыми объявлениями сегодня пытаются нас заманить создатели сайта печально известного Сергея Мавроди. Чтобы пресечь все эти МММ-проделки, парламентарии решили поддержать идею правительства о запрете финансовых пирамид.
Как удалось выяснить Inpress.ua, в профильном парламентском комитете уже готовят ко второму чтению правительственный законопроект №2700 (о запрете финансовых пирамид в Украине).
Согласно новому документу, Уголовный кодекс пополнится статьей 190-1: за умышленное создание условий для финансовой пирамиды грозит штраф от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничение свободы на срок до трех лет.
Если эти преступления совершены повторно, виновникам «светит» ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок. За совершение таких операций в крупных размерах (использование информационно-телекоммуникационных сетей и систем электронных платежей) накажут лишением свободы на срок 3-6 лет, в особо крупных размерах – на срок 5-8 лет с конфискацией имущества.
Как сказано в законопроекте, операции считаются совершенными в крупном размере, если сумма с финансовыми активами «в двести пятьдесят и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан», в особо крупном размере – «если сумма операций с финансовыми активами в шестьсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан». Что значат эти цифры?
В данном случае речь идет не о 17 грн (используемых в гражданском судопроизводстве), а о значительно большей сумме. Об этом гласит Налоговый кодекс: в части квалификации уголовных преступлений сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной для соответствующего года (ст. 169 НК). К примеру, в 2013 году эта сумма составляет 573,5 грн.
Итого: под операциями, совершенными в крупном размере, следует понимать сумму, превышающую 143,4 тыс. грн, а под операциями, совершенными в особо крупном размере – сумму, превышающую 344,1 тыс. грн.
Согласно законопроекту, к финансовой пирамиде не относятся операции с активами, осуществляемые финучреждениями при предоставлении услуг, определенных действующим законодательством.
Однако это предложение нуждается в согласовании с Законом «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»: в нем сказано, что такими услугами являются операции с активами, осуществляемые в интересах третьих лиц за их счет, а также за счет активов, привлеченных от других лиц (с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов). К данным активам относятся денежные средства, ценные бумаги и долговые обязательства.
По мнению главы Нацкомфинуслуг Бориса Визирова, необходимость принятия нового законопроекта вызвана удручающими фактами: в последнее время в Украине резко увеличились случаи мошенничества с помощью финансовых пирамид.
К сожалению, МММ-организаторы мастерски пользуются пробелами в правовой сфере. Так, закон о защите прав потребителей регулирует отношения между покупателями и продавцами, определяя при этом механизмы защиты и основы реализации государственной политики. В данном случае речь идет об отношениях между физлицами (потребителями) и юрлицами (субъектами хозяйствования).
Что же касается сподвижников Сергея Мавроди, то их «работенка» осуществляется без регистрации юридического или физического лица. Таким образом, законодательные нормы (касающиеся защиты прав потребителей) не могут быть применены к финансовым пирамидам: их организаторами и участниками являются субъекты, действующие вне правового поля.
Именно поэтому Кабмин Николая Азарова предлагает ввести запрет на финансовые пирамиды в Украине. Однако принятый в первом чтении проект №2700 еще нуждается в доработке. В первую очередь, требуется уточнить предложенный вариант определения понятия «финансовая пирамида»: его формулировка не соответствуют требованиям юридической определенности правовой нормы. В частности, речь идет о таком оценочном выражении, как проведение «операции с возможностью получения выгоды» (что создает предпосылки для неправильного толкования и создания предпосылки для коррупционных правонарушений).
Также следует учесть, что привлечение (получение) активов с помощью финансовой пирамиды подпадает под признаки мошенничества (ст. 190 УК): если оно совершено в особо крупных размерах или организованной группой, то виновникам грозит лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества.
Если же в деятельность финансовых пирамид вовлечены десятки и сотни участников (в результате чего и получаются сверхприбыли), то в таком случае МММ-организаторы несут уголовную ответственность за преступление, предусмотренное статьей 255 УК, – «Создание преступной организации»: за такие деяния «светит» от 5 до 12 лет тюрьмы.
В связи с этим предложенный законопроект нуждается в корректировке: он ведь предусматривает 5-8 лет тюрьмы – это более мягкое наказание, чем в действующем Уголовном кодексе. В итоге, получается интересная «двувекторность»: согласно новой редакции статьи 190-1 УК, злоумышленникам грозит, максимум, восемь лет тюрьмы, а по действующей статье 255 УК – фактически за те же самые деяния «светит» на четыре года больше.
Правительственный законопроект №2700 является очередной попыткой власти запретить финансовые пирамиды в Украине.
Почти два года в парламенте тоже пытались противодействовать дальнейшим МММ – планам «людей Мавроди». Тогда был зарегистрирован законопроект №9476 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения электронных денег и предотвращения создания финансовых пирамид». Однако в марте-2012 его отклонили и сняли с рассмотрения.
К этой теме вернулись только летом-2012: в связи с поручением премьер-министра Азарова (№ 13216/7/1-12 от 25.06.2012 г.) Нацкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг разработала законопроект о запрете финансовых пирамид в Украине.
Таким образом, было предложено узаконить новое понятие: «Финансовая пирамида – предоставление лицом финансовых активов в распоряжение организаторов финансовой пирамиды в обмен на получение возможности получить финансовую выгоду за счет привлечения к финансовой пирамиде финансовых активов от других лиц и перераспределения финансовых активов в пользу такого лица».
В первоначальном варианте, предложенном представителями Нацфинуслуг, за «пирамидное» деяние, совершенное в крупных размерах, «светило» лишение свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества, а в особо крупных размерах или организованной группой – на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества.
Однако в процессе депутатской «доработки» эти наказания существенно сократили. В итоге возникли «нестыковки» между статьями 190 и 255 УК, предусматривающие разные санкции за одни и те же преступные деяния.
С изменениями, внесенными в законопроект №2700, было связано еще одно «ноу-хау»: первоначально предусматривалось, что избежать наказания может лицо, которое «добровольно до привлечения к уголовной ответственности сообщило о соответствующей деятельности правоохранительные органы или иным образом способствовало ее прекращению». Однако и эту норму из документа почему-то удалили. Неужто чистосердечное признание не смягчает наказания?
По мнению экспертов, также следует выработать более четкие механизмы для борьбы с финансовыми пирамидами. Пока что основное внимание сосредоточено лишь на моментах, связанных с получением прибыли за счет привлечения других людей. Но такой «пирамидальный» подход характерен и для многоуровневого (сетевого) маркетинга: дистрибьютор получает доход не только от объема лично проданного товара, но и за счет объемов продаж других реализаторов, которых он привлек к этому процессу.
Очевидно, главная черта финансовой пирамиды заключается в сознательной дезинформации и отсутствии конечного продукта. Скажем, в печально известном МММ (в отличие от сетевого маркетинга) никто не продает и не рекламирует какую-то конкретную продукцию, а только делает ставку на бесконечную мотивацию: постоянно ведутся лишь пустые разговоры о финансовой независимости и свободе. А вместо ответа на конкретные вопросы звучат голословные обещания, которые не имеют никакого основания. Подобные «фокусы-мокусы» рассчитаны на эмоциональных людей, которые и попадают в сети обманщиков.
В итоге имеем, что имеем: несмотря на то, что за годы независимости жертвами различных финансовых афер стали едва ли не все граждане Украины, в нашем государстве процветает деятельность различных пирамид. Такую деятельность во многих случаях беспрепятственно рекламируют, обеспечивая постоянный рост количества новых «клиентов».
Российский кинопрокат порадовал зрителей фильмом «ПираМММида». В его основе – события, описанные в одноименной книге известного авантюриста Сергея Мавроди.
Главного героя Мамонтова тоже зовут Сергей. Он заказывает макет «ценной бумаги» с богатым орнаментом, водяными знаками и собственным портретом. После активной рекламной кампании в очереди за «мамонтовками» выстроилось более 20 миллионов человек. И надо же было случиться такому любопытному совпадению: с демонстрацией «ПираМММиды» резко активизировалась деятельность и печально известного создателя «МММ»...
Об истории с Мавроди, который умудрился «кинуть» более 10 млн вкладчиков, можно написать детективный роман. Как сообщали СМИ, в 2003 г. его приговорили к 13 месяцам лишения свободы, в апреле 2007 года он получил второй срок (4,5 года тюрьмы). Но несмотря на последний приговор, Сергей Пантелеймонович каким-то чудом вышел из тюрьмы через месяц и снова развернул бурную деятельность.
В позапрошлом году Мавроди объявил о создании проекта «МММ-2011», в прошлом – «МММ-2012». Его вкладчикам обещали 20% прибыли ежемесячно, пенсионерам и инвалидам - 30% (то есть ежегодно – 240 - 360%). Предложенная схема была достаточно привлекательна для слишком доверчивых людей: они открывали счета в электронных платежных системах (в долларах США) и покупали виртуальные билеты, которые росли в цене.
Когда идеи Мавроди проникли и в Украину, наши правоохранительные органы заявили об опасности возникновения новой финансовой пирамиды: по информации МВД, каждый участник «МММ» перечислял средства не конкретной организации, а неизвестному физическому лицу, к тому же без соответствующих реквизитов.
Сам Мавроди и не скрывал, что он не имеет банковского счета и что «люди просто переводят деньги друг другу без всякого условия, гарантии и обещания». Почему же украинцы (кстати, как и русские) приняли правила этой игры? Ответ, очевидно, кроется в психологических особенностях людей: каждый стремился получить чужие деньги, надеясь, что другие выплатят его вклады с обещанными процентами.
Будем надеяться, что законопроект о запрете финансовых пирамид не отодвинут в долгий ящик, как это произошло с аналогичными проектами (в парламенте прошлого созыва).
Современные экономические реалии требуют, с одной стороны, надлежащей правовой защиты граждан от новых видов мошенничества, а с другой – создания адекватных времени правовых основ для финансовой деятельности предпринимателей. Именно поэтому нужно вести речь о разработке четких правил государственного регулирования.
Народные избранники не должны игнорировать очевидный факт: развитие информационных технологий порождает новые формы предпринимательской деятельности, прежде всего в сфере предоставления различных финансовых услуг. Именно поэтому государство должно принять все необходимые меры, чтобы это развитие пошло на благо общества.
В противном случае сторонники Мавроди будут и впредь безнаказанно запускать очередную серию «МММ», используя методы психологического зомбирования: мол, «мы можем многое», «все всем выплачивается!»...
Пока наивное общество будет доверять главному строителю пирамид, он может возводить их сколько угодно. Соблазн легких денег не исчезает и, вероятно, не исчезнет из-за такого парадокса: никто не хочет выбрасывать деньги на ветер, но большинство желает получить их именно из воздуха.
P.S. Впрочем, финансовые злоупотребления могут возникать даже у вполне законных учреждений. Например, печально известная инвестиционная компания «Элита-Центр» привлекала реальные средства вкладчиков под виртуальное жилищное строительство. Как показывает опыт банкротства Е-gold (одной из крупнейших систем интернет-платежей в США), недостаточный государственный контроль создал условия не только для обмана клиентов, но и для отмывания доходов, полученных преступным путем.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.