В результате усиления кризиса и неспособности экономики из-за низких темпов роста генерировать достаточные налоговые поступления во многих странах все чаще слышатся разговоры о заманчивой возможности снижения курса национальных валют с целью поддержания экспорта. Прежде чем судить о том, будет ли такая девальвация решением проблемы, давайте рассмотрим саму ее суть.
Для начала нужно уяснить, что в современном мире все страны и их экономики очень разные, а также то, что независимых стран и независимых экономик сейчас не существует. Нельзя также подходить с одинаковыми правилами и законами к оценке разных государств, как и нельзя их одинаково рассматривать с точки зрения рыночной и конкурентной целесообразности.
На действующий у нас основной режим эмиссии currency board (выпуск денег в обращение через валютный канал, обеспечивающийся получением Национальным банком Украины эквивалентного объема иностранной валюты) можно смотреть по-разному. Но в целом это один из основных механизмов, который усиливает экспортную специализацию страны.
Когда национальная денежная единица привязана к внешней валюте - доллару, то главным источником получения денег для экономики страны является экспортер, т. к. он их приносит, и далее распределяет по всей производственной цепочке внутри экономики государства.
Он формирует ее структуру под производство довольно ограниченной номенклатуры товаров, которые востребованы внешними рынками. Этим экспортер подавляет производство товаров, востребованных внутренней экономикой, делая ее вторичной и управляемой извне, так как она становится зависимой не от внутреннего спроса, а от внешних денежных притоков экспортеров, от которых ей перепадают крохи в конце цепочки заказов.
Так вот, чем более разрозненными становятся внутренние производственные цепочки и переделы, и чем больше доля как бы дешевого и выгодного импорта в этих цепочках, тем больше зависимость и управляемость страны извне.
Сбой, или отраслевой кризис, где-нибудь в мире негативно сказывается на экономике государства, поскольку производственные циклы становятся недееспособны, так как нет нужных комплектующих, материалов, или рынков сбыта. Все эти вещи доступны исключительно через валютные обмены нашей currency board, которые обеспечивают сборку всей раздробленной производственной базы в одно целое, и которая неподвластна нашей внутренней системе управления.
Если страна не в состоянии контролировать полный технологический цикл производства, от добычи сырья до выпуска готовой продукции, то она зависима от многочисленных внешних факторов и может легко стать жертвой любых агрессивных воздействий извне. В идеале любая страна должна стремиться сохранить целостность и управляемость собственной экономики, а также не допустить дробления технологических цепочек путем включения импорта.
Хотя режим currency board не влияет напрямую на дробление производственной базы Украины, но из-за своей экспортной ориентации он фиксирует сырьевую составляющую для страны с отсталым производственным потенциалом. А вот если страна промышленно развитая, то этот же режим может фиксировать и усиливать ее промышленный потенциал, направляя в сторону большего развития высокотехнологичных производств.
Страны с хорошо развитым технологичным производством, такие как Япония, Германия, Южная Корея, Китай, могут выигрывать в трансграничных обменах только благодаря исключительности своего положения и массовой недоразвитости остальных. Но как только развитых стран становится больше, они вынуждены демпинговать, а выражаясь точнее – заниматься конкурентной девальвацией своих валют, вступая в драку за рынки сбыта и играясь с механизмами карренси борд, также как и страны с сырьевым экспортом.
Сейчас именно рыночные механизмы, диктующие необходимость краткосрочной прибыли и конкуренции всех со всеми, мешают Украине перейти в разряд стран с развитым высокотехнологичным производством. Ведь для такого шага необходима государственная воля, государственное межотраслевое планирование и управление, а также долгосрочное кредитование под самый низкий процент. Кроме того, понятно, что в гонку капиталов с мощными "азиатскими тиграми" никто не полезет.
Остается одно – работать в направлении создания сбалансированной и устойчивой экономики с широким отраслевым спектром. Благо у Украины есть для этого некоторые задатки. Речь идет как минимум о возможности создания автономных производственных цепочек, обеспечивающих государству должный уровень энергетической и продовольственной безопасности.
При любом раскладе в игре тех, кто занижает курс своей валюты, в выигрыше всегда будет та страна, которая эмитирует резервную валюту и организует все это безобразие, т. е. США. Страны производящие продукцию или поставляющие сырье одинаково будут в проигрыше по сравнению с теми, кто создает основную меру стоимости для внешней торговли и контролирует процессы. Они могут девальвировать курсы своих валют, чтобы добиться лишь временного конкурентного преимущества друг перед другом.
Сегодня единственным исключением на общем фоне, кто мастерски работает с конкурентной девальвацией, будучи ключевым поставщиком товаров на мировые рынки, является Китай. Поднебесная постепенно вытеснила США как промышленного производителя из выгодных международных обменов. По объемам экспорта широкого спектра промышленной продукции КНР обогнала всех.
Сегодня у многих развитых капиталистических стран отрицательное сальдо в торговле с Китаем. Пекин со знанием дела блокирует все курсовые колебания между долларом и юанем, постепенно затягивая петлю на шее США. Таким образом, Китай превращает США в простого эмитента валюты, за которой ничего не стоит. А пустой эмитент скоро будет никому не нужен.
Поскольку доллар - это еще и внутренняя валюта США, Америка не может играть в девальвацию, выравнивая дисбалансы курсовыми разницами. И относительно чего девальвировать доллар, если это мировая резервная валюта?
В настоящее время многие страны находятся в сложной ситуации: с одной стороны им хотелось бы снизить курсы своих валют в надежде на оживление экспорта, но с другой - они понимают, что это лишь временная, кардинально ничего не меняющая мера. При этом есть еще и опасность валютной войны в мировом масштабе, где победителей не будет. Девальвация не повышает производительность труда, не улучшает качество товаров, не увеличивает объем инвестиций, не диверсифицирует структуру экономики.
Стремясь реализовать свои конкурентные преимущества на внешних рынках, Украина плотно завязывается на экспорт, сужая спектр производства и отраслей до рыночно необходимого минимума.
Таким образом, наша страна рискует превратиться в несамостоятельный и полностью зависимый от внешней конъюнктуры объект микроэкономики в рамках глобальной системы, где валюта страны зависима от чужой валюты, и где власть ничего не решает и не может сделать.
Сейчас Украина является полностью зависимой от импорта, и снижение курса гривны, о котором так много говорят, приведет к увеличению цен на этот импорт и далее к увеличению издержек в производстве из-за высокой доли импортной составляющей в нашей продукции. Отечественные товары на внешних рынках станут покупать меньше, а лишившись рынков сбыта и оставшись без валюты, мы быстро почувствуем, что наша экономика не готова к автономной работе.
Самодостаточной стране нет нужды демпинговать на внешнем рынке своей продукцией. Она может вести равноправную торговлю с внешним миром с целью расширения ассортимента товаров на внутреннем рынке. Для неё не будет критичных, жизненно важных позиций, за которые нужно бороться, экспортируя по демпинговым ценам, чтобы выручить немного валюты.
Что может помочь Украине в современных условиях, так это создание и укрепление централизованной и развитой системы управления, где есть макроэкономическое планирование, где можно избегать проблем с помощью коррекции отраслевых цен и монополизации внешней торговли.
Странам с либеральной демократией, которые больше подвержены магии «невидимой руки рынка» и которые делегируют свое управление внешним рыночным факторам, добиться стабильности гораздо сложнее. Бюрократия в таких странах предпочитает снять с себя ответственность за управленческие решения, свалив все беды на стихийную волю рынка.
Украине нет смысла добиваться конкурентных преимуществ на внешних рынках с помощью девальвации, нужно стремиться к максимальной самодостаточности и независимости от внешних рынков. Необходимо добиваться непрерывности производственных цепочек и независимости от импорта в отраслях, обеспечивающих продовольственную и энергетическую безопасность. В современных условиях нашей стране, с ее ресурсами и населением, в одиночку крайне сложно добиться самодостаточности. Однако в рамках интеграционных объединений это вполне возможно.
Сегодня можно говорить, что нынешний курс гривны находится в допустимых пределах и не вызывает ни у НБУ, ни у населения серьезных опасений, о чем, к слову, и свидетельствует рост депозитов физических лиц в национальной валюте.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.