Жадность, с которой страховые компании собирали деньги с автовладельцев, недобросовестная конкуренция и демпинг уже обернулась несколькими банкротствами и длинной очередью пострадавших, которые теряют надежду получить возмещения своих убытков. Об этом в материале «Автогражданка — кто и как зарабатывает на украинцах» пишет Павел Харламов, автор информационно-аналитического портала Inpress.ua.
Еще в 2010 году в ОСАГО ринулись очень многие страховые компании. «Автогражданка» казалась лакомым куском торта для страховщиков, поскольку другие виды страхования из-за кризиса практически не пользовались спросом, а «автогражданка», благодаря своей обязательности, двигала рынок вперед. Кроме того, с сентября 2010 года в Украине начали действовать тарифы, из-за чего стоимость полисов ОСАГО выросла в 2-3 раза.
Но проблема заключалась в том, что данный вид страхования был более жестко зажат законодательными рамками, чем другие. Поэтому конкурировать рыночными методами страховые компании не могли.
Это привело к тому, что, невзирая на фиксированную стоимость «автогражданки» (скидки предоставлялись лишь отдельным группам страхователей), страховщики стали активно демпинговать. При желании полис можно было купить на 30-40% и даже 50% дешевле, чем того требовал закон.
В итоге, в конце 2011 года вспыхнул скандал: сразу две страховых компании, — «УЭСК» и «Инвестсервис», — попали под санкции из-за неспособности компенсировать убытки, причиной чего стал злостный демпинг. Моторное (транспортное) страховое бюро (МТСБУ) ограничило компаниям продажу полисов «Зеленой карты» (международного ОСАГО), а спустя год страховщикам заблокировали все лицензии.
И хотя эти компании до сих пор не объявлены банкротами, размер их долгов перед пострадавшими еще два года назад, по оценкам МТСБУ, колебался от 30 до 40 млн грн. Было ли что-то из этих средств возвращено пострадавшим — не сообщается.
Летом 2012 года лишилась членства в бюро, а затем и лицензии СК «ИнтерТрансПолис». Причины — те же: нарушение нормативов и правил работы на рынке «автогражданки». Осенью 2012 года МТСБУ исключила «Городскую страховую компанию», которая в итоге поплатилась за это своей лицензий по ОСАГО.
Апофеозом «разборок» на этом рынке стал 2013 год, когда в центре скандала оказалась страховая компания «Добробут», которую обвинили в злоупотреблении занижением страховых тарифов и переманивании агентов.
«Например, агентам пяти региональных дирекций нашей компании предлагали стать продавцами СК „Добробут“ с получением агентского вознаграждения на уровне 40-50%», — говорит гендиректор СО «Ильичевское» Юрий Гришан.
Подтверждает его слова и руководитель другой страховой компании. «Размер комиссионных доходил до 65% страховой премии. А после возникновения проблем с „Эрдэ Банком“ (в январе текущего года его решили ликвидировать — авт.) страховщик даже разрешал агентам брать комиссию прямо с платежа клиента, так как счета компании были заблокированы», — рассказывает председатель правления СК «Княжа» Дмитрий Грицута.
Объем ее долгов на конец 2012 года оценивался Национальной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг в 3,5 млн грн, хотя по оценкам участников рынка, кумулятивный долг «Добробута» может достигать 100 млн гривен с учетом полисов, которые находятся в обращении.
Последней в череде нарушителей, по данным МТСБУ, оказалась компания «Лафорт», которая стала продолжателем дела «Добробута», предлагая безумные комиссии и «пылесося» страховые платежи с доверчивых страхователей.
«Страховая компания „Лафорт“ требует усиленного внимания, так как имеет высокие темпы роста по портфелю ОСАГО за счет чрезмерных комиссий, достигающих 50-70%», — заявлял еще в начале 2012 года тогдашний гендиректор МТСБУ Вадим Загребной.
Отметим, что страховую компанию лишат возможности по своему усмотрению решать вопрос о компенсации (платить или не платить). Она будет выплачивать деньги в случае отсутствия оснований для отказа от осуществления страхового возмещения (а не в случае признания требований заявителя обоснованными, как это происходит сегодня). Об этом в материале «Автостраховка: задержал выплату — плати штраф!» пишет Валентин Ковальский, автор информационно-аналитического портала Inpress.ua.
Напомним, что всех украинцев, выезжающих за рубеж, заставят застраховаться. Украина может ввести обязательное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев туристов.
Согласно проекту закона, для туристов, которые выезжают в другую страну, минимальный размер страховой суммы по договорам обязательного медицинского страхования составляет не менее 30 тыс. евро, а по договорам обязательного страхования от несчастного случая — не менее 3 тыс. евро на одного человека.
К слову, борьба столичной ГАИ с лихачами не прекращается ни на минуту. С тех пор, как на дорогах начали появляться устройства автоматической фиксации нарушений скоростного режима («Гарпун»), водители стали обращать больше внимания на коробки с окошками на трассах; а недавно стали известны места, где есть возможность быть «загарпуненным».
Помимо «гарпунов» работники полосатого жезла уже начали тестировать новую систему автоматической фиксации нарушений; таких устройств планируется поставить более 5 тысяч по всем дорогам Украины.
Как уже сообщал Inpress.ua, водители, имевшие на руках удостоверения советского образца, должны были до конца года обменять их на новые. Однако Верховная Рада разрешила владельцам «советских» водительских документов менять их по собственному желанию.
Более подробно о культуре на дорогах и противостоянии водителей и ГАИ читайте в статье Петра Лазарева «Дорожные войны Украины — водитель против автоинспектора».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.