Извечный конфликт на дорогах между водителями и инспекторами ГАИ уже стал не просто легендарным, а просто настоящей притчей во языцех. К тому же появление мобильных камер и видеорегистраторов наглядно иллюстрирует всю подноготную этого противостояния.
Да, с обеих сторон имеются свои индивидуумы, портящие общую картину; в семье не без урода. Но на существующую негласную круговую поруку среди «гайцев» законопослушные автовладельцы начали повально создавать свои сообщества для борьбы с беспредельщиками в погонах.
Многие водители осваивают приёмы борьбы в правовом поле: в интернете появляется всё больше сайтов, где автолюбители делятся советами, как правильно обжаловать протокол и составить судебный иск. Видеоролики, отснятые юридически подкованными водителями в момент общения с нагловатыми гаишниками, предлагает и YouTube.
Как результат – увольнение сотрудников ГАИ за систематические и различной степени нарушения, а руководство МВД отметило растущее гражданское правосознание, когда порой водителю приходится знакомить инспектора с законами, которые последний должен вроде как защищать.
Главная цель антигаишного движения – не платить штрафы. Адвокат Алексей Святогор убеждён, что массовое стремление избежать оплаты штрафов спровоцировано их двадцатикратным подорожанием. «Когда штраф был 17 гривен, его платили не задумываясь, – вспоминает он. – После подорожания водители стали интересоваться способами обжалования». Времена, когда безропотно платили все, развратили сотрудников ГАИ, и сегодня это усугубляет ситуацию, уверен адвокат.
Конечно, такая картина не могла не вызвать всплеск коррупции и масштабного воровства. Со времени введения штрафов с осени 2008 года гаишники составили протоколов на сумму 650 млн. грн. Но в казну не поступило и половины. По данным Госказначейства, в бюджете лишь 273 млн. грн. оплаченных штрафов. Активнее всего нарушает и платит столица – почти 35 млн. грн. За Киевом идут Донецкая, Днепропетровская и Одесская области – каждый из этих регионов пополнил бюджет на сумму от 17 до 21 млн. гривен.
Самые неплатёжеспобные нарушители живут в Тернопольской, Сумской и Кировоградской областях и в городе Севастополе – водители этого крымского города заплатили всего 4 млн. грн.
Выяснение отношений с инспектором ГАИ – битва, из которой победителем чаще выходит инспектор. Во-первых, потому, что в отличие от водителя, он подготовлен к этой встрече. Во-вторых, за ним стоит мощный механизм государственной автоинспекции. В противовес этому механизму автовладельцы вооружились знаниями для аргументированных возражений сотруднику ГАИ и профессионального ведения с ним поединка на дороге.
Но права – правами, а обязанности тоже никто не отменял. И как раз о своих обязанностях частенько забывают и та, и другая сторона.
Когда Виктор Ющенко, находясь на посту президента, уличил сотрудника ГАИ в незнании своих должностных обязанностей, раздосадованный разгулом коррупции он издал указ о расформировании Госавтоинспекции. Водители сразу почувствовали свободу, переросшую в безнаказанность. Впрочем, для многих «праздник непослушания» закончился весьма быстро и неожиданно, поскольку «расформированные» милиционеры не спешили выезжать для регистрации ДТП. Зато виновники аварий стали очень благодарны властям за «своевременную инициативу». В больших городах стало нередким появление нетрезвых водителей за рулем, а нарушение разметки и правил парковки стали повсеместным явлением.
На фоне этого активизировались «мажоры», то есть родственники высокопоставленных чиновников и олигархов, а также сами высокосидящие работники различных ведомств.
Как уже сообщал Inpress.ua, 30 мая 2007 года в центре Киева, управляя спортивным BMW М6, Сергей Калиновский столкнулся с припаркованными «Жигулями». В результате аварии погиб прапорщик внутренних войск Владимир Куликовский, а также пассажирка иномарки, подруга Калиновского, Анастасия Бронникова. 11 июня того же года Калиновский был задержан при попытке вылететь в Израиль, но вскоре его отпустили под подписку о невыезде. После этого Калиновский находился на лечении в киевской клинике «Биофармтех», из которой исчез в сентябре 2007 года. Весной этого года Калиновский появился в Киеве и, несмотря на международный розыск Интерполом, не только не таится, но и выкладывает в интернете свои фото с прогулок по городу.
Участие работников прокуратуры в авариях на дороге тоже не редкость. В ноябре 2012 года в Киеве на Харьковском шоссе BMW X5, пересек двойную сплошную линию разметки и выехал на полосу встречного движения, где лоб в лоб столкнулся с двигавшимся навстречу Chevrolet Aveo. В результате столкновения находившийся за рулем Aveo мужчина получил травмы, не совместимые с жизнью. Он скончался на месте аварии. Водитель и пассажир BMW были госпитализированы с травмами головы. От удара осколки деталей обоих автомобилей разлетелись на десятки метров. Очевидцы рассказали, что в BMW X5 находились работники прокуратуры. Это подтвердила и надпись под лобовым стеклом внедорожника – «Прокуратура Украины».
Одним из социальных формирований, возникших в огне борьбы за соблюдение прав и обязанностей, стало общественное движение «СтопХам», появившееся в России, а позднее – и в Украине. Активисты борются с хамством на дорогах в виде езды по тротуарам и неправильной парковкой. Появление такого движения встретило неоднозначные отклики: одни, как правило пешеходы, одобряют действия «стопхамовцев», другие, как правило водители, бегают за активистами с монтировкой и советуют облепить наклейками себя. Но движение разрасталось как лесной пожар, нынче можно встретить парней с камерами и наклейками в Киеве, Луганске и некоторых других городах Украины.
Более масштабно и всеохватывающе к вопросу подошли активисты новосозданного движения «Дорожный контроль». Это водители-добровольцы, которые, замечая несправедливость на дороге, подъезжают, предлагают помощь ложно задержанным и снимают происходящее на видео.
Но самое главное – это не хамство и пьянство за рулем. Основа для первого и второго кроется в нашем менталитете, когда каждый считает себя на дороге лучше всех и имеет моральное право «забить» на любые правила, вспоминая о них только в свою пользу. При этом автовладельцы поголовно все жалуются на высокие штрафы. Хотя в странах Европы штрафы только за элементарное превышение скорости варьируются от 150 до 1500 евро.
Комментарии
5а в пересчёте на уровень жизни в этих странах слабо?при ихних зарплатах эти штрафы Ужасное наказание
Для америкоса 1000$ при зарплате в 3000$ в месяц - что для нас 1000грн. при зарплате в 3000 грн. Ужасное наказание за пьянку. Почти казнь. :(
За пьянку нужно вообще лишать прав. Навсегда.
"Дорожный Контроль" вот реальная организация идущая в авангарде борьбы с прогнившими гаишниками. roadcontrol.org.ua
Дорожный контроль БЫЛ реальной организацией, которая держала гаишников в страхе. Теперь он переродился и стал политической организацией на службе у Свободы или каких-то других партий из ОО