Одной из основных проблем на рынке страхования ОСАГО помимо демпинга стало мошенничество. Стандартная мошенническая схема такова: человек покупает автогражданку у агента, а позже выясняется, что бланк его полиса значится в базе МТСБУ как утерянный страховщиком. Об этом в материале «Автогражданка — кто и как зарабатывает на украинцах» пишет Павел Харламов, автор информационно-аналитического портала Inpress.ua.
Внутренняя «автогражданка» все еще страдает от демпинга и попыток обмана страхователей. Страховой агент-мошенник, может продать полис, а в СК заявить о потери бланка.
«То есть, его автогражданка — не более, чем бумажка, по которой, в случае чего, страховая компания не компенсирует ущерб пострадавшим. При этом мошенником может быть только агент, который деньги от продажи полиса забирает себе, а в СК сообщает, что потерял бланк», — отмечает генеральный директор СК «Allianz Украина» Гарри Андреасян.
Либо афера проворачивается с согласия страховой компании и клиента. Когда, например, клиент с самого начала знает, что покупает «бумажку», которую можно предъявить сотруднику ГАИ, и не больше. А страховщик может участвовать в дележе денег от продажи «утерянных» ним полисом.
Например, у нечистых на руку агентов до сих пор можно встретить в продаже полисы «Инвестсервиса» или «УЭСК», которые фактически недействительны. И хотя эти компании до сих пор не объявлены банкротами, размер их долгов перед пострадавшими еще два года назад, по оценкам МТСБУ, колебался от 30 до 40 млн грн.
Эту проблему в бюро намерены решить двумя путями: создать реестр страховых агентов, а также внедрить так называемый электронный полис.
Чтобы попасть в реестр, продавцам придется получать квалификацию от Нацкомфинуслуг, для чего нужно пройти некий образовательный курс базовых знаний об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности (особенностях, порядке заключения договоров, лимитах ответственности и т. д.), изучить нормативно-правую базу, регулирующую этот вид деятельности.
При этом страховой агент должен иметь 2-летний стаж работы и отсутствие судимости. Информацию о допущенных продавцах будут вносить в специальный реестр, который должно создать МТСБУ. Реестр должен решить проблему с утерянными бланками, а, соответственно, избавить страховщиков от необходимости платить по полисам-«пустышкам».
«Реестр поможет убрать с рынка агентов, которые сообщают страховщику, что потеряли полис, а сами продают его клиенту, забирая премию себе. Как только мошенника поймают, информация о нем попадет в базу, которая будет доступна всему рынку, поэтому он больше не сможет работать агентом. Сейчас же в случае прокола он может переходить от одной компании к другой, потому что его махинации никому не известны», — говорит Гарри Адреасян.
Электронный полис — пока что лишь планы. По задумке бюро договор страхования можно будет выписать только после внесения его в базу бюро, и это будет происходить «онлайн», что минимизирует влияние человеческого фактора. «Мы планируем начать эксплуатацию до конца года. Хотя, речь пока идет о пилотном проекте, а не на всю страну», — отмечает заместитель генерального директора МТСБУ Николай Лутак.
В электронном документе есть плюсы: они снимут проблему хождения бланков компаний, деятельность которых приостановлена или прекращена, так как предполагается, что необходимым и достаточным подтверждением факта действия договора обязательного страхования автовладельцев будет являться электронная запись в единой централизованной базе данных МТСБУ.
Однако нюанс в том, что электронные полисы должны контролироваться органами ГАИ, признаваться судебной системой. «Учитывая же массовость обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (в год заключается более 8 млн договоров), понятно, что внедрение электронного полиса невозможно, пока все эти вопросы не будут решены на законодательном уровне», — подчеркивают в МТСБУ.
Отметим, что страховую компанию лишат возможности по своему усмотрению решать вопрос о компенсации (платить или не платить). Она будет выплачивать деньги в случае отсутствия оснований для отказа от осуществления страхового возмещения (а не в случае признания требований заявителя обоснованными, как это происходит сегодня). Об этом в материале «Автостраховка: задержал выплату — плати штраф!» пишет Валентин Ковальский, автор информационно-аналитического портала Inpress.ua.
Напомним, что всех украинцев, выезжающих за рубеж, заставят застраховаться. Украина может ввести обязательное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев туристов.
Согласно проекту закона, для туристов, которые выезжают в другую страну, минимальный размер страховой суммы по договорам обязательного медицинского страхования составляет не менее 30 тыс. евро, а по договорам обязательного страхования от несчастного случая — не менее 3 тыс. евро на одного человека.
К слову, борьба столичной ГАИ с лихачами не прекращается ни на минуту. С тех пор, как на дорогах начали появляться устройства автоматической фиксации нарушений скоростного режима («Гарпун»), водители стали обращать больше внимания на коробки с окошками на трассах; а недавно стали известны места, где есть возможность быть «загарпуненным».
Помимо «гарпунов» работники полосатого жезла уже начали тестировать новую систему автоматической фиксации нарушений; таких устройств планируется поставить более 5 тысяч по всем дорогам Украины.
Как уже сообщал Inpress.ua, водители, имевшие на руках удостоверения советского образца, должны были до конца года обменять их на новые. Однако Верховная Рада разрешила владельцам «советских» водительских документов менять их по собственному желанию.
Более подробно о культуре на дорогах и противостоянии водителей и ГАИ читайте в статье Петра Лазарева «Дорожные войны Украины — водитель против автоинспектора».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.