Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Украинское судостроение: сохранили, но не уберегли

25 сентября 2013, 13:04 0

Кризисная ситуация в украинском судостроении имеет несколько «специфический» вид. Возможности были и остались высокими — и в плане производственных мощностей, и в плане технологического уровня. Однако ситуация в отрасли была и осталась, если так можно выразиться, «стабильно депрессивной». В итоге сложилась парадоксальная ситуация: в условиях пресловутой «второй волны» мирового экономического кризиса даже Вьетнам поднялся выше Украины в рейтинге мирового судостроения. В чем причины огромного спада некогда ведущей отрасли страны и какие имеются пути для использования ее потенциала на полную мощность, на информационно-аналитическом портале Inpress.ua подробно рассказал Артем Ивановский в статье «Корветы и лайнеры — почему пустуют украинские верфи».

Как отмечает автор, Украина способна строить корабли всех типов — от боевых крейсеров, фрегатов, подводных лодок до ледоколов, танкеров и пассажирских лайнеров, однако находится в прогрессирующей стагнации с момента получения страной независимости. Плачевная ситуация с отечественным судостроением даже взволновала правительство, которое решило провести экономический эксперимент в текущем году.

А ведь сохранены все ключевые предприятия отрасли, которые не были растасканы рейдерами или прекратили полностью производство, сетует Ивановский.

«За два десятилетия независимости судостроительные и судоремонтные заводы не разрушены, не распроданы с целью ликвидации, не растеряли свою производственную базу. Тем не менее, ситуация в отрасли была и осталась, если так можно выразиться, „стабильно депрессивной“.

Огромные заводы, такие как ЧСЗ или „Завод имени 61 коммунара“, ранее строившие авианосцы и ракетные крейсера, перебиваются постройкой танкеров и сухогрузов водоизмещением не более 20 тыс. тонн», — отмечается в статье.

При этом в наиболее сложной ситуации оказались судоремонтные предприятия Украины, которые попали под удар рейдеров и различных махинаторов, констатирует автор.

«В особенно сложном положении оказались судоремонтные предприятия — многие из них простаивают, высококвалифицированные инженеры и рабочие этих предприятий отправлены в принудительные неоплачиваемые отпуска и превратились, по сути, в гастарбайтеров, готовых искать любой подвернувшийся под руку заработок в ближнем либо дальнем зарубежье»

«Как водится, в подобных условиях открываются удобные возможности для разного рода недобросовестных махинаторов и рейдерства. Причем современных „флибустьеров“ не останавливает даже то, что захватываемые ими предприятия находятся в государственной собственности», отмечает Ивановский.

А что же эксперимент, о котором мы говорили в начале статьи? К сожалению, он пока остался на бумаге, как и многие другие благие начинания власти. Все же добавим, что государственная поддержка судостроения подразумевала предоставление налоговых и таможенных льгот, обеспечение госзаказов и привлечение кредитов на украинские предприятия под государственные гарантии.

«Неподдельный энтузиазм отечественных корабелов по поводу старта экономического эксперимента быстро остыл. Одно дело — принятие закона, и совсем другое — его исполнение. Подчеркнем, что по прошествии восьми месяцев с момента даты запуска эксперимента вышеупомянутый закон так и не начал реально действовать. Например, вопрос о предоставлении предприятиям установленных в законодательном порядке налоговых и таможенных льгот увяз в болоте согласований с соответствующими министерствами и ведомствами», — подчеркивает автор.

Напомним, что ГК «Укрспецэкспорт» 25-28 сентября 2013 примет участие в 10-й Международной специализированной выставке «Оружие и Безопасность-2013», которая будет проходить в Киеве, в Международном выставочном центре, сообщается на сайте компании.

В рамках выставки на стенде ГК «Укрспецэкспорт» впервые представлен макет «Проекта-58250» (Корвет) размером 1.25 на 0.45 на 0.25 метра. До последнего времени внешний вид корабля находился под грифом «секретно».

Данный корабль — перспективный тип корветов для ВМСУ, разработанный Опытно-проектным центром кораблестроения (город Николаев). Главный корабль был заложен 17 мая 2011 г. Он может поступить на вооружение ВМСУ не ранее 2015 года.

Как ранее сообщал Inpress.ua, Херсонский судостроительный завод (ХСЗ) завершил постройку серии из трех танкеров проекта RST27. 17 сентября 2013 года в присутствии вице-премьер-министра Украины Юрия Бойко был подписан технический акт приема-сдачи третьего танкера смешанного типа «река — море» проекта «СВЛ Юнити» мальтийской компании заказчику SVL. Контракты на строительство трех полнокомплектных судов данного проекта между ХСЗ и SVL были подписаны в октябре 2011 года. Общая стоимость контрактов — более 50 млн долларов.

«Херсонский судостроительный завод является единственным предприятием в Украине, строящим сегодня полнокомплектные суда проекта RST 27, которые очень востребованы. Досрочное выполнение данного контракта позволяет нам рассчитывать на дальнейшее сотрудничество с компанией SVL и появление новых заказчиков», — сказал генеральный директор ХСЗ Олег Федак на церемонии передачи танкера.

Отметим, что Херсонский судостроительный завод (ХСЗ) построил первый из трех танкеров в рамках контракта на сумму $50 млн, заключенного с зарегистрированной на Мальте компанией SVL.

Об этом рассказал генеральный директор Smart Maritime Group Александр Юрков, компании которого и принадлежит ХСЗ.

Это судно было опущено на воду 19 октября 2012 года, а в марте 2013 года было передано заказчику. По данным ассоциации судостроителей «Укрсудпром», танкеры не выпускались в Украине с 1992 года. Это судно является одним из трех танкеров-продуктовозов серии RST-27 дедвейтом 7 тыс. т, заказанных в ноябре прошлого года херсонскому предприятию группой российского предпринимателя Бориса Титова.

А 11 марта Кабинет Министров предоставил Черноморскому судостроительному заводу (ЧСЗ) право на импорт товаров военного назначения для реализации государственной целевой программы строительства кораблей класса «корвет».

Согласно постановлению, Черноморский судостроительный завод вносится в перечень субъектов внешнеэкономической деятельности, имеющих право на экспорт и импорт товаров военного назначения и товаров, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Напомним, что 27 апреля феодосийская судостроительная компания «Море» спустила на воду десантный корабль на воздушной подушке класса «Зубр», предназначенный для китайских ВМС. Современная амфибия, развивающая скорость до 60 узлов, способна перевозить 500 десантников, или три боевых танка, или десять БТР, или восемь БМП.

Контракт на поставку четырех таких кораблей общей стоимостью в $320 млн был подписан с Китаем еще в 2008 году. В Феодосийском морпорте, куда «Зубр» сопровождали буксиры, его мощными кранами погрузили на судно-перевозчик и отправили в Китай.

Подробнее о реформе и особенностях украинского военно-промышленного комплекса читайте в статье Артема Ивановского «ВПК Украины — пушки ради сала».

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях