Недавние события, связанные с ограничением экспорта украинских товаров в Россию, многие называют не иначе как «торговой войной». Сейчас много говорится о том, как Украине необходимо вести себя в данной ситуации, но ничего не сказано о том, что необходимо сделать для того, чтобы подобная ситуация не повторилась.
Очевидно, что корень проблемы заключается в том, что экономическое благополучие многих украинских предприятий зависит от экспорта продукции в Россию.
По данным Министерства доходов и сборов Украины в 2012 году экспорт украинских товаров в Россию составил 17,6 млрд долл., что составляет более четверти от общего экспорта украинских товаров за указанный период. Таким образом, Россия является основным рынком сбыта для украинских производителей. Для многих предприятий такая зависимость является критической. В Украине существуют целые отрасли производства, ориентированные преимущественно на рынок России.
Вместе с тем, по мировым меркам, Россия занимает достаточно скромное место в системе мировой торговли. Ее доля составляет менее 3%, что соответствует таким странам, как Бельгия (с 10 млн населения) или Сингапур (с 7 млн населения).
В соответствии с данными Всемирного экономического форума, Россия в 2012 году заняла 112-е место (из 132-х) в рейтинге вовлеченности в международную торговлю. К слову сказать, Украина в этом списке заняла 86-ю позицию.
По мнению экспертов ВЭФ, развитию торговли в России мешают:
В результате российский рынок остается одним из самых закрытых (129-е место). Развитие импорта тормозят коррупция на границе, высокие тарифы и запретительные нетарифные меры, считают эксперты ВЭФ.
Характерно, что трудности с экспортом своей продукции в Россию испытывают не только украинские производители, но и партнеры России по Таможенному союзу. Здесь можно вспомнить и проблемы с экспортом белорусской молочной и мясной продукции в Россию, и запрет на импорт мяса из Казахстана.
Эти примеры наглядно демонстрируют, что никакие интеграционные проекты не являются препятствием для применения Россией торговых ограничений.
Однако если торговых ограничений нельзя избежать, то вполне по силам минимизировать возможные потери от их применения. Одним из наиболее действенных «лекарств» против этой «болезни» является диверсификация экспорта.
Как видим, украинский экспортер предпочитает продавать свою продукцию на наиболее близкие (в географическом смысле) рынки Европы и СНГ. Между тем современное развитие транспортной инфраструктуры открывает для украинских предприятий новые возможности по выходу на более удаленные рынки, но от этого не менее привлекательные.
В этом регионе расположены две страны, которые занимают лидирующие места в системе мировой торговли и сохранят за собой эти позиции в ближайшем будущем. На Китай и Индию приходится более трети населения Земного шара. Одного этого достаточно для того, чтобы оказывать сильнейшее влияние на мировые тенденции. Кроме того, Индия и Китай относятся к числу самых быстро развивающихся экономик в мире.
Так, экономика Индии по итогам прошлого года заняла двенадцатое место в мире по объему ВВП (4,7 трлн долл.). Компания Ernst & Young назвала Индию одной из самых привлекательных стран для ведения бизнеса и инвестирования. Основными ее козырями считают объемный рынок рабочей силы, наличие природных ресурсов и сильную экономическую базу.
Наблюдающийся в последнее десятилетие в Индии промышленный рост привел к росту рынка машиностроения и оборудования. Возросла потребность в пластмассах, запчастях, металлических конструкциях, транспортном оборудовании. Ожидается, что этот рынок будет все увеличиваться, что приведет к росту валового национального продукта.
Всем известно, что Китай является самым большим экспортером продукции в мире, но при этом он также является крупным импортером. Вопреки сложившемуся мнению, что Китай, являясь «мировой производственной мастерской», в основном импортирует сырье и полезные ископаемые, реальная структура импорта в КНР несколько иная.
Около 40% импорта в КНР приходится на различное оборудование, станки, машины, электромеханизмы, оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические инструменты и аппараты и пр. Среди основных стран, поставляющих свою продукцию в Поднебесную, — США, ЕС, Япония, Южная Корея. Кроме того, и Китай и Индия в силу понятных причин являются крупнейшими потребителями сельскохозяйственной продукции.
Помимо востока следует обратить внимание и на Африку. Экономический потенциал этого региона сегодня признают практически повсеместно. Мировые лидеры США, ЕС и КНР сегодня ведут соревнование за доминирование на африканском континенте. Несмотря на таких серьезных соперников, Украина тоже имеет все шансы укрепить свое присутствие в этом регионе. А побороться действительно есть за что.
Ведущие мировые экономисты признают Африку вторым самым быстрорастущим регионом в мире (после Азии). По оценкам ООН, Африка имеет самое быстрорастущее население в мире и самое молодое. Более 50% населения в возрасте до 20 лет по сравнению с 28% в Китае. К 2030 году на этот континент будет приходиться более 40% мирового прироста населения.
По расчетам экономистов, ориентируемая на потребителей промышленность континента вырастет к 2020 году на 410 млрд долл. По данным Всемирного банка, в ближайшие годы 16 государств африканского континента войдут в тридцатку самых быстроразвивающихся стран мира.
Государства Южной Америки создали свой региональный экономический союз «Меркосур», что позволило им стать довольно значимым игроком на мировом рынке. «Меркосур» объединяет в единый рынок Аргентину, Бразилию, Уругвай, на которые приходится 70% населения Южной Америки. Страны «Меркосур» производят 83% регионального ВВП Южной Америки, что составляет более 3,3 трлн долл. По экономическим показателям это объединение входит в четверку наиболее крупных и влиятельных торговых блоков в мире.
Интересно, что в последнее время страны «Меркосур» активизировали торговые отношения с Россией. За последнее время товарооборот увеличился более чем в 5 раз. При этом «Меркосур» и Таможенный союз приступили к изучению возможности создания зоны свободной торговли. Как видим, в Южной Америке существует серьезная заинтересованность в товарах из стран СНГ, и это создает дополнительные возможности для украинских производителей.
Безусловно, налаживание новых торговых связей с такими странами и регионами, как Индия, Китай, страны Африки, Латинская и Южная Америка, — процесс непростой. Украинским производителям придется приложить много усилий для продвижения своей продукции в эти регионы. Существенную помощь украинским предприятиям могло бы оказать государство.
Успех предприятия во многом будет зависеть от наличия государственного подхода к решению данной проблемы. Необходимо разработать и реализовать отдельную государственную программу, которая бы предусматривала:
Однако полученный в результате эффект в виде географической диверсификации экспорта значительно усилил бы украинские экспортные позиции, уменьшил бы зависимость от отдельных рынков сбыта и минимизировал бы значение торговых ограничений.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.