Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Эксперты: Виртуальное общение с налоговой облегчило жизнь бизнесу, но так и не решило всех проблем

29 августа 2013, 17:20 0

Министерство доходов и сборов Украины запустило в прошлом году несколько электронных сервисов, которые должны были облегчить подачу отчетной документации, показать наличие налогового долга или ошибки в отчетах, а также избежать множества лишних проверок и штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Кроме того, такие шаги должны были нанести удар по коррупции. Информационно-аналитический портал Inpress.ua обратился к экспертам с просьбой прокомментировать, стала ли жизнь налогоплательщиков легче после запуска электронных сервисов и как изменилась работа фискальных органов.

Как считает Дмитрий Сушко, управляющий партнер компании «PSP Audit», введение электронной отчетности — позитивный шаг. Особенно для малого бизнеса.

«Необходимо отметить, что подача налоговой отчетности требует некоторых финансовых и временных затрат. Если такие затраты несущественны для среднего и крупного бизнеса, то для малого бизнеса они являются очень ощутимыми. Поэтому внедрение электронной подачи отчетности можно расценить только с позитивной стороны, ведь это, как минимум, упрощает, а значит и удешевляет сам процесс. Так происходит во всем мире, так делает большинство стран Европейского Союза», — считает Сушко.

По словам эксперта, существуют некоторые и негативные моменты: во-первых, электронная отчетность может использоваться как элемент для давления на бизнес, а значит, привести к коррупции на местах. Во-вторых, многие сервисы, которые сейчас есть, не до конца функционируют и требуют доработки.

«В-третьих, к примеру, консультационная служба Миндоходов не несет никакой ответственности за свои консультации и, как правило, уровень этих консультаций может быть односложен. Все это оставляет желать лучшего, хотя, конечно же, практика прогрессивная, ведь во всех развитых странах мира уже давно налажен четкий диалог между фискальными органами и бизнесом», — резюмировал Сушко.

Со своей стороны, Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера, подчеркивает, что любые подвижки в этом направлении: уменьшение количества налогов, которые платят субъекты предпринимательской деятельности, подача документов в электронной форме — это уже очень хорошо, ведь Украина далеко не страна с благоприятным бизнес-климатом.

«Естественно, подача документов в электронном виде отнюдь не решает всех проблем украинского бизнеса, в плане их отношений с налоговой инспекцией, но часть вопросов это все-таки снимает. В первую очередь речь идет об уменьшении коррупции, потому что основное направление движения для ее искоренения — это абсолютная лимитация отношений бюрократа с предпринимателем. Это ценное движение, хотя здесь еще многое не усовершенствовано и еще многое предстоит доделать и исправить», — резюмировал Устенко.

Как сообщалось ранее, Миндоходов запустил сервис «Налоговый ассистент», который уже успел сообщить 51 тыс. налогоплательщиков о возможных налоговых рисках, которые были выявлены в ходе обработки отчетной документации.

Сервис показывает различия в показателях, указанных в финансовой и налоговой отчетности, а также конфиденциально информирует о других ошибках, таких как наличие налогового долга, выплата заработной платы меньше законного минимума, отношения с рисковыми контрагентами, различия в показателях в декларациях по налогу на прибыль и НДС.

В июле этого года в тестовом режиме также был запущен сервис «Электронный кабинет», который является персональным автоматизированным рабочим местом налогоплательщика. Благодаря ему плательщик сразу будет видеть, как показатели его отчетности повлияли на состояние расчетов с бюджетом. Налоговая отчетность будет подаваться пакетом: декларация со всеми приложениями. На каждый принятый пакет документов будет выдаваться одна квитанция о приеме декларации.

В Миндоходов планируют в дальнейшем расширять возможности электронного кабинета. «Плательщики смогут просматривать документы, выданные органами Миндоходов, формировать и заполнять платежные документы об уплате налогов, рассчитывать пеню, подавать заявления на регистрацию плательщиком отдельных налогов, получать консультационные услуги и пр.», — отмечается в сообщении.

Вход в «Электронный кабинет» осуществляется по адресу knp.minrd.gov.ua или на портале Миндоходов путем авторизации с помощью электронной цифровой подписи. При установке программного обеспечения необходимо пользоваться браузером Internet Explorer.

Цифровую подпись предприятия, учреждения, организации и физические лица могут получить бесплатно в пунктах регистрации аккредитованного Центра сертификации электронных ключей Миндоходов. На сегодня в Украине действует 104 таких пункта.

Напомним также, что Министерство доходов и сборов Украины в сотрудничестве с иностранными консультантами разработает собственную модель всеобщего декларирования доходов граждан.

Эксперты отмечают, что в части декларирования доходов населением нужно сломать постсоветский психологический фактор и повысить уровень информированности. «Первое: мы должны осознавать и четко понимать, что советское прошлое отразилось на психологии людей, которые не знали, что надо декларировать и уплачивать налоги, — за них все делало государство. То предложение, которое Министерство доходов и сборов озвучивает сегодня, имеет право на жизнь, и оно будет реализовано, но в определенной перспективе. Потому что с учетом информационного пространства, которое должно насыщаться этой информацией, люди должны понимать, что они участвуют таким образом в том числе и в формировании общегосударственных фондов, поэтому однозначно сказать, что завтра это сработает, — невозможно, но это можно считать одним из важных факторов, в первую очередь, психологических», — отмечает независимый финансовый эксперт Анатолий Заика.

Как отмечает эксперт, для получения эффекта от внедрения данной инициативы должно пройти определенное время — не меньше, чем год-полтора, чтоб были первые ощутимые результаты. «Это самый оптимистический прогноз — я имею в виду первые результаты, пока люди начнут понимать, что они будут социально активны с точки зрения государства. И в психологии этих людей отложится, что они участвуют в процессе. А полноценный эффект мы почувствуем куда позже, через пять и более лет», — резюмирует Анатолий Заика.

По мнению генерального директора инвестиционно-банковской компании European Capital Management Вадима Браиловского, декларирование официальных доходов обеспечит более свободный доступ граждан к кредитам на приобретение недвижимости и авто в банках Украины, позволит снизить нагрузку на фонд оплаты труда и сбалансировать государственные финансы в результате легализации «теневых зарплат».

«Нормой для Украины следует считать нормальную мировую практику, когда каждый гражданин сам, действуя сознательно, уплачивает государству налоги с честно заработанных денег. Именно этот принцип действует во всех развитых странах мира. Будет он работать и в Украине», — добавил финансист.

В ближайшие три месяца Министерство доходов и сборов вынесет на обсуждение законопроект об обязательном всеобщем декларировании доходов граждан.

Как сообщалось ранее, в этом году 3 000 украинских граждан задекларировали доходы больше 1 млн грн. Количество миллионеров увеличилось на 1 000. Четверо граждан задекларировали доход более 1 млрд грн.

Более подробно об уровне зарплат в Украине читайте в статье Дениса Скворцова «Зарплаты в Украине: кому и где жить хорошо».

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях