Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Российский центробанк не верит в экономическое чудо. +ФОТО+ВИДЕО

14 августа 2013, 15:53 0

Российская экономика затормозила свое развитие. Пока Минэкономразвития РФ говорит о возможном росте ВВП, российский центробанк первым признал чрезмерный оптимизм министерства. Пока не ясно, какие коврижки, кроме доступа на рынок и низких цен на газ, может предложить Украине Россия в виде бонусов участия в Таможенном союзе, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

Весной Минэкономразвития снизило прогноз роста ВВП в этом году с 3,6 до 2,4%, в 2014-2015 гг. ведомство ожидает ускорения до 3,7 и 4,2% соответственно. Однако данные Росстата ставят под сомнение даже ухудшенный прогноз на 2013 г. — рост ВВП во II квартале замедлился до 1,2% против 1,6% в первом (по сравнению с аналогичными периодами 2012 г.). По подсчетам Николая Кондрашова из Центра развития Высшей школы экономики, за полгода экономика выросла на 1,4%, а с очисткой от сезонного фактора рост во II квартале к январю-марту составил всего 0,1%, передает российское издание Ведомости.

Центробанк первым официально признал чрезмерный оптимизм Минэкономразвития. Ранее об этом говорили эксперты и Счетная палата. Во втором полугодии Минэкономразвития ожидает ускорение роста в силу эффекта базы (увеличение инвестиций, госрасходов, выпуска в сельском хозяйстве) и замедление инфляции (повлияет на реальные доходы), но даже с учетом этого рост пока оказывается ниже прогноза на год, признавал ранее директор департамента Минэкономразвития Олег Засов. Ведомство подготовит уточненный прогноз до сентября.

Данные за первые два квартала отнимают от годового роста примерно 0,5 п. п., считает Александр Морозов из HSBC. По его мнению, прогноз в 2,4% осуществим только при хорошем урожае и позитивной внешней конъюнктуре. На последнее надеяться не нужно, указывает ЦБ в обзоре: в развитых странах при слабых темпах роста перепроизводство многих товаров.

На планах Минэкономразвития вытянуть рост до 2,4% можно ставить крест, говорится во вчерашнем обзоре ВШЭ «Новый КГБ». Чтобы прогноз стал реальностью, необходимо ускорение роста с 0,9% в первом полугодии (в годовом выражении) до 6,5-7% во втором, т. е. почти до докризисного уровня (см. график). Но все сильнее проявляются факторы, которые сдерживают рост: замедление кредитования населения, рост безработицы, снижение рентабельности в экономике, пишут авторы обзора.

Прогноз ускорения роста в 2014-2015 гг. также ничем не обоснован, говорит высокопоставленный чиновник Минфина. Откуда такое ускорение, ведь одновременно Минэкономразвития ожидает сокращения инвестпрограмм компаний нефтяной, энергетической, газовой, железнодорожной отраслей, писала Счетная палата.

Для ускорения роста в среднесрочной перспективе необходима модернизация экономики, указывает ЦБ. Замедление инвестиций и роста в первом полугодии происходило на фоне высокого уровня использования рабочей силы и производственных мощностей (потенциальный и фактический выпуски почти совпадают, см. график). Это означает, что ускорение роста за счет повышения загрузки невозможно.

Впервые ЦБ позволяет себе говорить не только о денежно-кредитной политике, но и об институциональных вещах, отмечает Морозов. Посыл о необходимости модернизации верен, но вряд ли можно говорить, что сейчас мощности загружены почти максимально, считает Морозов: «Если это так, то тогда стагнация является нормой».

Возможность стимулировать рост через смягчение денежно-кредитной политики ограничена — динамика инфляции не самая хорошая, а планы по ее сдерживанию амбициозные, считает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». Фундаментальных факторов для существенного ускорения роста экономики нет, но эффект могут дать сиюминутные меры, например выделение средств фонда национального благосостояния на инфраструктурные проекты, отмечает Тихомиров: «Важно с реализацией этих мер не затягивать».

Вопрос не только в темпах роста, но и в его качестве, отмечает высокопоставленный чиновник Минфина: «Рост можно ускорить. Например, распечатать резервы. Можно таким образом и до 5% довести, но как только кончатся деньги, рост сменится падением».

 

Вместе с тем политолог Александр Палий считает ТС несостоятельным межгосударственным образованием и не верит в перспективность этого проекта даже в случае присоединения к нему Украины.

«На данный момент Таможенный союз каждый день доказывает свою несостоятельность, как экономическую, так и политическую. Никакой новый центр влияния в результате этого не создается. Если мы посмотрим на статистику, которую показывала Евразийская экономическая комиссия, то мы увидим, что показатели роста взаимного товарооборота и экспорта снижаются. Это просто подражательство: где-то Латинской Америке, где-то Европе, где-то Африке. Но в целом такое подражание не несет никаких новых смыслов. Лично я считаю, что будущий Евразийский союз нежизнеспособен даже с Украиной в своем составе, правда, в таком случае он протянул бы дольше», — сказал эксперт.

Схожую точку зрения высказывает и российский политолог Андрей Окара. По мнению эксперта, в проекте договора о создании Евразийского союза задекларирована определенная экономическая прагматика, но совершенно отсутствует важное для любого геополитического объединения ценностное наполнение.

В то же время советник президента России Владимира Путина по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев считает, что для Украины присоединение к ТС — это вопрос выживания ее экономики, стабилизации платежного баланса и развития критически важных отраслей промышленности. Отметим, что президент России Владимир Путин уже не раз и не два звал Украину в Таможенный союз, но украинские власти «смущает» наднациональный орган и сомнительная эффективность самого ТС. Следует отметить, вопрос выгоды ТС для украинской экономики еще нужно обосновать. Пока же даже цифры взаимной торговли стран Таможенного союза снижаются, а не растут. Так, объемы взаимной торговли государств-членов Таможенного союза в январе-мае 2013 г. составили $25,6 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года объем взаимной торговли уменьшился на 9,9%.

В том числе между Россией и Белоруссией взаимная торговля уменьшилась на 15,6% и составила $16,1 млрд, между Россией и Казахстаном — выросла на 2,1% и составила $9,2 млрд, между Белоруссией и Казахстаном — упала на 8,3%, до $336,4 млн соответственно.

Как сообщалось, 29 мая 2013 года в столице Казахстана Астане состоялся саммит лидеров стран-участниц Евразийского экономического сообщества. Президенты России, Беларуси, Казахстана при участии приглашенных лидеров Украины и Таджикистана обсудили дальнейшее развитие интеграционного взаимодействия и создание к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза.

По итогам встречи президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств поддержал намерения Украины получить статус наблюдателя в Таможенном союзе, а в будущем и в Евроазиатском экономическом союзе.

Меморандум об углублении взаимодействия между ЕЭК и Украиной был подписан 31 мая на саммите СНГ в Минске премьер-министром Украины Николаем Азаровым и главой Евразийской экономической комиссии Виктором Христенко. Документ предусматривает предоставление Украине возможности иметь представителя в ЕЭК и получить статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе с 2015 года.

Имея статус наблюдателя, Украина может присоединиться к большинству документов, которые регламентируют работу Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП).

Между тем за последний месяц Россия активизировала новую «торговую войну» против Украины. 31 июля главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко запретил ввоз на территорию РФ продукции украинской кондитерской фабрики Roshen, мотивируя это наличием в ней опасного ингредиента — бензопирена.

Справка

Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества — форма торгово-экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участницы Таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Таможенный союз был образован в декабре 2010 года на саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в Москве.

С целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая заработала с 1 июля 2012 года. Формирование ЕЭК стало одним из шагов на пути трансформации Таможенного союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз, который планируется полностью учредить к 1 января 2015 года.

Евразийский союз (полное название Евразийский экономический союз, ЕЭС) — проект союза суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством, предполагаемого к созданию на базе союза России, Казахстана и Беларуси, и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ — ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ и Таможенного союза.

Более подробно на тему европейской и евразийской интеграции Украины читайте в статье Александра Шаяна «Таможенный союз и ЕС: рисков больше, чем возможностей?».

О проблемах украино-российских торговых отношений читайте в статье Дениса Скворцова «Украина и Россия: торгуем или воюем».

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях