Несколько месяцев назад украинское правительство предприняло довольно радикальный шаг. Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) ввела специальные пошлины на импорт новых автомобилей. В обосновании МКМТ указывается, что удельный вес импортированной продукции по отношению к отечественной вырос в 2010 г. по сравнению с 2008-м на 37,9%, хотя в абсолютном измерении импорт упал на 71%. При этом внутреннее производство в Украине упало за эти годы на 78,9%, что является наихудшим показателем в мире, а объемы продаж на внутреннем рынке упали на 86,3%. Среди других аргументов Комиссия указывает на рост удельного веса турецких, корейских, румынских и немецких автомобилей в общем объеме импорта в 2010 году по сравнению с 2008 годом, что, по мнению МКМТ, подтверждает привлекательность украинского рынка, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
И вот 11 июля 2013 в Женеве состоялось заседание Совета по торговле товарами ВТО, среди вопросов повестки дня — защитные торговые меры Украины, такие как введение специальных пошлин на легковые автомобили, квоты на импорт коксующегося угля и намерения о пересмотре тарифных обязательств, передает «РБК-Украина».
В ходе заседания Совета по торговле товарами Члены ВТО обсуждали торговые меры Украины, которые вызвали у них вопросы или обеспокоенность:
— Введение специальных пошлин на импорт легковых автомобилей — заявление Японии;
— Введение импортной квоты на коксующийся уголь — запросы ЕС и США;
— Намерения Украины по пересмотру тарифных обязательств согласно статье XXVIII ГАТТ1994 — заявления Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) Австралии; Канады, Чили, Египта, ЕС, Гватемалы, Гонконга, Исландии, Израиля, Японии, Кореи, Мексики, Новой Зеландии, Норвегии, Турции и США.
При обсуждении вопроса введения специальных пошлин на импорт легковых автомобилей, в частности, заявления Японии о непрозрачности и необоснованности защитных мер, а также сообщения России о намерении приостановить некоторые уступки, делегация Украины отметила следующее. Решение применить специальные пошлины стало результатом тщательного и объективного расследования, проведенного соответствующими органами власти в Украине, которые сделали вывод, что в результате значительного увеличения импорта автомобилей появилась угроза нанесения серьезного вреда отечественной автомобильной промышленности. Согласно положениям Соглашения ВТО о защитных мерах в случае возникновения такой угрозы и учитывая результаты расследования, странам-членам разрешается вводить временные защитные меры на прозрачной и недискриминационной основе, как это сделала Украина.
Также, в соответствии с требованиями соответствующих правил ВТО, Украина, стремясь поддерживать существенно эквивалентный уровень уступок, конструктивно привлекала к участию в содержательных консультациях заинтересованные страны-члены. Украина заявила, что она готова продолжить эти консультации для того, чтобы найти общее решение по этому вопросу, учитывая при этом право Украины принять меры, предусматриваемые правилами ВТО в случае возникновения угрозы серьезного ущерба в результате существенного увеличения импорта.
В связи с сообщением России о намерении приостановить ряд уступок, делегацией Украины было отмечено стремление найти взаимную договоренность с Россией и другими заинтересованными странами-членами, предусматривающую компенсацию с минимальным негативным влиянием на международную торговлю.
При обсуждении запросов членов ВТО в части введения импортной квоты на коксующийся уголь и ограничения импорта кокса делегация Украины сообщила о либерализации мер по импорту кокса и внедрение квоты объемом 210 000 тонн, которая соответствует традиционным объемам импорта, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 3 июля №462.
Отвечая на заявления членов ВТО о намерении Украины пересмотреть тарифные обязательства, в которых они отмечали непрозрачность и нелегитимность мер Украины, представитель Украины подчеркнул, что статья XXVIII ГАТТ 1994 является действующей нормой ВТО, которая служит законным целям торговой политики. Любая страна — член ВТО имеет право ссылаться на нее и применять ее, если сочтет необходимым по соображениям торговой политики.
Также было отмечено, что Украина сообщила странам — членам ВТО о намерениях модифицировать, а не повышать тарифные обязательства — прозрачно и в соответствии с положениями статьи XXVIII ГАТТ 1994.
Подытоживая, делегация Украины выразила твердую уверенность относительно возможности системы ВТО удовлетворять индивидуальные потребности стран.
Более подробно об обосновании действий украинского правительства и необходимости защитить национального производителя читайте в статье Ярослава Снигура «Украина и ВТО — разбор АВТОполетов».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.