Потерпев сокрушительное поражение в летней кампании на Донбассе, власти со всех трибун заявляют, что сегодня ВС Украины уже готовы к отражению полномасштабной агрессии со стороны России. Мол, теперь это совсем другая армия. Но, если отбросить ура-патриотическую трескотню и шапкозакидательство, то вырисовывается довольно неприглядная картина.
Сразу после распада СССР Украина получила самую большую группировку ВС СССР, которая дислоцировалась на ее территории и по боевому потенциалу занимала четвертое место в мире. К тому же стране достался мощнейший оборонно-промышленный комплекс (ОПК). За годы независимости армия бесконтрольно сокращалась, практически не занимаясь боевой подготовкой, ее покидали лучшие офицеры и генералы, на место их приходили паркетные «герои» типа Гелетея. ОПК работал исключительно на экспорт, обогащая властную верхушку, а собственная армия не только не получала нового оружия, но в огромном количестве распродавала имеющееся. В итоге все это и привело к военному поражению на Донбассе. На сегодняшний день подтвержденные потери только убитыми составляют 1703 человека личного состава, потери в технике и вооружении (включая небоевые) составляют 124 танка, 20 БМД и 3 БТР-Д, 229 БМП, 103 БТР и 23 МТЛБ, 51 САУ, 37 буксируемых орудий, 20 РСЗО, 9 боевых и 3 вспомогательных самолета, 5 боевых и 6 многоцелевых вертолетов.
Любая современная европейская армия полностью уже утратила бы боеспособность при половине подобных потерь. Но запасы СССР оказались настолько большими, что даже после массовой распродажи и утилизации военной техники и вооружений осталось еще очень много. Если учесть технику, находящуюся на хранении, то потери даже по танкам, БМП и БМД составляют лишь примерно 10% от наличия, по остальным классам техники – единицы процентов. Сейчас украинские заводы лихорадочно восстанавливают законсервированную технику, включая БМП-1 и БТР-60. Надо иметь в виду, что это не производство нового, а именно восстановление советского вооружения, причем, сейчас приводится в работоспособное состояние откровенный металлолом. Относительно новая (точнее, наименее старая) техника и так находится в войсках, именно на нее приходится большая часть потерь. Соответственно эти реанимационные мероприятия дают количество, но не качество. О поставках оружия Украине из США и стран НАТО говорится много, но подтверждений поставок нет. К тому же новую западную технику украинская армия не способна ни купить, ни освоить, (один американский самолет в среднем обслуживают 1000 высококлассных специалистов).
Что касается количества и качества личного состава, то здесь тенденции противоречивы. Для любой армии мира война является лучшей академией, в этом смысле, конечно, бои на Донбассе пошли украинским военным на пользу. Но, с другой стороны, непропорционально большие потери среди украинских солдат вызваны, прежде всего, крайним непрофессионализмом офицеров и генералов. При этом не нужно забывать, что на войне всегда первыми погибают лучшие. Поэтому качество личного состава ВС Украины и других силовых структур все равно ухудшается. К этому необходимо добавить отсутствие обученного резерва.
Но, главное, несмотря на все уверения Порошенко в стране по-прежнему некому строить современную боеспособную армию. Отсюда и кадровая чехарда в силовых структурах. Вместо подготовки командного состава идет поиск очередного «генерала – спасителя», который победоносно закончит ставшей непопулярной войну.
Конечно, при благоприятных политических обстоятельствах, если РФ выведет войска из Донбасса, украинская амия способна задавить массой донбасских сепаратистов, но к сожалению, неспособна противостоять современным ВС, даже более слабым, чем российские. Поэтому заявления украинских политиков и генералов о наличии в Украине боеспособной армии обычная пиар-акция, как, впрочем, и все остальные заявления, звучащие из их уст.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.