Новое руководство даже не пытается найти ресурсы внутри страны. А тем временем, они вполне сопоставимы с внешними займами, сделанными на тяжелых условиях.
По сравнению с кредитами, инвестиции – намного более привлекательный и, главное, фактически «бесплатный» ресурс. Но, что касается солидных внешних инвесторов, то для них наличие у страны кредитной программы с МВФ либо другими международными финансовыми организациями – серьезный сигнал к началу сотрудничества. Так что, последние негативные ответы, полученные Киевом от МВФ (по поводу расширения программы финансирования) и ЕС (по поводу дополнительных 2 млрд. евро) убедили инвесторов в том, что в ближайшее время Украина сохранит суверенный рейтинг на преддефолтном уровне…
Но, даже в такой ситуации, у правительства имеется шанс привлечь средства как в экономику в целом, так и в государственный бюджет – в частности. Если, разумеется, правительство вспомнит о наличие такого инвестора, как собственное население. И, что еще сложнее, – перестанет относиться к согражданам, как к «терпилам», на которых перекладываются как объективные экономические трудности, так и субъективные просчеты «реформаторов». И еще один нюанс – не нужно так глубоко зарываться в пресловутый «европейский опыт», если есть совсем недавний и вполне успешный отечественный.
Так, со второй декады октября «Ощадбанк» начал погашения двухлетних государственных валютных казначейских обязательств, размещенных в октябре 2012 года.
В свое время, весь первый транш обязательств, номинальной стоимостью $500 под 9.2% годовых (на 1-2% выше, нежели долларовые депозиты в банках), был раскуплен в считанные недели; проценты по купонам выплачивались вовремя, никаких претензий со стороны держателей обязательств за все это время не было.
Почему же новое руководство Кабмина категорически отказывается повторить этот успешный опыт? Неужели, препятствием для привлечения денег граждан является воспоминание о том, что механизм двухлетних государственных валютных казначейских обязательств был разработан под руководством тогдашнего главы НБУ Сергея Арбузова?! Так, просто, забудьте об этом! Припишите приоритет в использовании этого финансового инструмента себе, – никто вас не осудит!
В конце концов, ни Президент, ни премьер-министр, подписывавшие по частям Соглашение об Ассоциации с ЕС, не вспоминали, что документ был разработан под руководством все того же Сергея Арбузова, на тот момент – первого вице-премьера. Но, это же не мешало новым украинским лидерам расхваливать документ, доставшийся им от «папередников»…
Может, стоит воспользоваться наработками и в финансовой сфере. Цена вопроса? Самое очевидное – если на сегодня вне банковской системы на руках у населения находится, по оценкам экспертов, порядка $70-80 млрд., то привлечение даже четверти этих средств полностью перекрывает сумму кредитной программы МВФ.
А, теперь, – самое главное. Если кредит МВФ берется под очень серьезные (во многом – антисоциальные) условия и жесткие параметры монетарной и бюджетной политики, то внутренние займы полностью сохраняют экономический суверенитет в руках Кабмина. И разница в пару процентов (например, при стоимости кредита МВФ в 2.5%, государственные валютные казначейские обязательства сегодня пользовались бы спросом, начиная с доходности в 4-5% в валюте) – вполне терпимая плата за независимость Кабмина от мнения ежеквартальных миссий МВФ.
P.S. Патриотический потенциал населения и кампаний, использованный Кабмином при размещении облигаций Военного Займа под 6-7% годовых, практически сошел «на нет» при темпах инфляции, превышающих 20% годовых. На последнем внеплановом аукционе Минфина 16 октября было продано всего 317 таких облигаций…
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.