Голосование за законопроект о трансфертном ценообразовании в первом чтении в Верховной Раде Украины оказалось очень наглядным и интересным. За этот законопроект проголосовали фракция Партии регионов, фракция коммунистов и большая часть внефракционных членов, а также фракция ВО «Свобода». В тот же момент против этого законопроекта голосовали партия «УДАР» и ВО «Батькивщина». Результаты голосования оказались довольно-таки необычными.
Сама идея о необходимости ввести контроль за ценами на товары, которые наши компании продают и покупают через офшоры, высказывалась еще в конце 90-х годов. Менялись правительства и президенты, эти разговоры время от времени разгорались с новой силой, но крупный бизнес всегда мог убедить правительство этого не делать. В результате говорили много, но реального решения не было. Вот и сейчас законопроект правительства о трансфертном ценообразовании крайне отрицательно воспринимается крупным бизнесом. Возможно, поэтому фракции «УДАРа» и «Батькивщины» решили его не поддерживать, чтобы не нарушать традицию украинского бизнеса «работать» через офшор и прятать там прибыль от налогов. Может, они и правы: это позволяет бизнесу не платить налоги в Украине и иметь «заначки» за рубежом для решения различных экономических и политических задач в Украине.
Осуществление внешнеэкономических операций через офшорные зоны не является преступлением или чем-то необычным. Все крупные мировые компании так или иначе работают через офшоры. Это специфика мировой экономики. Но тут следует помнить, что офшор сделан для мировой торговли, а не для укрывания от уплаты налогов. В США с 1 января 2013 года действует закон FATCA, который можно описать очень просто. Любая американская компания может сколько угодно пользоваться офшорами и осуществлять любые операции через офшоры, но при этом она обязана платить налоги в полном объеме со всего дохода, полученного как на территории США, так и за пределами США. Офшор офшором, но налоги платить нужно в США. Этот закон FATCA создает массу проблем и запретов для американского бизнеса, который не хочет придерживаться правила об уплате налогов только в США.
Главная цель правительственного законопроекта о трансфертном ценообразовании сводится к следующему: все компании, которые осуществляют операции на сумму больше 50 млрд грн в год с зарубежными странами, где ставки по налогам ниже 5%, или поставляют и покупают товары у компаний инсайдеров на территории Украины, обязаны будут отчитываться перед налоговой о всех операциях с указанием сумм, цен и контрагентов. Имея такую информацию, налоговая служба сможет отмониторить движение денег и тем самым выявить, кто и как прячет прибыть от налогообложения, и при желании доначислить налоговую нагрузку. Для украинского бизнеса это может обернуться большими проблемами, так как существующая система специальных цен для «своих» компаний и продажа-покупка товаров через офшоры — довольно-таки популярное занятие для многих компаний. Но (и это «но» стоит всегда иметь в виду) украинский бизнес не настолько однороден в стремлении работать через офшоры, как это может показаться со стороны.
События вокруг Кипра еще раз показали, что в мире идет процесс «зачистки» от «серых офшоров». И США, и ведущие страны ЕС не хотят оставлять существующую систему оптимизации налогообложения через «серые офшоры». Поэтому разговоры о том, что можно перевести свои операции из кипрских офшоров на офшоры на островах, несколько лишены смысла. Действительно, все «серые» операции по уклонению от уплаты налогов можно перевести на офшоры на островах, но в этом случае компании рискуют попасть в международный «черный список» компаний, которые занимаются махинациями с налогами. А США и ЕС хотят запретить своим компаниям иметь дело с компаниями других стран, которые используют «серые офшоры» для уклонения от уплаты налогов. Поэтому та часть нашего крупного бизнеса, которая не хочет иметь проблем при осуществлении операций с бизнесменами из США и других развитых стран, сама заинтересована в этом законе о трансфертном ценообразовании. Однако часть нашего бизнеса, которая привыкла не платить налоги благодаря офшорам, не может или не хочет понять, что игра в прятки с налогами через офшоры может обернуться для них «вторым Кипром». А это не только возможно, но и реально, зная привычку США решать проблемы радикальным методом изъятия денег у тех, кто не хочет играть по их правилам.
Фактически все развитые страны имеют аналогичный законопроект о трансфертном ценообразовании, а в последнее время такие же правила работы с офшорами ввели и в России, Китае и Индии. Как говорится, судьба заставила. В последнее время FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) хочет расширить свою трактовку легализации денег, полученных преступным путем, и на операции со странами, где нет закона о трансфертном ценообразовании. А ссориться с FATF, особенно некоторому украинскому крупному бизнесу, не хочется.
Украинское правительство в отношении закона о трансфертном ценообразовании решило быть добродушным. С одной стороны, ожидается, что введение этого закона может привести к увеличению налоговой нагрузки на бизнес на 20-25 млрд грн. Именно столько госбюджет должен дополнительно получить благодаря закону о трансфертном ценообразовании. В то же время с 1 января 2014 года снижается ставка НДС с 20% до 17%, а налог на прибыль — с 19 до 16%, и это как раз может уменьшить сумму поступления налогов в бюджет тоже на 20 млрд грн. Правительство в данной ситуации хочет применить классический пример «кнута и пряника». Мы снижаем налоги, но при этом запрещаем прятать прибыль в офшорах. Сложно сказать, насколько это честно — с учетом наших методов ведения бизнеса. Но это действительно оригинальное решение проблемы, чтобы не создать явную фронду со стороны бизнеса.
Ожидается, что на стадии второго чтения законопроекта о трансфертном ценообразовании в него будет внесен ряд существенных изменений, которые больше всего пугают украинский бизнес. В частности, предлагают очень четко оговорить, какие операции с зарубежными партнерами будут считаться операциями с офшорами, а какие операции не будут считать таковыми, чтобы не возникало коллизий и конфликтов при общении с налоговой. Также предлагается, с одной стороны, ужесточить запреты на выводы денег в офшоры через схемы псевдоинвестирования, но при этом не создать проблемы для настоящих инвесторов. И может, самое главное: какие операции с компаниями считать операциями с инсайдерами, а какие операции таковыми не являются. Так что голосование за этот законопроект во втором чтении может быть очень интересным и поучительным.
И, возможно, самое интересное для лиц, которые любят разные международные рейтинги. В случае принятия закона о трансфертном ценообразовании Украина, согласно многим международным рейтингам, оценивающим инвестиционную привлекательность, простоту ведения бизнеса, благоприятные условия для бизнеса и т. д., резко улучшит свои результаты. Как правило, все эти рейтинги составляются на основании информации о наличии тех или иных законов в стране. Появление в Украине закона о трансфертном ценообразовании с их точки зрения равноценно превращению экономической модели Украины в экономическую модель США — именно так они отреагировали, когда Россия приняла аналогичный закон. Как мало нужно, чтобы экономику страны считали шикарной и эффективной. Главное — это принять закон, который очень нравится США.
Не будем обижать США, сделаем им приятное и расстроим наших олигархов.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.