Огромными суммами, выделяемыми из бюджета на создание, редизайн и продвижение сайтов государственных структур, в нашей стране мало кого удивишь. Но на этой неделе свой голос в защиту чрезмерно высоких цен подняла серьезная профильная структура – Комитет digital-агентств Украины (UDAC). «Свободная пресса» заинтересовалась проблемой и попыталась в ней разобраться.
Мы уже писали о тендере на создание очередного интернет-портала Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины. По информации сайта «Наші Гроші», на разработку нового интерактивного веб-портала было выделено 966 тыс. грн. Чем не устроил уже имеющийся инвестиционный портал, остается загадкой. Новый портал недавно запустили, и каждый желающий может увидеть, на что были потрачены деньги.
Хотя сайт по задумке ориентирован на иностранных инвесторов, английская версия оказалась намного «беднее» украинской – там отсутствуют целые разделы. Зато есть блок, посвященный программе USAID LINC. Видимо помощь Агентства США по вопросам международного развития (USAID)была действительно неоценимой, раз ее вынесли на главную страницу, пожертвовав такими разделами, как «Отрасли» и «Инструменты».
Возможно, на сайте в будущем и появятся какие-то функции, которые оправдают сумму, затраченную на его создание, но пока их не наблюдается.
Для сравнения, разработка инвестиционного портала Львова, на котором подробная информация представлена на 4 языках, стоила 11 тыс. грн. Удивительное, как говорится, рядом.
Можно вспомнить еще несколько чудесных примеров. В 2011 году Генеральная прокуратура Украины заказала модернизацию сайта на сумму в 1,1 млн грн. А уж тендер «Укрпочты», по результатам которого макеевской фирме заказали услуги по продвижению сайта на миллион гривен, навсегда вошел в анналы отечественной ИТ-истории. Шутка сказать: в течение трех месяцев 2011 года компания «Експертцентр-М» должна была обеспечить ежемесячно 16 тыс. переходов на сайт «Укрпочты» с главных поисковых систем и социальных сетей. По информации программы «Тендер News» на ТВi, компания получила за это 993 тыс. грн. Получается, что один клик пользователя стоил госпредприятию 20 гривен. При этом базовая стоимость такого перехода в интернете составляет 8 копеек.
4 апреля неожиданным заявлением разродились в Комитете digital-агентств Украины (UDAC), выступив против публичного занижения стоимости диджитал-продуктов. Специалистам не понравилось, что журналисты в своих материалах сравнивают тендерные цены на создание госсайтов с рыночными расценками. В пресс-релизе, опубликованном на сайте UDAC, отмечается, что «важно понять настоящую ценность диджитал-проектов и научиться прогнозировать экономический эффект от их запуска. Особенно это знание ценно, когда речь заходит о проектах государственных органов управления. В них важно учитывать устойчивость к высоким нагрузкам, защищенность и масштабируемость. Качественный продукт всегда требует вовлечения специалистов высокого уровня, инфляция стоимости которых – это главный тренд сегодняшнего дня в IT индустрии. Публичное искусственное занижение стоимости продуктов в цифровой области чревато дискредитацией отрасли в целом и снижением качества продукции в частности».
Понять представителей digital-агентств, которые хотят продавать свои услуги как можно дороже, легко. «Технологичные продукты и коммуникация в цифровой среде сегодня не могут стоить дешево. И точка!», – уверен директор Studio7, digital production Дмитрия Федоренко.
Директор Smartica/Skykillers Юрий Качкарда отмечает, что существующие модели ценообразования на digital – стоимость продукта, стоимость потраченного времени, стоимость результата - не всегда отвечают реалиям рынка.
«Вспоминая о миллионных тендерах на сайты госструктур, мне почему-то приходит в голову аналогия с книгами одного нашего высокопоставленного чиновника и легендарным издательством «Новый Свет», которое второй год к ряду платит за эти «бестселлеры» по $2 млн. Стоят ли они этих денег? Есть ли эти книги вообще в природе? Какая разница, если кто-то за это платит», - заявил в комментарии «Свободной прессе» эксперт по PR и digital-коммуникациям Ярослав Ведмидь.
По его словам, об обоснованности стоимости есть смысл говорить, когда она формируется в рынке. Рынке, как совокупности продавцов и покупателей. В сфере государственных закупок у нас рынка нет. Формальные тендерные процедуры, хотя и декларируют конкурсный отбор лучших предложений, по факту являются ситом сложных бюрократических и коррупционных процедур для отбора «нужного» поставщика услуги или товара. Поэтому эксперт сильно сомневается в рыночной обоснованности стоимости большинства государственных закупок, а в сфере IT, где принципы ценообразования, продукты и технологии постоянно трансформируются, и подавно.
«Жизнь подтверждает мои опасения – мы можем вспомнить с десяток государственных тендеров на несколько миллионов гривен по созданию сайтов, но все госсайты без исключения выглядят как убогие приведения из прошлого столетия», - заявляет Ярослав Ведмидь.
Эксперты, связанные с рынком цифровых коммуникаций, не скрывают, что были бы рады росту цен в IT-секторе. Как ни как, это их хлеб. Но гораздо больше они заинтересованы не в росте цен, а в росте конкуренции в украинской экономике – тогда их «хлеб» будет доставаться не приближенным к власти, а по сути самим же госчиновникам по цепочке компаний-прокладок, а наиболее эффективным компаниям. Тогда и будет смысл говорить о цене, сформированной открытыми торгами – то есть рынком.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.