Упс! Оказывается, немцам запрещено учиться дома. Еще в 1938-м запретили при Гитлере, но возмущены они до сих пор. Оказывается, они даже выезжают туда, «где можно». Туда, где можно получать образование дистанционно от школы. Мы еще и не пробовали, а им уже запрещено. Еще в 1938-м!
Не ходить в школу! Мечта детства – прогулять пару дней, удлинить каникулы или просто «поболеть». Но чтобы не ходить вообще?! Перебор! Мы вот даже садик обязательным недавно сделали. Чтобы после обязательного садика в обязательную школу. А потом почти обязательно в вуз, потому что без диплома никуда!
В итоге самые вкусные дни нашего детства и юности проходят под государственным присмотром, в окружении рекомендованного, утвержденного и обязательного к исполнению. Одни и те же методики, учебники, один и тот же размер горшка, независимо от размера интеллекта.
Так – лучше или так – проще? Лучше для кого? Государству однозначно удобно собирать в классы, группы, чтобы учить «правильно». Решат в министерстве: «Хмельницкий – герой!» – будет герой по всей территории. Сказано: «Война началась в 41-м – и никаких неудобных вариантов про 39-й! Можно сделать так, чтобы радио всегда изобретал Попов, авиацию – Можайский, паровую машину Ползунов. Или, наоборот, прославить Маркони, братьев Райт и Уатта.
А если "Газпром" еще раз кулачком пригрозит, то Куликовскую битву переписать – раз плюнуть! Никто не узнает, кто такой Пушкин. Ломоносов придет в Москву пешком не из Архангельска, а, скажем, из Житомира. И Киев станет не только «мать городов русских», но и «отец всех нерусских».
А нам выгодно? Мы что, отправляем детей в школы за знаниями и не докупаем их потом у репетиторов? Или качество нашего высшего образования заставляет работодателей всего мира стоять в очереди за нашими выпускниками?
Мы давно уже ходим в университеты за дипломами, а в школы – за одноклассниками. А еще за гриппом, сколиозом, родительскими собраниями и взносами: на ремонт класса, в фонд класса, на День учителя, на день рождения учителя, на выпускной! И делаем вид, что за знаниями!
Так может, не ходить? Или оставить школе «читать-писать-считать» и пользоваться клавиатурой. А дальше – ударим «вайфаем» по безграмотности в жизни и коррупции в высшем образовании! Пиратски скачаем в инете опыт дистанционного образования Испании, Великобритании и той же Германии и «в школу не пойдем!» На первом этапе в высшую, а потом доберемся и до «бесплатной» средней. Сэкономим время, здоровье и деньги!
Не будем биться с документами в приемную комиссию, таскать учебники из библиотеки и разлагать профессуру «надеждами», вложенными в зачетку. Не будем переживать, что пятерки в четверти не видать, потому что не так поздравили классного руководителя с днем рождения. Знания – напрямую, без посредников.
Может, пора признать, что книга потеряла лицензию единственного «источника знаний» и звание «лучшего подарка»?
Все можно через интернет. Лекции, консультации, учебники. Даже устный экзамен возможен онлайн — в режиме видеоконференции. У «них» это работает! В одном только британском Open University дистанционно учатся 250 тысяч студентов. А во всем мире – уже 6 млн студентов, не желающих видеть преподавателей живьем.
И у нас они тоже уже есть. Не по всем специальностям, не по всем предметам, на сессию все же нужно приезжать, но зато дешевле, чем традиционная очередь за дипломом. А это уже весомая причина начинать взвешивать «за» и «против» в пользу «за».
Количество
Производительность зашкаливает даже в сравнении с заочным. «Могут все», в любое время, в любом возрасте, из любого населенного пункта. Решается болезненный вопрос: «Сколько нужно вузов и школ?». Однозначно меньше. И вузов, и аудиторий, и преподавателей. Ведь глупо продолжать собирать обучаемых только для того, чтобы просто прослушать лекцию или урок и записать в конспект. Уже давно можно «в записи». С качественным звуком, картинкой и доставкой на дом «онлайн». «Все вопросы в конце» тоже решаемы дистанционно. Никого ведь не удивляют колл-центры, дистанционно обслуживающие в буквальном смысле миллионы «имеющих вопросы». Или медицинские форумы, ставшие реальными конкурентами затурканным докторам районных поликлиник.
Качество
С одной стороны, есть возможность привлечь самых лучших преподавателей. Тех, кто учит, потому что «призвание», не потому, что «так жизнь сложилась» и «больше некуда».
С другой, «усвояемость» знаний — как на тренингах формата «заплатил – прослушал – получил бумажку – забыл». Никто насильно знания не запихивает. Ведь это не просто «ходить не обязательно»! Лекцию и урок можно просто выключить, когда надоело, или не включать совсем.
Задания можно выполнить с «помощью друга» или того же интернета. А экзамены? Ну, мы ведь не в Англии! Как-нибудь сдадим. Имеется опыт поколений. Конечно, если принимать будут тоже «наши». «Наши» – те, что выживают с официальной зарплатой по Цельсию при ценах по Фаренгейту. Они примут. Это не вопрос.
А уж если мы пришли действительно за знаниями, то мы их обязательно возьмем. Сами. Без принуждения. Где угодно. Конечно, если нас потом с этими знаниями тоже «возьмут».
Педагогика
Секундочку, скажете вы. А воспитание? Подготовка к взрослой и реальной жизни, мотивация на «созидание» и «преодоление», социальная адаптация? Одноклассники, одногруппники, коллектив! Наплодим гениальных одиночек-затворников, которые и дня не проживут в нашей реальной жизни. «Бабушкины» дети даже по иммунитету проигрывают детсадовским. А уж в борьбе за лучшую игрушку у них вообще шансов нет.
Но у тех, кого бабушка в секцию дзюдо водила, шансы уже появляются. А еще есть воспитанники элитных школ, которые вообще по другой земле ходят. Вернее не ходят, а ездят. Потому что на занятия их привозят. Их социальная адаптация в коллективе — еще дальше от реалий нашей жизни. Но тревогу по этому поводу никто не бьет. Никто не кричит: «Пусть учатся, как все», потому что это равносильно намекнуть: «Пусть живут, как все». Но даже они выживают и адаптируются. Правда, многие адаптируются не в этой стране, но это уже совсем другой вопрос.
Да и коллектив можно найти не только в садике, школе или университетской аудитории. У нас что, все друзья только из школы и университета?
Может, это родителям так привычно и удобно – чтобы и воспитание, и знания, и всестороннее развитие было в одном месте? С целью экономии времени. Времени, которое дистанционный вариант как раз и позволяет высвободить. Может, это просто вариант «раздельного питания»? За знаниями – в интернет, за воспитанием – в коллектив или… хотя бы в семью… к родителям?
И потом, если выросшие в виртуальном мире «аморфности» не подходят к нашему реальному – может, пора менять эту самую реальность?
Когда?
Рановато, скажут скептики. Мы вон из нашего стационарного высшего образования никак не приготовим дипломы «по-болонски», а тут какие-то дистанционные фантазии. А мы что, меняли в нашем «образовательном общепите» поваров? Или фантазии в наше время не становятся реальностью?
Уже реальностью стала свободная продажа дипломов. На очереди свободная продажа в любом подземном переходе аттестатов и даже справок о посещении детского сада. Уже нельзя верить документам. Умные работодатели уже начали переходить от требования «обязательного образования» к требованиям «обязательные знания».
Да, в описании вакантных должностей все еще встречается «базовое образование», но уже в окружении весомого перечня «компетенций». Приходится перепроверять образование кандидатов и держать целый штат в департаментах по набору персонала.
Диплом стационара даже с отличием не обеспечивает ни «защиту от дурака», ни гарантию успешности карьеры. Это уже реальность. Вторая реальность — дефицит. Финансов, учителей, учебников… времени. Того самого времени, которое можно потратить на воспитание, развитие и социальную адаптацию.
Во времена е-mail и SMS глупо продолжать ходить на почту, чтобы отправлять письма. Только потому, что мы так делали всегда.
Реальности
«Для нас все равно пока «дистанционка» выглядит как сказка!» – скажут скептики. А что, собственно, нужно, чтобы заработало? По законам сказочного жанра нужны три желания:
И… все! Заметьте, ни слова о мудрой государственной поддержке, финансировании и героических усилиях Минобразования! В интернете можно обойтись без чиновников и распиливания бюджета под громкими лозунгами. Конечно, если он есть, интернет. Везде, где есть желающие учиться. Но это не вопрос! Интернет обязательно дотянется. Потому что Абонент — это Кормилец. И провайдер его обязательно найдет.
Сработает западный опыт у нас или нет? И снова слово скептикам: «Это не для нас! Мы не такие. Нас нужно обязательно заставлять и подгонять. У нас это не сработает». Тогда стоит вспомнить, что уже сработало, но «по-нашему». Успешно и массово.
Сразу по двум направлениям: для детей сработало в самом интернете — особенно никто не учил, но освоили. Научились и играть, и искать, и скачивать. Причем скачивать так, что мы теперь впереди планеты всей в области дистанционного пиратства.
Взрослые самостоятельно добились колоссальных успехов в… сексуальной грамотности.
Да, дистанционное обучение страны, «где секса не было», начали видеосалоны, но довершил-то его… интернет. Именно там «учебные пособия». Там изучены дополнительные материалы «внеклассного чтения». Не выходя из дому. Без всякого принуждения.
Правда, в этой науке диплом не требуется. Только знания. Ну и желание, конечно. Хотя бы одно.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.