Кража полотна Караваджо из одесского музея в 2008 году вызвала большой ажиотаж. Но задумаемся, так ли нам важно, есть ли у нас Хальс, Репин или ставший очень модным у похитителей Глущенко.
Почему залы наших музеев, особенно исторических, художественных и даже археологических, в отличие от западных, привлекающих толпы посетителей, пустуют?
«В Украине постоянно открывают новые музеи, где меняют формат и способы оформления экспозиции. Это уже не просто застывшие стекла, под которыми хранятся дряхлые раритеты. Музеи становятся интерактивными и живыми», – в этой бодрой цитате из одной из подборок о самых необычных музеях Украины сфокусировались многие проблемы наших музеев.
Экспонаты, которые зазывают посетить популярные ныне порталы и путеводители, – сало, водка, мусор, сновидения, нижнее белье знаменитостей, мармелад, «советское детство», вещи, изъятые у болельщиков, предметы, выброшенные штормом (опять же мусор) и якоря.
В незамысловатой рекламе как под увеличительным стеклом выпятились модные реалии Украины. Сало в мармеладе на грязном белье – то, чем сегодня пытаются завлечь и развлечь именно наших граждан, потому что люди, потратившие свои кровные доллары на поездку в Украину, если уж заинтересуются музеем, то не мусорным.
Тем не менее, ключевые слова – «формат», «способы оформления экспозиции», «интерактивный» – борзо выхвачены из нашего времени пиарщиками, презирающими «дряхлые раритеты».
Ничего не имею против оригинальной рекламы и «музейной» распродажи сала или мармелада – креатив в любом деле хорош. Но противопоставленные им «дряхлые раритеты» – это наша с вами история и культура, не только украинская, но и мировая – планеты Земля – нашей планеты. Это не только наше прошлое, но и наше будущее – в зависимости от того, что мы выберем себе и нашим детям в ценности – подштанники знаменитостей или их творчество, мысли и дела.
Позволю себе еще раз процитировать упомянутую подборку: «Чтобы увидеть их, далеко ехать не придется». Именно так – познакомиться с мировым наследием, с нашей историей и культурой можно, не выезжая за пределы Украины! Украинские музеи хранят уникальные сокровища мирового уровня. И лишь 10% их представлена под «застывшими стеклами». Но и не это главная беда. Все эти сокровища сокрыты… в безлюдных залах. В наши музеи не ходят посетители! Речь не об иностранных туристах – их-то автобусы привозят тысячами, а вот что случилось с нами, жителями Украины?
«Музейная миля» в Нью-Йорке – длинная улица музеев различной тематики – ни одного пустого зала, в каждом – посетители. Лувр и музей д’Орсе – надо ли говорить, что на входе очередь? Эрмитаж и Русский музей – та же картина.
А теперь загляните в Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (бывшее название – Киевский музей западного и восточного искусства) и расположенный неподалеку Киевский национальный музей русского искусства. Может, вы бывали во Львовской галерее искусств или в Одесском художественном музее… Если возле музея не стоит туристический автобус, вам гарантировано уединение в музейных залах – разве что дремлющие смотрительницы его нарушат (правда, во Львовской картинной галерее старушка-смотрительница не только не спала, но с радостью рассказала и об истории музея, и о художниках, представленных в «ее» зале).
Рубенс, Веласкес, Беллини, Гойя, Хальс, Караваджо, Врубель, Левицкий, В. Тропинин, Серов, Васнецов, Репин, Верещагин – знакомы ли эти имена нашим детям? Полотна этих и многих других знаменитых художников широко представлены в украинских музеях.
А ведь у нас есть еще археологические, исторические музеи – с их несметными богатствами и уникальными раритетами. Их залы пустуют.
Некоторое оживление наблюдается в замках, дворцах и музеях исторических драгоценностей. Вероятно, богатство – в его материальном проявлении – во все времена притягательно для людей.
Почему же на выставки, организуемые нашими музеями за границей, ломятся посетители, а дома их окружает гулкое эхо пустых залов?
Ну, во-первых, это как с английским газоном – чтобы он был всегда зеленым, его надо регулярно подстригать – «сто лет, сэр». Привычку к музеям – интересу к истории и культуре – надо воспитывать с младых ногтей.
Почему же «у них» это получается, а у нас – нет? Можно было бы попенять на низкий уровень культуры в современной Украине. Но если ребенка поведут в музей из школы, это даст ему шанс – независимо от уровня культуры его окружения.
В прошлом году я наблюдала в Эрмитаже и в Русском музее такие группы. Их было одновременно несколько. Пропускали школьников в музей без очереди, экскурсоводы проводили экскурсию на доступном детям уровне – ярко и неформально. В некоторых залах эти группки уютно рассаживались на полу и внимательно слушали и смотрели. Эти дети, когда вырастут, обязательно приведут в музей своих детей.
Причина вторая, по которой украинцы мало ходят в музеи, – материальная в буквальном смысле слова – у людей нет денег. И если посещение небольшого музея стоит дешевле, чем поход в кино, то в музеях покрупнее появилась тенденция разбивать коллекцию на несколько экспозиций и брать плату отдельно за каждую. В таком случае посещение музея обойдется семье уже в немалую сумму.
Понятно, что украинским музеям, особенно большим, надо как-то выживать, а их бюджетов в лучшем случае хватает на мизерные зарплаты сотрудников. Но увеличивая плату за посещение, они и вовсе лишают себя посетителей.
В крупнейших музеях Европы и США установлен один день в неделе (будний день), когда посещение музея бесплатно либо каждый посетитель платит столько, сколько ему по карману. В некоторых музеях и в остальные дни сумма оплаты – добровольная. Таким образом, любой, даже очень бедный человек, получает возможность посетить лучшие музеи мира.
Но в нашем обществе и эта мера не помогла бы, потому что музей в массовом сознании ассоциируется с чем-то скучным и дряхлым.
Третья причина, по которой пустуют наши музеи: бытует мнение - небезосновательное, но и не однозначное – устаревшие методы оформления и подачи музейной экспозиции вызывают скуку.
Надо ли говорить, что в Эрмитаже, Лувре, Метрополитене – «формат» и «интерактивность» за столетия практически не изменились? Как стояли (лежали) экспонаты за стеклом, как висели картины на стенах – так и висят, стоят, лежат. Есть музеи, в которых «интерактивность» может присутствовать лишь в виде «обучающих» фильмов, – бесценные экспонаты из-под стекла не вытащат и потрогать не дадут, но людской поток в этих музеях не иссякает.
Есть и другие музеи – где вы можете потрогать экспонат, поучаствовать в его изготовлении или даже пообщаться с людьми, «живущими» в предлагаемых условиях и эпохе. Или – музеи, в которых, может, не так много раритетов, но различными театральными и игровыми эффектами вас заставят «собственной кожей» ощутить время, эпоху, событие. Все формы хороши – лишь бы заинтересовать и вовлечь.
Эта практика сегодня в значительной мере вводится и в Украине – особенно в молодых музеях – где, как правило, нет подлинных артефактов.
Но и «старые» музеи многое могут сделать, чтобы привлечь посетителей в свои стены.
Перво-наперво, кто сказал, что музеям не нужна реклама? Многообразная – от традиционных рекламных ходов до специфически музейных.
Традиционные – растяжки, билборды, уличные указатели (даже стрелки на асфальте), рекламные проспекты и флаеры в местах скопления туристов – от вокзалов и портов до центральных улиц.
Реклама музейных акций, выставок и проектов в СМИ – объявления, интервью и тематические передачи.
Специализированная, или целенаправленная, реклама – квесты и викторины (с объявленными призами) для детей, подростков и родителей по музейной экспозиции. И, конечно – тесное сотрудничество со школами и вузами – в том числе и организация научной работы (от школьников до серьезных ученых) по архивным материалам музея.
Кстати, об архивах. Их сокровища должны быть каталогизированы, каталоги – выложены на действующий (!) сайт музея, и время от времени необходимо устраивать выставки из запасников музея.
Рекламной же является и международная акция «Ночь в музее». Ночь, когда многие музеи открывают свои двери для бесплатного посещения и устраивают различные музейные мероприятия. В Европе эта традиция появилась в 1997 году. Украина присоединилась к музейной ночи в 2008-м. И, несмотря на массовое падение интереса к музеям, в эту ночь их стены заполняются толпами людей, и определенный всплеск посещений наблюдается и в последующие дни. Особенно такое ночное времяпровождение популярно у молодежи, многие открывают для себя музеи впервые.
На всю эту деятельность нужны деньги, и немалые, не говоря уж о том, что просто на содержание экспозиций (охрану, зарплаты, ремонт, реставрационные работы и пр.) требуются очень большие средства. И тут мы подходим к самому болезненному вопросу.
Музеи (если только это не выставка сала или мармелада с продажей «экспонатов») не могут приносить финансовой прибыли, их «прибыль» лишь гуманитарная. Более того, музеи не могут выжить даже на самоокупаемости. Это касается не только украинских музеев, а и самых известных музеев мира.
Как же решаются финансовые проблемы в мировой музейной практике?
Если обратиться к мировой практике, то претензии наших музеев по поводу низкого финансирования государством оправданы лишь отчасти.
Финансирование культуры в европейских странах происходит на принципах партнерского участия государства и корпоративных спонсоров.
Массовое спонсорство музейных проектов на Западе началось в 60-70-е годы прошлого века, когда большие корпорации поняли огромное значение создания своего имиджа. Тогда появилось явление «музейного блокбастера»: организация на деньги корпораций крупномасштабных шоу-выставок с шумной рекламной кампанией, сенсационными откликами СМИ, атмосферой ажиотажа, специальными распродажами билетов, расширенной коммерческой деятельностью музейных магазинов и пр. Однако, такое целевое финансирование (фандинг) музеев ставило их в зависимость от рекламных целей доноров – они поддерживали те проекты, которые были как-то связаны с деятельностью их корпораций. Музеи попадали в интеллектуальную зависимость от спонсоров, и со временем появилась практика заключения договоров со спонсорами, четко регламентирующими деятельность сторон.
В настоящее время крупные корпорации пришли к пониманию того, что, воспитывая аудиторию, они создают себе потребителей более высокого уровня культуры и формируют свой положительный имидж, поэтому вместо разовых вливаний они переходят к постоянному спонсорству.
Кроме того, на Западе широкую практику получило музейное членство, когда поддержку музею оказывают тысячи его членов – на временной и постоянной основе. В таком случае формируется Правление музея. Иногда такими членами становятся корпорации, что дает музею долгосрочное стабильное финансирование и позволяет планировать свою деятельность.
Спонсорство музеев и культурных проектов в западных странах перестало преследовать лишь коммерческие и имиджевые цели, оно стало проявлением новой этики – служения обществу.
Перейдя от фандинга к фандрейзингу, западные музеи уделяют большое внимание поиску постоянных партнеров. Это кропотливая работа со множеством нюансов, доскональным знанием интересов бизнес-партнеров и личными связями.
Как обстоят дела с негосударственным финансированием в Украине?
Судя по сложившейся ситуации, нашим музеям не удастся перескочить стадию фандинга (разовых и целевых вливаний), поскольку наш еще «молодой» бизнес не дорос до служения обществу и может спонсировать культурные мероприятия только с целью получения выгоды и повышения своего имиджа.
Хотя приятные исключения уже есть. Это фонд Рината Ахметова «Развитие Украины», который выделяет значительные суммы на проект «Динамичный музей». Фонд Николая Томенко «Рідна країна» инициировал создание портала с краткой справочной информацией более чем о 700 музеях Украины и планирует издать справочник «Все обо всех музеях Украины».
И, тем не менее, нашим музеям хотя бы начать с «блокбастеров». Но тут возникают подводные камни. Украинские законы о музеях не только не стимулируют подобную деятельность, но и делают ее бесполезной для выживания музеев.
В 2009 году Верховная Рада приняла дополнение к Закону Украины «О музеях и музейном деле». Этот документ позволил музеям заниматься коммерческой деятельностью – организовывать платные мероприятия, самостоятельно устанавливать цены на билеты, открывать магазины и пр. Но все эти средства поступают в Государственное казначейство. Так, например, музей может в туристический сезон заработать существенную сумму и при этом остаться должником по коммунальным платежам, потому что деньги он сдает в казначейство, а оно не торопится оплатить расходы музея. Так, по состоянию на октябрь, Госказначейство Украины не выплатило обязательства государственного и местных бюджетов почти на 90 млрд грн.
«Все поступления от коммерческой деятельности, также как и благотворительные взносы, должны поступать на музейный счёт в Государственном казначействе Украины. И расходоваться эти средства могут только по тем же правилам, что и деньги бюджета, – объясняет Максим Левада, старший научный сотрудник Украинского центра культурных исследований Минкультуры Украины. – Это приводит к тому, что музеи просто не заинтересованы в заработке (либо вынуждены идти на нарушения закона)».
По словам эксперта, за наличные деньги на мелкие хозяйские нужды (а такие расходы возникают постоянно) необходимо отчитаться в течение суток. «Если же какой-нибудь меценат вздумает сделать взнос на срочный ремонт музея или переоборудование экспозиции, музей должен будет пройти все пресловутые тендерные процедуры под пристальным контролем соответствующих структур. И это сложно понять, ведь бюджет финансирует только лишь фонд зарплаты и коммунальные платежи», – заключает Левада.
Так стоит ли музеям и его сотрудникам с мизерной зарплатой вообще заниматься какой-либо деятельностью?
Только из большой любви к своему делу!
Сколько бы мы ни говорили о форматах, способах оформления экспозиции, интерактивности и прочих современных методах работы, выжить в таких условиях могут только частные музеи, особенно вошедшие в топ «10 самых необычных музеев Украины».
Плачевное состояние остальных наших музеев, хищение культурных ценностей в них и низкая посещаемость – это сегодняшнее лицо Украины – ее имидж и, к сожалению, пока что ее будущее.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.