Бывший министр образования и науки Украины, профессор, доктор педагогических наук Станислав Николаенко считает, что для украинских властей не является приоритетной тема реформ в сфере образования. По его мнению, реформы назрели, и они касаются отмены уровня «специалист», усиления студенческого самоуправления, финансовой автономности вузов, укрепления независимости Высшей аттестационной комиссии. Об этом Николаенко сказал в понедельник, 2 сентября, в эфире онлайн-студии «Inpress-клуб» в ходе беседы на тему: «К чему ведет реформа образования?», сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Как сказал Николаенко, в советский период в средней школе были совсем иные подходы. Школа в XX веке была общеобразовательная, политехническая. Это была школа, которая позволяла в любой части СССР получить одинаковый уровень знаний.
«И куда бы ты ни приехал, и куда бы ты ни поехал, ты всегда попадал в ту же самую программу, в тот же самый план. Школа была приоритетом в государстве, она очень серьезно обеспечивалась материально-технически. Я с удовольствием приходил после лета в школу, брал какие-то приборы в физическом кабинете, и с удовольствием делали опыты или с магнетизмом, или еще с чем-то», — вспоминает Николаенко.
«Поэтому я прекрасно понимаю, что учитель как слепой, если у него в руках нет ничего. Учитель на украинском „Запорожце“ не догонит учителя на немецком „Мерседесе“. Им надо создать одинаковые условия: то есть технические средства обучения, оплату труда и т. д. Я изучал реформы, которые были и при царе, и при советской власти. Посмотрите, сначала была двухклассное образование, потом сделали обязательное начальное образование, потом семилетнее, потом обязательным стало 8-9-летнее. И с каждым годом увеличивалась продолжительность обязательного обучения. А мы вышли на 12-летнее образование, затем отказались», — отмечает бывший министр.
По его мнению, образование не является сегодня приоритетом. «У нас есть такой треугольник. Все знают, что треугольник — это жесткая фигура. Президент, Кабмин и ВР, и они не могут найти между собой согласия. Комитет по науке и образованию видит по-своему развитие образования, министерство — по-другому. Есть законодательство. 10% ВВП необходимо ежегодно выделять на образование. В этом году — 6%, когда я был министром, было 7,2% — это был один из лучших показателей», — сравнивает Николаенко.
«ВР в 2003-2007 гг. очень дружно работала в одной упряжке и с министерством, и с президентом, и мы шли в одном направлении. Сегодня — посмотрите: три законопроекта в сфере образования. Один оппозиция внесла, другой внесла общественность, группа Згуровского, в работе которой я принимал активное участие, и третий внесли провластные силы — три депутата от ПР. Они это видят все по-разному, и в результате нет ничего. Мы уже адаптировались к европейскому образовательному пространству, нам надо отказываться от образовательно-квалификационного уровня специалистов», — сказал Николаенко.
«Двухуровневая подготовка — бакалавр, магистр, а у нас в законе специалист есть. Нам сегодня необходимо отказываться от 900 часов педагогической нагрузки. Кстати, много критикуется законопроект относительно высшей школы. Но невнимательно читают: там написано „не больше 900 часов“, а было, когда писался этот закон, 1200 часов, так что мы снизили научно-педагогическую нагрузку. Ее необходимо уменьшить, потому что сегодня индивидуальная научная работа у профессора должна быть до 400 часов, у доцента — до 500», — предлагает Николаенко.
Бывший министр предлагает уже сейчас вводить студенческое самоуправление. Должна быть автономия университетов, чтобы защиту кандидатских, докторских они сами могли принимать. Финансовая, экономическая деятельность вузов должна быть автономной.
«Один из вопросов, который я наверняка подниму на своих лекциях — я дам сравнительную характеристику этих трех законопроектов. В них есть два взгляда на развитие высшей школы. Один — с приоритетами научно-педагогических коллективов, с приоритетом самоуправления, автономии. И второй — это тоже самоуправление, но это более жесткий стиль управления высшей школой. Я думаю, что написало закон Министерство образования. У Сергея Кивалова есть юридическая группа, что-то там подправили, видна его рука. А остальные подписали», — считает бывший министр.
«А наш законопроект от общественности, в котором принимали участие студенческие организации, коллективы КПИ, львовских университетов, Киево-Могилянка своей интеллектуальной частью принимала участие, деканы, сам ректор. Я должен сказать, что Комитет по науке и образованию рассматривал перед каникулами эти два законопроекта, и оппозиция заявила о том, что они отзовут свой законопроект, оставив проект Згуровского как носящий более переходной характер: у него что-то и от действующего законопроекта с административными рычагами, но он решает главные вопросы, такие, как качество образования. Он говорит о том, что такие вопросы, как лицензирование и аккредитацию, надо оторвать от Минобразования, потому что это коррупция», — сказал Николаенко.
Николаенко напоминает, что Высшая аттестационная комиссия (ВАК) сейчас пошла под крыло Министерства науки и образования. При этом раньше она была более независимой структурой.
«Больше всего шансов быть принятым имеет законопроект от общественности. Я думаю, что он больше сегодня соответствует требованиям времени и требованиям интеграции Украины в европейское пространство, но я думаю, что в него будут внесены некие изменения. Я не вижу большой государственной воли и озабоченности тем, чтобы были приняты эти законопроекты. Главные вопросы сегодня не эти. Главное — это вопросы цены на газ, это вопросы откатов, вопросы приватизации», — сказал Николаенко.
Напомним, что Министерство образования и науки со следующего года планирует ввести новое приложение к диплому о высшем образовании, в частности он будет напечатан на английском и украинском языках. Об этом на пресс-конференции сообщил министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник.
Как уже сообщал Inpress.ua, некоторые украинские вузы предоставляют возможность учиться за границей, выдавая по окончании учебы двойные дипломы. Выучившись по программе двойного диплома, можно получить сразу две «корочки» — украинскую и зарубежную.
Вместе с тем, стремление заработать на образовании привело к массовому возникновению вузов, торгующих «корочками», не имеющими государственного статуса, но, по мнению экспертов, они вскоре отойдут в прошлое.
К слову, Министерство образования и науки взяло под контроль ситуации с вымогательством взяток при поступлении в украинские вузы. По словам министра Дмитрия Табачника, после недавней ситуации в Налоговом университете в сфере образования перекрыты все возможности для взяточничества.
Подробнее о ситуации с высшим образованием в Украине читайте в статье Андрея Родкина «Высшее образование в Украине: за что мы платим».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.