Поскольку на должности судей назначают пожизненно, то и за взятки они должны сидеть тоже пожизненно. Столь необычное рацпредложение уже материализовалось в законопроекте, который в настоящий момент находится в парламентском комитете по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.
В данном случае речь идет о законопроекте №2065, предусматривающем внесение изменений в Уголовный кодекс (относительно противодействия взяточничеству).
В этом документе предлагается существенно усилить ответственность за получение взятки в особо крупном размере. Согласно новым изменениям (новой редакции статей 371, 372 и 375 УК), такое деяние «наказывается пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества». Столь суровое наказание касается, в первую очередь, судей, прокуроров и следователей (уличенных в искусственном создании доказательств обвинения из корыстных побуждений).
По действующему законодательству, взяткой в особо крупном размере считается та, которая в пятьсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. Однако автор законопроекта предлагает снизить этот порог до ста «минималок» и таким образом существенно увеличить количество наказаний, т. е. расширить список виновных в совершении подобных преступлений.
При этом нужно учесть один весьма важный момент, связанный с довольно хитрыми и запутанными бухгалтерско-денежными подсчетами. Как известно, необлагаемый минимум доходов граждан Украины сегодня составляет всего 17 грн. Это правда, но не вся.
Дело в том, что в таких ситуациях органы правосудия могут воспользоваться совсем иной нормой Налогового кодекса: в разделе XX НК сказано, что при квалификации административных и уголовных правонарушений «сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы» (для соответствующего года).
В 2013 году эта социальная льгота соответствует 573,50 грн. Итого: чтобы навеки упрятать за решетку судью (следователя, прокурора), нужно ему «дать на лапу» не менее 57 350 грн, или 7200 долл. Это в пять раз меньше, чем сегодня — 286 750 грн, или 35 800 долл. Следовательно, в случае воплощения данного проекта в жизнь, «армия» вечных узников станет более многочисленной, чем нынешняя.
По мнению автора проекта, предложенное «ноу-хау» направлено на повышение эффективности борьбы с коррупцией в целом и взяточничеством в частности.
Однако такой подход противоречит букве и духу уголовно-процессуального законодательства. По действующим нормам (ст.368 УК), за получение взятки в особо крупном размере предусмотрено достаточно суровое возмездие: лишение свободы на срок 8-12 лет.
Ведь предусмотренное проектом увеличение наказания за такие деяния (пожизненное заключение) приведет к тому, что за взятку будут судить строже, чем за умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах. Таким образом, идея нового законопроекта не согласуется с общепризнанным в доктрине уголовного права правилом: наказание должно соответствовать степени общественной опасности преступления, за которое и устанавливается мера наказания.
Также вызывает удивление искусственное отнесение всех судей (прокуроров, следователей) к категории должностных лиц, занимающих особо ответственное положение: такой подход не согласуется с классификацией, закрепленной в Законе «О государственной службе».
По мнению экспертов, у автора нет никаких оснований считать, что получение взятки или неправомерной выгоды судьей местного райсуда (помощником райпрокурора или следователем райуправления внутренних дел) является столь же опасным, как и ее получение, например, министром или народным депутатом Украины. Поэтому «уравнивания» этих лиц для целей ответственности за совершение одних и тех же преступлений является неоправданным.
Новая редакция статей УК, по которой для представителей Фемиды и правоохранительных органов устанавливается единый вид основного наказания (пожизненное лишение свободы), противоречит принципу справедливости и верховенства права.
Кроме того, введение «вышки» как безальтернативного наказания не вписывается в основополагающие положения Уголовного кодекса: пожизненное заключение устанавливается за совершение особо тяжких преступлений и применяется только в случаях, специально предусмотренных нормами УК (с учетом степени тяжести преступления, личности виновного и обстоятельств).
Реализация подхода, предусмотренного проектом №2065, может привести к абсурдной ситуации: за взяточничество будет «светить» только пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества, тогда как за умышленное убийство людей, применение оружия массового уничтожения (повлекшее массовую гибель) или геноцид может быть назначено и менее строгое наказание.
Де-юре установление безальтернативных санкций за преступление является игнорированием норм Конституции Украины (юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер) и решения Конституционного Суда (наказание инкриминируется конкретному лицу за конкретное преступление с учетом всех обстоятельств).
Предусмотренные изменения сделают невозможной реализацию права осужденного на смягчение наказания, и суд не сможет учитывать смягчающие обстоятельства. Более того, такое «ноу-хау» уже утратило свою актуальность. Дело в том, что еще весной 2013 года Верховная Рада приняла новый Закон — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Криминальной конвенции о борьбе с коррупцией».
В этом законе понятие «взятка» было заменено понятием «неправомерная выгода», за которую установлена уголовная ответственность для должностного лица: начиная от штрафа в размере 750-2000 необлагаемых минимумов доходов граждан (430 тыс. — 1,147 млн грн) и заканчивая лишением свободы на 8-12 лет (с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности).
В связи с этим возникает закономерный вопрос: а можно ли вообще преодолеть взяточничество (которое является не только уголовной, но и социальной проблемой общества) лишь одним путем — путем ужесточения уголовной ответственности?
По данным Inpress.ua, служители Фемиды (следователи и прокуроры), как правило, «берут на лапу» только от «проверенных» адвокатов и знакомых лиц.
Судя по откликам, первое место по взяточничеству уверенно держат Верховный и административные суды: у них дела порой оцениваются в миллион «удивительных единиц» (к примеру, когда нужно вынести «правильный» вердикт по парламентским выборам в том или ином избирательном округе). Более точные «расценки» можно узнать у такого известного персонажа, как Игорь Зварыч (приговоренного к 10 годам тюрьмы с конфискацией имущества).
«Серебрянными» призерами считаются хозяйственные суды: если речь идет, например, о приватизации богатенького предприятия, то истец должен выложить несколько процентов от суммы иска. При рассмотрении дел о разделе имущества могут «попросить» уже несколько десятков процентов (в зависимости от стоимости «добра» и аппетитов судьи).
«Бронзу» уверенно завоевывают суды общей юрисдикции (районные, областные, апелляционные), которые вершат судьбы простых смертных. Там «спросы» служителей Фемиды зависят от «предложений», касающихся отмены ареста, проведения слушания без переносов и затягивания, направления дела на дополнительное расследование или в суд первой инстанции (из апелляционного суда), исключения из приговора суровых статей, чтобы в дальнейшем воспользоваться амнистией.
Однако исследование проблемы показывает, что статистика подобных преступлений не отражает фактических масштабов коррупции, а значит, ее реальный уровень никому не известен. Также не стоит забывать, что взяточничество — не достояние современности. Это явление существовало в прошлом, существует сегодня и, увы, будет существовать в будущем. Коррупционные проявления живут в государстве до тех пор, пока живы человеческие пороки, которые их, собственно, и породили...
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.