Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Новояз Украины, или Как мы стали говорить

16 декабря 2014, 10:13 3

За последний год политический язык Украины обогатился огромным количеством выражений, слов, речевок, песен и других продуктов народного и политтехнологического креатива на злобу дня.

Причин тому множество – революция, война, потеря территорий, уязвленное национальное достоинство и неописуемое народное горе. Однако следствие возникновения новояза одно – примитивизация и облегчение восприятия ужасной реальности. Простой мир для простых людей.

Весь этот изобретенный словесно-идеологический мусор, в соответствии с пророчеством Оруэлла, приводит к наклеиванию штампов и замене нормального гражданского диалога на пропагандистский суррогат.

Хуже всего то, что сконструированный язык плотно внедрился в сознание украинцев, создав множество барьеров для формирования единой политической нации в былых государственных границах (без потерянного Крыма и части Донбасса).

Ведь если ещё в прошлом году мы жили при условном делении по линии «запад»/«восток», которое не мешало украинцам оставаться в составе единой страны, то поверить в безболезненное воссоединение «укропов» с «колорадами» и «бендерлогов» с «ватниками», как и в их мирную совместную жизнь без провокаций, уже довольно трудно.

При этом стоит признать, что значимую роль в развитии украинского новояза сыграла российская сторона (государственная пропаганда), которая за последний год успела создать собственный уникальный политический язык.

Поэтому украинский новояз имеет смысл описывать и анализировать только в привязке к его российскому аналогу, не занимаясь бесперспективным разбором бесчисленного количества вариаций слова «вата» (в контексте высмеивания российского национал-патриотизма).

Проблемы дихотомии

Если в России идеологические смыслы задают институты государственной власти (например, государственные СМИ), то в Украине эта инициатива принадлежит отдельным олигархическим альянсам и их подконтрольным СМИ, а также популярным гражданским активистам.

Самой серьезной (стартовой) смысловой парой в этом контексте является:

1. «Зеленые человечки» VS «вежливые люди». И то и другое словосочетание описывает один феномен – российские войска в Крыму. «Зеленые человечки» (название по цвету камуфляжа бойцов без опознавательных знаков) появились в украинских СМИ ещё в феврале 2014 года, а «вежливые люди» – это продукт спича Владимира Путина, впоследствии развитый и растиражированный на всех подконтрольных информационных площадках.

Именно на этом этапе понятным стал тот факт, что в ближайшем будущем картина мира приверженцев разных политических лагерей (проукраинского и пророссийского) будет отличаться кардинально и не зависеть от реальных фактов.

2. «Укропы» («укры» / «бандерлоги») VS «колорады» и «ватники». Это слова ненависти. В принципе все они имеют один и тот же смысл – демонстрация идеологического неприятия противника, слепая убежденность в определенных политических принципах, фанатичная вера в лидеров и т.п.

Интересно, что обозначения «колорады» и «ватники» связаны с элементами одежды (георгиевскими ленточками и телогрейками), которые сами по себе являются символами определенных исторических этапов развития российской государственности.

Напомним, что георгиевские ленты в качестве политической технологии начали активно использовать пророссийские силы после серии цветных революций – в противовес ленточкам оранжевым. Именно их активное использование как маркера поддержки самопровозглашенных республик (в широком смысле – русского мира) привел к возникновению «колорада» в качестве интернет-мэма.

Примерно та же судьба была и у слова «ватник», однако оно перекочевало в отечественное употребление именно из российской политической действительности (Рунета), так как уже довольно долгое время использовалась в качестве ругательства на различных площадках в спорах между национал-патриотическими и либеральными активистами.

Что касается слов ненависти, употребляемых российской стороной, то здесь мало места для иронии. Ставка сделана на доказательство того, что украинская власть и её группы поддержки являются (нужное подчеркнуть): «нацистами», «фашистами», «бандеровцами» и т.п. Постоянное повторение мантры в конкретном случае очень благоприятно повлияло на создание единого и понятного образа сегодняшнего украинского политического режима в России, особенно в среде аудитории ВГТРК.

Само слово «укроп» либо является просто уничижительным сокращением слова «украинец» (аналогично «укры»), либо сокращением словосочетания «украинский патриот», хотя последнее маловероятно.

3. «Хунта» VS «Ху@ло». Самое интересное противостояние можно было наблюдать по линии уничижения позиций руководителей Украины и России после Евромайдана. С одной стороны, Кремль сразу же после старта крымской кампании начал активно навязывать образ новой украинской власти как военной хунты, пришедшей к аппарату управления государства военным путем.

С другой стороны, украинские футбольные фаны (особенно отличились харьковские ультрас) в ответ на действия России в Крыму выдумали и неоднократно спели речевку с оскорблениями в адрес Владимира Путина. В этой игре (не)признания силы противника главная цель состояла в полной и безапелляционной дискредитации людей, олицетворяющих власть в Украине и России.

Стоит признать, что счет в этом противостоянии оказался примерно равным, так как и «хунта» и «ху@ло» прочно вошли в народное употребление и стали одними из самых популярных выражений в ходе войн блоггеров в 2014 году. Даже высшие чины и в Украине, и в России не могли удержаться, чтобы не употребить волшебные слова (случай с Андреем Дещицей и добрым десятком российских государственных деятелей, включая самого Владимира Владимировича, тому подтверждение).

4. ДНР и ЛНР VS Луганда (Лугандон). Войны легитимности являются центральным элементом идеологического противостояния между Россией и Украиной. Ситуация с самопровозглашенными республиками очень похожа на противостояние понятий «Хунта» VS «Ху@ло» однако с обратным знаком.

Именно российской стороне необходимо было доказывать правомерность (см. справедливость и возможность) создания самопровозглашенных республик на территории Украины, в то время как Киев свёл всё к радикальному высмеиванию самого процесса.

Подобные ход с иронизацией любых федеративных восточных проектов, которые идут вразрез с национально-демократическим вектором развития украинского государства, был осуществлен ещё 10 лет назад (после знаменитого митинга в Северодонецке относительно возможности создания отдельного политического образования на территории юго-востока Украины).

Тогда проект Юго-Восточной украинской автономной республики был заклеймен обидной аббревиатурой «ПiСУАР». Так что пропагандистские подходы за 10 лет мало изменились как в плане выполнения, так и их перспективности.

5. Последняя интересная пара принципиально разных трактовок реальности – «аннексия Крыма» VS «воссоединение с Россией». Основной проблемный факт состоит в действительной поддержке подавляющего большинства населения Крыма фактического присоединения к Российской Федерации. Люди верят в то, что хотят верить, поэтому трактовки о том, чем на самом деле является полуостров и кому он принадлежит по большей части вопрос силы, а не смысла (как и всё прочее в представленных противоположностях).

Невзирая на это конфронтационная риторика самих крымчан, россиян и украинцев по поводу Крыма создает целый пласт идеологических противоречий, которые можно снять только одним образом – окончательной победой одной из сторон.

***

В 2015 год Украина войдет с новым словарным запасом, однако, как показывает опыт, все новые слова очень быстро изнашиваются из-за быстро меняющихся реалий. «Минстець» тому прямое подтверждение, ведь именно это понятие занимает первую страницу в политическом словаре 2015 года.

В этом словаре мы благодаря врожденной иронии получим ещё много поводов посмеяться над собственными проблемами. Проблемами, которые мы не можем решить.

Смех как лекарство от безысходности. Смех как форма политического протеста и борьбы.

Теги: Украина

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях