Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Фальсификации на выборах в Украине: тренд 2014 года

20 октября 2014, 09:13 6

Последняя неделя перед выборами очень непростое время для его участников. Одни, отчаявшись, уже начали открывать бутылки с коньяком и отпиваться от предстоящего поражения.

Другие – нервно всматриваются в показатели предвыборной социологии в надежде убедить себя в высоких шансах на победу. Третьи же активно работают «в тени» и готовятся «дожимать» недостающий результат уже на избирательных участках, молясь на магические свойства фальсификаций.

В Украине есть много округов, результаты на которых были известны ещё до старта кампании. Например, не вызывает сомнений, что Виктор Балога одержит победу на своем родном округе в Закарпатье, Александр Фельдман в Харькове, а Виктор Чумак в Киеве. Это скучные округа, с вялой кампанией, ожидаемым результатом и выборной безысходностью.

Но ещё больше округов, где до последнего момента лидеры гонки не будут твердо уверены в том, что они смогут победить. Именно на таких округах стоит ждать фальсификаций и отчаянных попыток сорвать избирательный процесс (в том случае, если что-то пойдет не по плану).

Так как досрочные выборы проходят по закону принятому с подачи «кровавого диктатора», следует предположить, что техники фальсификации достанутся нам в наследство с 2012 года.

Условия и типы фальсификаций в Украине

Мало кто об этом говорит, но для осуществления любых фальсификаций на выборах необходим определенный перечень обязательных условий. Если быть более конкретным, то для «рисования результата» на выборах необходимы не только деньги, но и известная степень влияния на местных администрации и правоохранительные органы.

Сами по себе деньги ничего не могут решить. Проваленные попытки подкупа избирателей на столичных округах в 2012 году это прекрасно доказали. Обратное (когда есть лояльный аппарат, но финансы поют романсы) – тоже правда.

Трудно, включая на полную административный пресс, мотивировать членов участковых комиссий переступить букву закона, при этом, не предоставляя им дополнительных финансовых «аргументов».

Эти денежно-административные рамки ограничивают поле фальсификаций и по количеству субъектов и по характеру самой липы. В преступлении обычно участвуют только олигархи, которые уже были включены в системы власти, а весь их арсенал, так или иначе, связан с подделыванием результатов выборов непосредственно в день голосования на самих избирательных участках.

В подавляющем большинстве случаев рассказы о «замене» бюллетеней при транспортировке из УИКов в ТИКи, предварительное «допечатывание» бюллетеней с последующим их вбрасыванием в урны и прочие истории примерно такого же содержания являются просто ярким вымыслом.

Карусели, косынки и кляксы

Прижившиеся, проверенные и популярные в Украине технологии можно разделить на три условных категории. Их используют из года в год по нескольким причинам.

Во-первых, каждая из тих технологий осуществляется непосредственно в день голосования. Во-вторых, каждая из этих технологий работает только с настоящими участковыми бюллетенями. В-третьих, фальсификаторов, которые используют эти технологии, довольно трудно поймать на нарушениях, так как никаких внешних признаков «вбросов», агрессивных атак и т.п. нет.

1. Карусели. Любая избирательная карусель начинается и заканчивается подкупом избирателей. Обычно под участком дежурит представитель группы фальсификаторов, который предлагает голосующим вынести пустой бюллетень из участка.

Первый вынесенный бюллетень запускает механизм карусели: второму избирателю-взяточнику дают определенное количество денег за то, что он вбросит уже заполненный бюллетень в урну (отметку напротив фамилии нужного кандидата ставит организатор фальсификации), а свой пустой опять-таки отдаст правонарушителям.

В последнее время физический вынос бюллетеня из участка начали заменять фотографированием отметки напротив фамилии нужного кандидата. Фальсификатору, таким образом, показывают только фотографию заполненного бюллетеня, после чего избирателю-взяточнику платят деньги.

Проблема этого метода фальсификаций заключается в том, что избиратель-взяточник может в последний момент сделать бюллетень недействительным (после того как он уже сделал фотографию / взял заполненный организатором фальсификаций документ), написав на нем ругательство или поставив ещё одну отметку. Поэтому невозможно даже приблизительно просчитать КПД этой технологии.

Плюс ко всему, достаточно одного сознательного гражданина, который вызовет милицию, чтобы представитель группы фальсификаций как минимум посидел несколько суток в КПЗ.

Итог: метод будет широко применяться, хотя он уже морально устарел.

2. Косынка. Более совершенный метод, который активно применялся в кампании 2012 года – это так называемая «косынка». Суть её заключается в том, что обычно на избирательный участок за весь день приходит 50-65% избирателей, а это значит, что незаполненных бюллетеней на УИКах остается довольно большое количество.

Из года в год голосуют одни и те же люди, а многие семьи просто не ходят на выборы или реально не живут на этом округе (сдают квартиру). Понять, кто придет на избирательный участок, а кто нет довольно просто – эту информацию можно получить через ЖЭКи или председателей домовых комитетов (старших по подъезду, руководство ОСМД и т.п.).

Когда такая информация получена, остается только дать взятки членам избирательных комиссий, которые должны выдавать бюллетени на левые фамилии.

Выглядит всё примерно так: организации фальсификаторов берут 2-3 автобуса со специально обученными людьми. Они знают, к какому конкретно члену избирательной комиссии необходимо подойти на каждом УИКе, подходят к ним, дают свой паспорт с вложенным в него условным знаком (например, красной звездой или фотографией Софи Лорен).

После этого член избирательной комиссии находит в списке «неприходящих» позицию и выдает бюллетень левому человеку по левой подписи. Обычно эту технологию делают в две волны в обед и вечером.

Основной риск метода связан с тем, что избиратель их списка «неприходных» может прийти на избирательный участок и потребовать бюллетень, который отдали кому-то другому. Но такие ситуации возникают крайне редко, а учитывая непрофессионализм наблюдателей на УИКах, этот метод становится одним из самых популярных.

Кроме того, в «косынке» можно точно просчитать КПД и стоимость одного фиктивного голоса, который, по разным оценкам, сейчас составляет 500-700 гривен (взятки, расходы на формирование команды, транспорт и т.п.).

Итог: вероятно, самая популярна фальсификационная технология на предстоящих выборах.

3. Кляксы. Смысл этой технологии заключается в том, чтобы испортить максимальное количество бюллетеней конкурента. Её можно организовать исключительно через членов УИКов.

В техническом плане всё основывается на моменте, когда на рабочий стол высыпают содержимое урн. Если, например, в перстне члена комиссии спрятан карандаш или другое пишущее средство, то он спокойно при проверке бюллетеней может доставлять пометки на бюллетенях и делать их недействительными.

Правда, для этого необходимо, чтобы глава комиссии был куплен организаторами фальсификаций, ведь именно он показывает членам комиссии бюллетень и предлагает признать его недействительным при пересчете на основании нескольких пометок, «перечеркнутости» и т.п.

Опять же главная проблема этого метода – невозможность контроля выполнения поставленных задач по порче бюллетеней противника. Обычно на такую грязную работу соглашаются только две категории людей: либо особо нуждающиеся (редкие случаи), либо лица, находящихся в личных доверительных отношениях с кандидатом. Например, сотрудники фирм, которые принадлежат кандидату и члены их семей.

* * *

Вместе с подкупом избирателей (в формате продуктовых наборов или непосредственном денежном мотивировании посредством различных «фондов»), а также вписыванием «своих людей» на закрытые избирательные участки (стационарные лечебные учреждения и различные пенитенциарные учреждения) вышеописанные технологии фальсификации выборов являются трендом нынешней кампании.

Вероятно, что заметнее всего они будут на отдаленных от центра провинциальных округах, где ещё возможна политическая конкуренция. Однозначно самым перспективным округом, в плане обнаружения фальсификаций, будет округ № 102 (центр – город Знаменка, Кировоградская область), по которому баллотируется экс-секретарь Киевсовета Олесь Довгий.

Против него уже сейчас началась информационная кампания, организованная журналистской тройкой из БПП (триада «Наем-Лещенко-Залищук»), цель которой не только не допустить одиозного кандидата в Раду, но и создать «майдановскую альтернативу» в лице никому неизвестного на округе №102 кандидата Андрея Лавруся.

Также интересно последить за ходом событий на харьковских округах № 168 (баллотируется «парашютист» Валерий Писаренко) и № 171 (баллотируется «парашютист» Виталий Хомутынник). В Харьков журналисты по какой-то причине не поехали (наверное, только Олесь Довгий им и по зубам), но выборы от этого, в плане фиксации возможных фальсификаций, не станут менее интересными.

Уже через неделю страна получит новый парламент и хочется надеяться на то, что людей, которые вытирают свои башмаки об избирательные права народа, станет в нем меньше. Хотя пока предпосылок для таких выводов у нас нет.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях