Прошедшие 14 сентября выборы в Крыму были похожи больше на ритуальный обряд, чем на обыденное волеизъявление граждан. Масштаб информационного сопровождения кампании был настолько огромным, что в первые недели осени города полуострова в буквальном смысле утопили в океане рекламных материалов.
В украинской АРК никогда такого не видели. В Симферополе трудно было найти столб, который бы не одели в костюм из разноцветных листовок, и хоть один свободный бигборд, не занятый рекламой одной из 12 партий, принимавших участие в выборах.
Крымским выборам местная элита со всех сил пыталась придать образ эдакого праздника естественной люстрации – очистки власти от казнокрадов и идеологически неблагонадежных персон.
Жители полуострова, напротив, весьма формально подошли к голосованию, понимая и соглашаясь с тем, что «Единая Россия» в лице тандема «Аксёнов – Константинов» получит всю полноту власти в регионе авансом, в уплату перехода Крыма под крыло российского двуглавого орла.
В этом очевидном конфликте поведенческих стратегий родились новые советы на полуострове, и произошла окончательная консервация элит.
Процесс этот был по меркам России скомканным, быстрым и грязноватым. Но обо всем по порядку.
Основной провал кампании заключается в том, что в голосовании приняло стандартное для Крыма количество избирателей – чуть больше 50%. Ранее Сергей Аксенов заявлял о том, что в выборах примут участие не менее 75% избирателей Крыма.
Его неоправданная самоуверенность дала возможность украинскому политическому активу в очередной раз заявить о том, что «жители полуострова начинают отрезвляться». Мол, пожили крымчане полгода в переходном российском периоде и захотели обратно в Украину.
Конечно, эта информация не соответствует действительности, ведь на последний парламентских выборах в Украине (2012 год) на полуострове до избирательных участков дошли лишь 47% граждан, обладающих правом голоса.
Однако осадок от неоправданных ожиданий остался.
На самом деле совершенно неважно, какое количество крымчан пришло на выборы, важна легитимность власти. Для России, в отличие от Украины, легитимность власти практически не зависит от уровня активности избирателей.
Вот в Москве, например, 14 сентября тоже проходили выборы, и явка на них составила 20%. Разве москвичи поднимают вопрос о легитимности власти? Нет, просто в России далеко не все понимают, зачем вообще нужны выборы.
И непонимающие по-своему правы – не теряют время на бесполезное занятие. Они осознают, что обличие государственной машины России, а уж тем более политический бомонд Москвы, определяется не в кабинках для голосования в УИКах, а за рабочим столом в Кремле.
Следовательно, по старой украинской традиции население полуострова ещё ходит голосовать, но в дальнейшем эта практика будет пользоваться всё меньшей популярностью.
Вторым по очевидности провалом является тот факт, что в парламент прошло только две политические силы: «Единая Россия» и ЛДПР.
Напомним, что по Конституции Республики Крым, принятой после мартовского референдума, выборы в парламент полуострова проходят по смешанной системе: 25 депутатов выбирают на мажоритарных округах и 50 мандатов разыгрываются в едином республиканском округе.
Так вот, 70 мест получила «Единая Россия» (в том числе все мажоритарные округа) и 5 мест достались кандидатам от ЛДПР, первым среди которых значился Владимир Жириновский. Незамысловатая технология сработала и Владимир Вольфович смог обеспечить своей партии представительство в Крыму.
Так вот, остальные партии не смогли преодолеть 5% проходной барьер. Самый интересный случай у КПРФ, которая для прохождения не добрала 1% избирателей. Российские коммунисты провалились по той причине, что их электорат всецело отошел к «Единой России».
Посудите сами: в Украине за коммунистов граждане всегда голосовали либо по идеологическим соображениям, либо за их пророссийскую позицию. В этом смысле единороссы для электората украинского КПУ являются самыми желанными и любимыми «коммунистами».
Конечно, актив КПРФ после объявления результатов выборов шипел, заявлял о фальсификациях, но дело, в общем-то, замяли.
В общем-то хорошо, что хоть формально в парламенте российского Крыма оказалось две партии – это оставляет намек на некий плюрализм и демократию. Чисто формально, конечно, но это лучше возрождения КПСС на отдельно взятой территории.
К полной и нераздельной власти в Крыму пришла команда «Единой России», которая на половину состоит из людей Владимира Константинова (бывшие регионалы и работники фирмы Константинова «Консоль»), а на другую из людей Сергея Аксёнова (бывший актив партии «Русское единство», непосредственные родственники Аксёнова и организаторы движения «Русская община Крыма»).
При этом небольшое преимущество по количеству лояльных депутатов получил именно и.о. главы республики, ведь крымское отделение ЛДПР возглавляет Сергей Шувайников, который вместе с Сергеем Аксёновым и Сергеем Цековым (нынешний представитель полуострова в Совете Федерации) возглавлял уже упомянутую «Русскую общину Крыма».
Таким образом, в перспективе главная интрига политических игр в Крыму будет сводиться именно к противостоянию внутри властного тандема «Аксёнов – Константинов». При этом маловероятно, что кто-то из участников тандема в ближайшее время захочет пересмотреть свои позиции и вступить в активную борьбу за монополию власти на полуострове.
Дело в том, что крымская политическая элита сейчас объединена по принципу войны с «чужим» (Украиной как политическим феноменом), она ограждена от остального мира железным занавесом и прекрасно понимает, что за пределами России её власть не обладает авторитетом и, если угодно, признаваемой легитимностью.
Это ощущение действительно объединяет группы тандема «Асёнова – Константинова» в единую команду, которая сейчас показывает успехи в построении дисциплинированной и жесткой вертикали власти в Крыму (возможно, благодаря плотному контролю Москвы за переходным периодом).
В общем итоге Крым ещё на шаг отошел от политического процесса Украины в сторону России. Последний обязательный политический жест по обновлению власти на полуострове был осуществлен и это значит, что эра «переходного периода» подошла к концу и дальше крымчан ждет уже свершено иная жизнь по-российски.
Жизнь, в которой артефакты украинской эпохи будут вынесены за скобки «возрожденного российского Крыма».
Жизнь без Украины.
Жизнь на другой планете.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.