5 сентября в Минске трехсторонняя контактная группа «Украина-ОБСЕ-Россия» подписала протокол о немедленном прекращении огня с представителями "ДНР"-"ЛНР". Впрочем, уже через несколько часов стороны наперебой начали обвинять друг друга в нарушении договоренностей и провокациях.
Не повторит ли «минское перемирие» судьбу июньского мира, который был прекращен спустя несколько дней? И возможен ли вообще мир на Донбассе, ставшем эпицентром геополитического конфликта?..
На президентских выборах в мае 2014 года Петр Порошенко был выгодно оттенен воинствующими радикалами и националистами. Многие избиратели именно в Порошенко видели компромиссную фигуру, способную не дать Украине скатиться в пропасть войны. Однако именно при пятом президенте страна потеряла беспрецедентное количество военных и мирных жителей.
Ближе к середине августа ход вооруженного конфликта переломился, и главе украинского государства пришлось вновь надеть маску миротворца. На сегодняшний день именно Порошенко, УДАР, а также Партия Регионов и образовавшиеся на ее базе новые проекты представляют «партию мира» в украинской политике.
Тогда как оба крыла «Батьківщини» (и подконтрольное Юлии Тимошенко, и «фронтовики» Яценюка-Турчинова), националисты, радикалы Олега Ляшко и «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко – это, скорее, популистская «партия войны». К примеру, 7 сентября в интервью «1+1» украинский премьер-министр вновь анонсировал «необратимое введение военного положения».
26 августа Порошенко попытался лично договориться об условиях перемирия с Владимиром Путиным, однако встреча ожидаемого результата не принесла. По всей видимости, президент РФ настаивал на участии в переговорах представителей самопровозглашенных ДНР-ЛНР, однако общаться на равных с ними и тем самым легитимизировать сепаратистов Порошенко себе позволить не мог.
Отчасти Путин добился желаемого, ведь на встрече в Минске спустя две недели ЛНР и ДНР представляли премьеры самопровозглашенных республик Игорь Плотницкий и Александр Захарченко, однако на ней не было уже Порошенко. Главой украинской контактной группы стал второй президент в новейшей истории Леонид Кучма, а российскую делегацию возглавил посол РФ в Украине Михаил Зурабов.
Результатом переговоров Украины, России и ОБСЕ с одной стороны, а также представителями самопровозглашенных республик стало подписание Протокола, «нацеленного на имплементацию мирного плана Петра Порошенко и инициатив Владимира Путина». Именно такую дипломатичную формулировку выбрали составители документа, который должен стать первым шагом на пути к восстановлению мира на Донбассе.
Подписав протокол, стороны взяли на себя следующие обязательства:
Не прошло и нескольких часов после подписания договора, как стороны обменялись взаимными обвинениями в нарушении условий перемирия. Так сепаратисты вменяют в вину украинской армии постоянные обстрелы Донецка, Горловки и ряда других населенных пунктов.
Украинские СМИ распространили информацию о неудачной попытке сепаратистов атаковать Мариуполь в ночь с 6 на 7 сентября, в результате которой погиб 1 человек и 3 были ранены. Одним словом, в информационной войне никакого перемирья или даже небольшой передышки не наблюдается – всё те же штампы и характерные манипуляции с обеих сторон.
Несмотря на громкие заявления журналистов и политиков, Петр Порошенко и Владимир Путин в ходе телефонных переговоров 6 сентября подтвердили, что режим перемирия соблюдается. При этом сам президент Украины успел распространить другое сенсационное заявление, не на шутку обеспокоившее Кремль.
После недавнего уэльского саммита НАТО, на котором участники альянса ограничились стандартными заявлениями о поддержке и обещаниями финансовой помощи на «борьбу с кибертерроризмом и реабилитацию пострадавших в ходе АТО бойцов», Порошенко объявил, что одна из стран военного блока согласилась поставлять в Украину вооружение.
Не уточнив, о какой стране идет речь, украинский гарант породил множество слухов, однако ни одно западное государство так и не подтвердило, что достигло подобной договоренности с Украиной. Помочь своему патрону вызвался новоиспеченный глава «Блока Порошенко» Юрий Луценко, опубликовавший в фейсбуке более конкретное заявление: дескать, помогать оружием нам будут США, Норвегия, Франция, Италия и Польша.
Не прошло и дня, как 4 из 5 стран опровергли эту информацию, а Франция отказалась от комментариев. Неловкую ситуацию «правительственным креативом» на тему повышения обороноспособности решил скрасить Арсений Яценюк. На заседании кабмина он абсолютно всерьез озвучил инициативу Игоря Коломойского месячной давности о постройке «великой украинской стены» на границе с Россией.
Профинансировать «креатив» премьер предложил Евросоюзу, а в крайнем случае – использовать бюджетные средства. Зная, какой украинский олигарх больше других нажился на государственных закупках и тендерах в «послемайданный период», нетрудно догадаться, чьи уши торчат за этим предвыборным пиаром Яценюка…
Возвращаясь к переговорам в Минске, на которых ДНР-ЛНР впервые были представлены в качестве имеющей право голоса стороны, стоит отметить, что сам статус самопровозглашенных республик был вынесен за скобки обсуждения. Украинские СМИ находят в тексте договора косвенный отказ сепаратистов от своих амбиций, однако лидеры ДНР-ЛНР по-прежнему утверждают, что вариант с вхождением в состав Украины даже на правах широчайшей автономии они не рассматривают.
Хрупкий мир достался Украине дорогой ценой: Владимир Путин добился промежуточного успеха в реализации на Донбассе «приднестровского сценария», заставив украинцев и представителей ОБСЕ вести переговоры с «террористами». Каждый раунд подобных переговоров будет повышать легитимность властей самопровозглашенных республик, тем более что для ДНР-ЛНР в ближайшие месяцы будет крайне благоприятный международный контекст.
Уже через неделю состоится референдум в Шотландии, и по последним данным большинство уже на стороне независимости от британской короны. Еще более знаковое событие состоится 9 ноября, ровно через полгода после «донбасского плебисцита». Референдум в Каталонии, если он всё-таки произойдет, может быть использован и Россией, и донбасскими сепаратистами в качестве «европейского аналога» событий в Украине.
Также как Абхазию и Осетию российские дипломаты сравнивали с «косовским прецедентом», официальный Кремль будет настойчиво проводить параллели между Каталонией и Донбассом/Крымом. К слову, именно название спорного полуострова так ни разу и не прозвучало ни на одной из минских встреч – видимо, по этому вопросу Путин ни на какие уступки идти не собирается.
А пока Украина пребывает в этом подвешенном статусе «бумажного мира» и реального продолжения конфликта, эксперты не устают повторять древнюю римскую мудрость: хочешь мира – готовься к войне…
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.