На прошлой неделе «Солидарность» и «Батьківщина» открыли сезон партийных съездов, на которых не обошлось без неожиданностей. 27 августа президентская «партия нового типа» окончательно превратилась в вождистский проект Порошенко, а тем временем соратники Юлии Тимошенко устроили демарш в «Батьківщине».
Несмотря на убедительную победу Петра Порошенко на выборах в мае, эксперты отмечали отсутствие у президента серьезной партийно-организационной структуры. По данным последних опросов, его личный рейтинг достаточно слабо конвертировался в поддержку проекта «Солидарность»: партии социологи пророчили от 10% до 25% в зависимости от того, чья фамилия ставилась в анкете возле названия политической силы.
На местах «Солидарностью» (как и региональными штабами Порошенко в мае) занимались выходцы из самых разных политических сил – бывшие «регионалы», «бютовцы», дружественные «ударовцы». Тем не менее, никаких электоральных дивидендов команда президента его партийному проекту не приносила – едва ли большинство избирателей вообще знают кого-то из представителей «команды президента»…
Именно поэтому одним из главных заданий, которое ставил гарант перед лояльными ему парламентариями, был допуск к октябрьским выборам блоков политических партий. Для внесения изменений в закон голосов не хватило, потому советники президента предложили ему пойти по пути наименьшего сопротивления и просто переименовать свою малоизвестную солидарность в именной проект.
Политическая партия «Блок Петра Порошенко» – вот что, среди прочего, обнаружат избиратели в бюллетенях 26 октября. И пусть такой откровенно вождистский проект имеет мало общего с «новым качеством политики», открытыми списками и прочими сказами времен «Майдана» – он вполне может претендовать на победу, а победителей, как говорится, не судят…
Главой президентской политической силы был избран Юрий Луценко. Сам Петр Порошенко появился в самый разгар съезда, одобрил инициативу переименования партии и обратился к соратникам с речью.
«Обязательно нужно учесть ошибки и просчеты, которые допускались ранее в партийном строительстве. Компромиссов в вопросе чистоты партийных рядов быть не может. Следите за тем, чтобы в нашу партию не попали прилипалы и приспособленцы, которых сейчас будет очень много. Нам не нужны ни старые карьеристы-конъюнктурщики, ни новые непатриотические кадры».
Неизвестно, восприняли ли в свой адрес слова Порошенко нардепы от «Батьківщини» Владимир Арьев и Александр Бригинец, икнулось ли бывшему «регионалу» Алексею Гончаренко, «ударовцам» Игорю Баленко и Дмитрию Андриевскому – все они поддержали президента продолжительной овацией…
А пока опытные политические предприниматели всех мастей искали место под солнцем в новой партии власти, в «Батьківщине» произошел раскол. Даже годы тюремного заключения так не ударили по политическим позициям Юлии Тимошенко, как сокрушительное поражение на президентских выборах.
В итоге мнением Тимошенко начал отрыто пренебрегать ее давний соратник Александр Турчинов, а с Арсением Яценюком у «леди Ю» всегда были напряженные отношения. В ходе недавнего партийного съезда именно Яценюка предложили сделать первым номером избирательного списка «Батьківщини», при этом сохранив за Тимошенко статус главы партии. Квоты в условно проходной части списка было предложено поделить 50 на 50.
Юлия Владимировна прогнозируемо отказалась, после чего некоторые делегаты съезда демонстративно покинули зал. Как всегда на опережение в фейсбуке сыграл Арсен Аваков, объявивший о своем выходе из «Батьківщини»: по словам министра МВД, аналогичное решение приняли около 20 партийцев, среди которых Арсений Яценюк, Александр Турчинов, министр юстиции Павел Петренко, Андрей Пышный, Андрей Парубий, Сергей Пашинский и многие другие.
Правда, некоторые из «списка Авакова» (как, например, Пашинский) информацию о своем выходе из партии отрицают. Так или иначе, именно позицию группы Яценюка-Турчинова эксперты считают одной из главных интриг предстоящих выборов.
В информационном пространстве обсуждаются три возможных стратегии покинувших «Батьківщину» политиков – создавать собственный проект, присоединяться к команде Порошенко или продолжать торговаться с Тимошенко с позиции силы.
Для своего проекта уже якобы даже придумали название – «Народный фронт», однако данные закрытой социологии, заказанной в штабе Яценюка, показали относительно низкий ожидаемый результат партии на выборах.
Что же до команды Юлии Тимошенко, то в ней остаются проверенные временем кадры – Сергей Соболев, Сергей Власенко, Григорий Немыря. Сама экс-премьер пока избегает прямых эфиров, но ее штаб уже с завидным постоянством генерирует предвыборные инициативы.
Например, 30 августа Тимошенко потребовала от президента провести 26 октября не только выборы в Раду, но и референдум о вступлении Украины в НАТО. Вероятно, именно вступление в НАТО, борьба с олигархами (с намеком на Порошенко), а также антироссийская милитаристская риторика станут основными темами предвыборной кампании «Батьківщини».
Хоть остальные политические силы не провели даже первый этап предвыборного съезда, уже сейчас начинают просматриваться контуры альянс в будущем парламенте. Основным союзником «Блока Порошенко» должен стать «УДАР», с которым, по предварительной информации, президентская партия будет согласовывать выдвижение кандидатов в округах. Не исключено, что третьей в этой коалиции окажется «Свобода».
С другой стороны баррикад – ослабленный ветеран украинской политики «Батьківщина», которая может найти союзника в «Радикальной партии» или «Гражданской позиции». Хоть и Олегу Ляшко, и Анатолию Гриценко оппоненты приписывают финансирование со стороны Сергея Левочкина, оба политика достаточно долгое время были членами бело-сердечной фракции, и именно с ними может вступить в переговоры Юлия Тимошенко.
Все перечисленные политические силы наверняка будут использовать жесткую антироссийскую риторику и постараются привлечь в свой список несколько «витринных» героев АТО. Противоположную позицию займут «партии мира» – на условно контрреволюционном фланге будут соперничать «Партия регионов», КПУ, «Сильная Украина» и «Партия развития».
Если высокие шансы преодолеть 5%-й барьер социологи приписывают только партии Сергея Тигипко, то вот по «мажоритарке» и «регионалы», и представители «Партии развития» могут провести несколько десятков депутатов.
Абстрагируясь от персоналий, эксперты уже отмечают несколько любопытных особенностей предстоящих выборов. Например, согласно 6 пункту 107 статьи Закона на внеочередных выборах кандидаты не подают декларации о доходах, расходах и финансовых обязательствах – еще одна норма, оставшаяся нетронутой депутатами, и резко контрастирующая с «идеалами Майдана».
Также по действующему закону 5 сентября уже должны быть сформированы ОВК, однако часть субъектов, имеющих право выдвижения своих представителей (речь о кандидатах-мажоритарщиках) еще не зарегистрирована. Соответственно, больше влияния на комиссии будут иметь крупные партии.
А в отношении проведения голосования на Донбассе, у власти появилась новая любопытная инициатива – позволить окружным комиссиям работать вне округов, а участников АТО (военнослужащих и нацгвардейцев) наделить правом голоса за донбасских кандидатов-мажоритарщиков.
Учитывая, что предвыборная кампания, как и само голосование, будут оставаться в информационной тени темы войны, уже сейчас можно спрогнозировать, насколько коррумпированными и «грязными» они могут оказаться.
После «Майдана» много говорилось о «новом качестве политики», о повышении политической культуры избирателей, которые якобы не станут вестись на подачки кандидатов… Пожалуй, лучшего испытания для общества и политиков, чем «мажоритарка» во время необъявленной войны, и не придумаешь.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.