Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Равнение на правых

Автор:
Дмитрий Русин
9 ноября 2012, 14:13 6

Неожиданно высокий результат Всеукраинского объединения «Свобода» на парламентских выборах 2012 года (10,44% голосов) показал, что Украина находится в европейском тренде – рост популярности националистических и ультраправых партий. Они есть в парламентах практически всех стран Евросоюза. Последними победу праздновали на местных выборах в Бельгии фламандские националисты, которые 14 октября получили 38% голосов в Антверпене и взяли под контроль второй по величине экономический центр страны. Глава «Нового фламандского альянса» (НФА) Барт де Вевер стал бургомистром Антверпена, а его политическая сила получила возможность провести референдум об изменении федеративного государственного устройства на конфедеративный, для отмежевания фламандских территорий от франкоязычных валлонских.

До этого в 2010 году на парламентских выборах НФА получил 17,29% голосов на выборах в Палату представителей (27 мест) и 19,61% на выборах в Сенат (9 мест).

Отличились в этом году и греческие националисты - на повторных парламентских выборах в июне они доказали свою состоятельность: ультраправая партия "Золотая заря" получила 6,92% голосов и завладела 18 депутатскими мандатами.

Растет популярность Национал-демократической партии Германии, которую негласно считают наследницей нацистской НСДАП: в 2011 году на выборах в ландтаг земли Мекленбург-Передняя Померания она получила 6%, а двумя годами ранее - 5,6% на выборах в парламент земли Саксонии.

В том же 2011 году Шотландская национальная партия получила 65 мест из 129 в парламенте, сформировала первое в истории Шотландии однопартийное правительство, которое готовится к проведению референдума о независимости в ближайшие пять лет.

А на парламентских выборах в Финляндии третьей по популярности партией стали «Истинные финны» (39 мест), показав впечатляющий прирост по сравнению с предыдущими выборами – плюс 34 мандата.

Картину прихода националистов в парламенты стран Европы можно дополнить такими примерами: норвежская Партия прогресса - 22,9%; Швейцарская народная партия - 28,9%; Партия за лучшую Венгрию («Йоббик») - 16,7%; Нидерландская партия свободы Герта Вилдерса - 15,5%; итальянская Лига Севера - 8,3%; болгарская «Атака» - 9,36%; Датская народная партия - 13.8%; Шведские демократы – 5,7%; литовская Порядок и справедливость - 12,69%; Сербская радикальная партия - 29,46%.

Отдельно стоит отметить Австрию, где ультраправые в течение многих лет с переменным успехом постоянно представлены в парламенте. На сегодня у Австрийской партии свободы 34 места в нижней палате парламента и 7 - в верхней, не говоря уже о многочисленных фракциях в местных парламентах. При этом еще одни ультраправые - Альянс за будущее Австрии - имеет в нижней палате 21 мандат.

При этом националисты также усиливают свое присутствие и в Европарламенте. Многие из вышеназванных партий имеют там своих депутатов, а некоторые намерены даже создать свою собственную фракцию.

Так, международная организация «Альянс европейских национальных движений», в состав которой входит «Йоббик», Национальный фронт Франции, Британская национальная партия, Национальный фронт Бельгии, ВО «Свобода» и ряд других партий, вынашивает такие планы. Пока что они имеют в Европарламенте только 8 депутатов (при необходимых 25), но не теряют надежды. Ведь скоро очередные выборы, а рост популярности их идей очевиден.

Сегодня для националистов в Европе сложилась благоприятная ситуация. Пока Старый Свет развивался, приток дешевой рабочей силы приветствовался. Но стоило пошатнуться экономическому благополучию, как оказалось, что в странах ЕС более 26 млн безработных, доходы людей уменьшаются, социальное обеспечение малоимущих оказалось под угрозой и не может отвечать прежнему уровню их жизни. При этом количество иммигрантов (большинство из которых выходцы из мусульманских стран) превышает 20%. В то же время многие из них «сидят» на социальных пособиях – вместо дешевой рабочей силы представляют собой дорогое удовольствие. Традиционные партии и политики не могут пока предложить недовольным европейцам решения этих проблем, чем пользуются националисты.

Их программы - это уже не стандартные постулаты национализма (не путать с нацизмом): признание существования наций «определенным законами природы», суверенное право нации на самоопределение и первичность нации в процессе строительства государства. В ход идет более радикальная риторика: шовинизм и ксенофобия. Не удивительно, что они вызывают большую настороженность в обществе. Европа еще помнит «коричневую чуму», которая в 40-х годах поглотила всю Европу и развязала Вторую мировую войну. Грубо говоря, фашизм и нацизм вырос из национализма. А рост популярности НСДАП и приход к власти Адольфа Гитлера проходили при похожих условиях в 30-е годы прошлого столетия в Веймарской республике.

Тем не менее многих этот аспект уже не пугает. В Германии, где после свержения нацизма как огня боятся малейшего проявления радикального национализма, а нацизм и его символика запрещены законом, кандидаты НДПГ уже прошли в ландтаги самых депрессивных земель ФРГ: Саксония и Мекленбург-Передняя Померания. Основные черты этих территорий: отсутствие высокооплачиваемой работы, отток немцев в более благополучные районы и большой процент заселенности иммигрантами - выходцами из Турции и СНГ.

Основной конек риторики ультраправых в Европе – борьба с иммиграцией. От этого явления все беды европейских стран: отсутствие работы (якобы иммигранты забирают рабочие места), проблемы социального обеспечения (государству приходится кормить еще и безработных иммигрантов) и рост преступности (иммигранты – главные правонарушители).

С последним предлагают бороться по-разному. Фламандские националисты перед выборами создали интерактивную карту преступлений, доступную также и для смартфонов. На ней можно видеть все правонарушения, сортировать их по видам, а также получить информацию о реакции властей на преступления и национальной принадлежности преступника. Для демонстрации борьбы с преступностью националисты могли бы использовать опыт немецких национал-социалистов 30-х годов по формированию добровольческих отрядов, но в Западной Европе это считается дурным тоном. А вот греческая «Новая заря» взяла на себя такую функцию – патрулирование и поддержание порядка в иммигрантских районах.

Правда, фламандские националисты официально никак не оформили свои патрули, в отличие от венгерской «Йоббик». В 2007 году она создала военизированное крыло партии «Венгерская гвардия», за что и поплатилась – благодаря международному давлению в 2009 году гвардию запретили, а отряды, использующие униформу и символику, напоминающую нацистскую, были распущены.

Ультраправые отрицают один из главных принципов Евросоюза - мультикультурность и требуют полной ассимиляции иммигрантов. Так как львиная доля всех приезжих – это выходцы из стран, исповедующих ислам, то ими массово и успешно культивируется антиисламизм. Австрийские ультраправые, например, выпустили игру «Не дай построить мечеть». Ее суть сводится к тому, что нужно сбивать падающие на карту страны мечети, а перед проигравшим появляется надпись «Так может быть во всей Австрии». В эту игру поиграли уже миллионы австрийцев. О широкой поддержке антиисламистской риторики ультраправых свидетельствует скандал с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда в Дании. В его разгар в 2006 году популярность Датской народной партии (ДНП) резко возросла. Если бы выборы проходили в это время, то она получила бы в парламенте на 7 мест больше, чем ДНП завоевала год спустя, когда скандал уже исчерпал себя.

Немаловажную роль в риторике крайне правых играет социальная защита. Одни ограничиваются риторикой и обещаниями реализовать программы, другие работают «по-нашему». Например, греческие националисты – они раздают продуктовые наборы малообеспеченным, но только грекам.

Отдельной группой стоят националистические партии, которые в свои программы дополнительно включают сепаратистские лозунги и побеждают на выборах: это националисты Бельгии, Шотландии и Северной Ирландии. Для последних независимость их территорий от Великобритании – вопрос старый и кровоточащий.

Примечательно, что идеи националистов разделяют, в основном, молодые люди. Например, практически все члены греческой «Новой зари» родились уже после 1980 года. В Австрии, согласно опросам, 43% граждан страны в возрасте до 29 лет готовы поддержать националистов на парламентских выборах: 33% за «Партию свободы» и 10% за либеральных националистов.

В этом нет ничего удивительного, поскольку молодые европейцы стали первыми жертвами массовой иммиграции, растущей безработицы и ослабления социальной защиты.

Чтобы оправдывать ожидания своих избирателей и увеличивать их поддержку, пройти в парламент недостаточно. Без доступа к властным рычагам реализовать обещания крайне тяжело. Многие националистические партии теряют поддержку из-за своей неспособности что-либо изменить. Так, Национал-демократическая партия Германии в 2004 году в Саксонии получила 9,2 % голосов, а в 2011 году уже 5,6%, поэтому им приходится компенсировать свою неспособность громкими скандалами. Один из последних произошел в ландтаге Саксонии, когда полиция силой вывела из зала заседания всю фракцию НДПГ из-за того, что депутаты пришли в футболках с логотипами скандальной фирмы по производству одежды с нацистской символикой, которая запрещена в ФРГ.

Напомним, что с 1945 года в Западной Европе существовал своего рода запрет на вступление в правительственные коалиции с партиями, имеющими имидж право-экстремистских. Впервые его нарушили в Австрии, когда в 2000 г в коалиционное правительство Австрийской народной партии под руководством Вольфганга Шюсселя вошла Австрийская партия свободы, которой руководил одиозный Йорг Хайдер. Это вызвало в международном сообществе бурю возмущения: главы правительств остальных 14 стран ЕС приняли решение прекратить сотрудничество с правительством Австрии - лидеры других стран отказывались здороваться за руку и общаться с членами кабинета Шюсселя. Спустя несколько месяцев нормальные отношения внутри ЕС были восстановлены, хотя коалиция АНП и АПС сохранилась. Проиграла от этого АПС, которая не могла критиковать правительство, а также не могла реализовать свои программы, опасаясь международных санкций. На последующих выборах АПС с трудом прошла в парламент, но теперь она нарастила силу – по прогнозам, на выборах 2013 года она станет крупнейшей фракцией Бундесрата и, очевидно, сформирует правительство.

Сейчас табу на участие праворадикалов во власти снято, и во многих странах они реализовывают свои предвыборные обещания. В частности, Датская народная партия реализовала свое ключевое требование – ужесточение иммиграционных правил, после чего датское иммиграционное законодательство оценивается как самое жесткое в Европе. Швейцарская народная партия через референдум добилась запрета строительства минаретов, а французские националисты вынудили принять решение о запрете ношения паранджи.

Говорить о том, что Европа пала под натиском националистической идеологии, пока рано. Это станет возможным, когда ультраправых начнут выбирать в президенты. Пока что этого не происходит. Ни один из одиозных лидеров ультраправых пока не смог стать президентом или премьером - ни француз Жан-Мари Ле Пен, ни его дочь Марин Ле Пен, ни австриец Йорг Хайдер, ни венгр Габор Вона, ни серб Томислав Николич, ни другие.

Бороться с наступлением праворадикальных партий традиционные политики пытаются по-разному. Власти ФРГ стремятся в судебном порядке запретить деятельность национал-демократов, подозревая их в сотрудничестве с запрещенными неофашистскими организациями. В 2001 году бундестаг, бундесрат и правительство Германии направили в Федеральный конституционный суд иск о запрете НДПГ, однако в 2003 года последний прекратил дело, отказав истцам по формальным причинам.

Но власти не успокаиваются, после волны убийств турецких иммигрантов и ареста предполагаемых убийц – членов тайных фашистских организаций, среди которых оказался один член НДПГ – появился шанс на повторный иск. Сейчас активно ведется поиск доказательств связей национал-демократов с нацистами и, возможно, что их деятельность все-таки запретят. В других странах власти настроены на борьбу с ультраправыми не так кардинально.

Греческие власти считают, что политическая мода на национализм спадет сразу же, как только финансовая, экономическая и социальная ситуация в стране вернется в прежнее русло. С одной стороны, националисты воспрянули в момент кризиса, а с другой - их вдохновляет пример Польши. В этой стране, где наблюдается экономический рост, популярность Лиги польских семей резко падает: с 8% голосов на выборах в Сейм в 2001 году до 1,5% в 2007 году. Причем на будущих парламентских выборах экономический кризис 2008-2009 годов Лиге вряд ли поможет – польская экономика пережила его практически безболезненно.

 

Комментарии

6
dimitris 05.02.2013, 22:29

вижу, что товарищ ketler не спит. его что-то грызёт. и в 4.40 оно решило ответить. шаблоном из истории ссср. под редакцией 1947г. казнили Бандэру (именно Бандэру. через "А". от слова флаг, а не от города в молдове). кто казнил? более верно:- отдал приказ. да- самый справедливый и невинный чел. во вселенной. можно сказать- янгол. но всё дело в том, что ТРИБУНАЛ не судил ни УПА, ни самого Бандэру. за отсутствием состава преступления. а все агитки и штампы из совковой псевдо-истории- оставь себе под подушкой, пускай приснится тебе твой самый дорогой грузинский бого-чел. с усами и хитрым прищуром глаз. тов. нквд-ист под псевдо латинскими буквами.
P.S. ненависть, она чревата заболеваниями на психо-соматической основе. лечись.

Ketler 02.02.2013, 04:40

Когда любой, "национальный" огрызок, начинает на "мове" рассуждать какой быть Украине, создаётся впечатление что читаешь интервью с дурки. С каким бендерой вы собираетесь строить Украину? Его казнили за сотрудничество с фашистами, и за те жертвы, которые были от этого сотрудничества. Пример: В марте 1943 года курень УПА и фашистский гарнизон, которые дислоцировались на противоположных окраинах села – районный центр Людвиполь (ныне Сосновое) Ровенской области, совместными «усилиями» сожгли это село, уничтожив при этом 1317 человек, из которых половина была детьми. И подобным написана вся история бенденровщины

dimitris 10.01.2013, 23:39

ещё немного о народе, который есть "чужой в своей стране". о ком это? - о украинцах.
язык- состояние очень тяжёлое ;
культура (как и язык)- уничтожается в угоду северо-восточному соседу
экономика- оккупирована российским капиталом (просто бездарно сдана)
можно продолжать, но это только тогда, когда есть желание понять, а не просто говорить (писать в нашем случае) заученые фразы

dimitris 09.01.2013, 22:04

я не знаю, "правый" я или "левый", но создаётся такое впечатление, что реакция народа на украинскую "свободу"- это ответ на унижение и уничтожение украинского этноса людьми, которые исполняют задания своих северо-восточных господ.
P.S. как только дело касается Украины, то 90% новостей- "чернуха" и материалы "на заданную тему"

nikolaskuk 15.01.2013, 12:09

нет ничего удивительного в "чернухе". 90% прессы принадлежат не украинцам как и бывшего государственного имущества, а именно тем, которые против графы национальность в паспорте. Стесняются, что-ли?

dimitris 23.01.2013, 20:27

згоден. нічого з радянських часів не змінилося. комплекс меншовартості, на жаль не зник.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях