В экономическом отношении лишь немногие украинцы выиграли от «Евромайдана». Главным бенефициарием «Майдана» оказался один из его спонсоров Игорь Коломойский, чье состояние оценивается Forbes почти в 2 млрд. $. Благодаря вложениям в СМИ за несколько месяцев из одиозного олигарха глава Днепропетровской обладминистрации превратился едва ли не в главного патриота страны, но что на самом деле получает Украина от деятельности Коломойского?
15 августа Международный коммерческий арбитраж вынес решение по иску шестилетней давности, обязав государство Украина выплатить российской «Татнефти» около 100 миллионов долларов. Расплачиваться Украине и украинцам придется за инцидент 2007 года, когда Игорь Коломойский совершил рейдерский захват Кременчугского нефтеперерабатывающего завода.
Группе «Приват» тогдашнее «отжатие» завода позволило приблизиться к долгожданному монопольному положению на внутреннем рынке: уже подконтрольные Коломойскому Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ по экономическим соображениям были остановлены (функционируют в качестве хранилищ), а за три оставшихся ключевых предприятия – Одесский, Херсонский и Лисичанский НПЗ – ведется ожесточенная борьба.
Именно «Майдан» позволил Коломойскому изменить тактику в этой нефтяной войне, сделав ставку на государственный «админресурс». Ведь бороться за Одесский НПЗ гораздо удобнее, когда область возглавляет «свой человек» Игорь Палица, назначение которого в мае 2014 г. пролоббировал Коломойский.
Гендиректором «Укртранснафты», оператора-монополиста магистральных нефтепроводов, является еще один «приватовец» Александр Лазорко, а в конце мая Коломойскому удалось назначить беглого Игоря Диденко замминистра энергетики и угольной промышленности.
С такой командой во власти «Приват» принялся штурмовать оставшиеся НПЗ. С Лисичанским решили поступить просто – принадлежащий «Роснефти» объект регулярно обстреливают бравые вояки из «добровольческих батальонов» Коломойского. По заявлениям самих россиян, убытки от артиллерийского обстрела предприятия 21 июля составили около 100 млн. долларов…
В схожем ключе подошли к проблеме Херсонского НПЗ, контролируемого нардепом Игорем Еремеевым. 21 марта сотрудники «Укртранснафты» Лазорко под видом проведения «технических работ» компрессорами вытеснили технологическую нефть по трубопроводу «Херсон – Кременчуг» в сторону Кременчугского НПЗ.
Менеджеры Еремеева направили иск в суд, но окончательное решение еще не принято. Сам же Коломойский утверждает, что нефть перекачивалась для того, чтобы она не досталась ополченцам. Вот таким образом под шумок АТО днепропетровский олигарх укрепляет свои позиции на нефтяном рынке, хоть Украине это пока приносит только миллиардные убытки.
АТО – одна из главных инвестиций «Привата», взявшего на содержание несколько добровольческих подразделений. «Приватная армия» пока воюет на одной стороне с государственной, но уже является мощным аргументом в политических и экономических торгах Коломойского с властью.
Недавний ультиматум «Правого Сектора» политологи склонны рассматривать именно как сигнал Киеву от днепропетровского губернатора. Вадим Карасев в своем комментарии назвал демарш Дмитрия Яроша «пробным шаром команды Коломойского», с помощью которого «Приват» тестирует Киев на реакцию и на возможность раскола в правящей группировке.
Схожего мнения придерживается и бывший заместитель командира батальона «Азов» Игорь Мосейчук: «Дмитрий Ярош, к сожалению, политически не самостоятельная фигура. Находясь в Днепропетровске, он находится под политическим влиянием олигархического клана Коломойского. Именно люди Коломойского используют бойцов «ПС» для выполнения своих грязных дел. Например, несколько дней назад бойцы "ПС" под руководством их днепропетровского руководителя Денисенко выкрали и удерживали в подвале ОГА главу Госкомзема г-на Рудыка».
Недавний эпизод со «свободовцем» Сергеем Рудыком – отличная иллюстрация методов «Привата». Находясь 14 августа с визитом в Днепропетровске, глава Госкомзема был похищен неизвестными. Предмет спора – назначение неудобного для «Привата» Вадима Чувпыло и.о. начальника облземагентства Днепропетровской области. Переубеждать Рудыка решили в подвале ОГА с мешком на голове, но на утро «свободовца» отпустили.
Не сказать, чтобы «свободовская земельная мафия», как ее называл заместитель Коломойского в ОГА Борис Филатов, вызывала какую-то симпатию и сочувствие, но и подобные методы явно контрастируют с идеалами «Евромайдана».
Зато «Приват» пока выигрывает от всех последствий «Майдана», в том числе и вооруженного конфликта на Донбассе. ООО «ПКФ «Авиас» Коломойского за 6 месяцев выиграло тендеры на оснащение украинской военной техники топливом суммарно на 451 млн. грн.
А 2 июля правительство разрешило «Авиасу» участвовать в конкурсе на поставку военных касок бронежилетов – предложив цену за единицу почти вдвое больше, чем второй участник конкурса (фирма «Темп-3000), «Авиас» выиграл и этот тендер на 55 млн. грн. бюджетных средств.
Многие из знающих Игоря Коломойского лично отмечают, что склонность к конфликтам – не столько вынужденная мера, сколько психологическая потребность днепропетровского губернатора. На данный момент агрессивная политика «Привата» настроила против команды Коломойского практически всех ключевых украинских и российских игроков.
С россиянами Коломойский сжег все мосты еще задолго до скандальных мартовских высказываний о Владимире Путине. Дурную славу у наших северных соседей глава «Привата» приобрел еще в конце «нулевых годов», когда «кинул» Романа Абрамовича на сотни миллионов долларов в деле «Evraz».
На «внутреннем рынке» Коломойский находится в состоянии открытой войны с Дмитрием Фирташем и Сергеем Левочкиным, которых регулярно поливает грязью «1+1», Ринатом Ахметовым и Игорем Еремеевым, на чьи активы претендует «Приват». Отношения с Виктором Пинчуком, с которым глава днепропетровской ОГА в 2013 году судился в лондонском Высоком суде правосудия из-за Криворожского железорудного комбината, также достаточно враждебные.
Коломойский неоднократно призывал к «национализации» всех объектов, чьи собственники подозреваются в финансировании сепаратистов – под таким соусом «Приват» хотел преподнести общественности захваты активов Ахметова и Фирташа. Сейчас же днепропетровский губернатор выступает одним из главных лоббистов анонсированной кабмином приватизации остатков государственной собственности.
Впрочем, такая агрессивная экспансия на внутреннем рынке отнюдь не означает, что у «Привата» всё так уж безоблачно. В начале августа в СМИ появилась новость о том, что «Приват» начинает импорт топлива из Беларуси в достаточно больших объемах, а своя нефть у владельца 1600 АЗС на территории Украины уже на исходе.
Плюс к этому находящиеся в судах и возбужденные ГПУ дела против «приватовских» структур – в частности, «беспредел» с Херсонским НПЗ может аукнуться Коломойскому потерей контроля над «Укртранснефтью».
«Евромайдан» показал, чем может обернуться агрессивная экспансия одной группировки, противопоставляющей себя всем остальным игрокам – главному бенефициарию революции не стоит об этом забывать…
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.