Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Конец «Европейского выбора»: популизм победил реформы

26 июля 2014, 11:14 6

24 июля коалиция «Европейский выбор» в Верховной Раде Украины прекратила свое существование по инициативе фракций «УДАР» и «Свобода». Вслед за этим Арсений Яценюк, обвинив партнеров по большинству в провале правительственных законопроектов, подал в отставку. 

Парламент «поставлен на счетчик», и через 30 дней Петр Порошенко сможет его распустить. Президентский указ, вероятно, будет приурочен к дню независимости, и уже в конце октября в Украине пройдут выборы народных депутатов.

По какой избирательной системе – пока неизвестно, но гораздо более актуальным вопросом кажется другой: как находящаяся в состоянии войны страна собирается выживать в ближайшие 3 месяца, и кто возьмет на себя ответственность за происходящее?    

Когда финансы поют романсы 

Ответственность – ключевое понятие, без которого едва ли возможно описание событий 24 июля. Именно ее не захотели брать на себя депутаты, испугавшиеся непопулярных правительственных законопроектов накануне возможных выборов.

Если бы украинские граждане ненадолго отвлеклись от нецензурной сублимации в адрес Владимира Путина и предвкушения неминуемого распада российского государства, то были бы крайне неприятно удивлены угрожающей ситуацией в экономике Украины.

Из-за событий на Востоке Украины (да и не только) доходная часть бюджета наполняется не в полном объеме, тем самым увеличивая дефицит госбюджет. Прогнозируемая инфляция в 2014 году и так составит рекордные за последние годы 19%, следовательно, пойти по пути наименьшего сопротивления и просто включить денежный станок – значит окончательно уничтожить экономику.

У кабмина оставалось две надежды – приватизация/инвестиции и кредитный транш от МВФ. Для получения второго, увы, пришлось бы идти на еще более непопулярные меры, чем повышение коммунальных тарифов для населения на почти 50%.

Фактически, правительственные законопроекты и были нацелены на уменьшение расходной части бюджета на 40 млрд. грн. за счет зарплат, пенсий и различных пособий граждан. Поддержав подобные инициативы, нардепы бы разделили ответственность с правительством, однако популизм в который раз возобладал над прагматизмом.

Что касается наполнения доходной части, то кабмин попытался решить проблему за счет продажи 49% украинской газотранспортной системы европейцам и американцам. Этот законопроект партнеры Яценюка по коалиции из УДАРа и «Свободы» провалили, чем, вероятно, очень порадовали Дмитрия Фирташа

После неудачных голосований Александр Турчинов объявил перерыв для консультаций главы правительства с лидерами фракций, и спустя полчаса Арсений Яценюк своим эмоциональным выступлением де-факто дал старт избирательной кампании.

Это был «антипопулистский популизм» с достаточно жесткими выпадами в адрес партнеров-конкурентов по большинству и лично президента, считающегося главным инициаторам форсированных досрочных выборов в Раду. Сухой остаток премьерского спича – становиться «политическим камикадзе» Арсений Яценюк не пожелал...  

«Винницкая тандемократия»

Реакция на выступление уже экс-премьера, как и подобает, была неоднозначной (громко хлопать дверью Яценюк умеет, что уже неоднократно доказывал, в схожем стиле прощаясь с должностями). От восторженных комплиментов за «принципиальную позицию» до обвинений в «безответственности» и «истеричности».

Однако большинство экспертов не скрывали своего разочарования. Политолог Владимир Фесенко прокомментировал отставку Яценюка следующим образом: «В условиях войны заявление об отставке с поста премьер-министра – это все равно, что бегство с поля боя. Он катапультировался из правительственного самолета, который попал в сложную ситуацию и частично потерял управление. Вот так один день и одно решение могут перечеркнуть полгода позитивной и достаточно эффективной деятельности».

Так или иначе, но говорить об отставке правительства и самого Яценюка несколько преждевременно, так как ее еще должен принять парламент (чего он, судя по всему, делать не собирается). Исходя из принципа непрерывности власти, министры продолжат работу в статусе «исполняющих обязанности».

Временным главой правительства по распоряжению Яценюка стал еще один уроженец Винницы, «человек президента» Владимир Гройсман. 25 июля, открывая заседание кабинета министров, Гройсман заверил собравшихся, что «в полном объеме выполнит возложенные на него обязанности».

С одной стороны, временный глава правительства вполне мог бы стать тем самым «техническим премьером», способным идти на непопулярные меры ради долгосрочного результата. С другой стороны, далеко не каждый молодой и амбициозный политик станет подставляться под удар без оглядки на собственный рейтинг.

Тем более, что бьющие по кошелькам украинцев решения Гройсмана могут бросить тень на Петра Порошенко и президентскую партию «Солидарность», чем не преминут воспользоваться популисты типа Олега Ляшко.      

По сути, именно президент в условиях распавшейся коалиции и устранившегося правительства является персонификацией украинской власти и несет ответственность за ситуацию в стране.

Back in 2005?

В событиях 24-25 июля было много «показухи» и чрезмерного пафоса. В сухом остатке:

  • старт избирательной кампании;
  • газовая победа Фирташа и Кремля;
  • невозможность введения военного положения в ближайшие три месяца;
  • снижение вероятности скорой ратификации Ассоциации с ЕС;
  • отсрочка обещанных реформ до ноября;
  • повышение вероятности экономической катастрофы в ноябре-декабре и, как следствие, «Майдана 3.0» зимой;
  • удачная попытка Яценюка вновь стать №1 в «Батьківщине».

У многих обозревателей как-то сами собой напросились параллели с 2005 годом, когда «демократическая команда» после Майдана-2004 не продержалась и года, чтобы не перевести кулуарные интриги в разряд открытого информационного противостояния.

«Техническое правительство» Юрия Еханурова не слишком усердствовало на поприще либеральных реформ, так как на горизонте замаячили парламентские выборы. От разговоров о реформах ведущие политические игроки опять скатились к откровенному популизму, пытаясь ублажить не готового затягивать пояса избирателя.

Голосование за нардепов в 2006 году позволило состояться «антимайданному реваншу» – в нынешних условиях форсированной избирательной кампании, боевых действий на востоке страны, электоральной потери Крыма и части Донбасса это невозможно. Однако естественный и ожидаемый раскол внутри «промайданных» сил наверняка приведет к смене парламентской конфигурации и формированию «минимальной коалиции».

В политологии есть эмпирическая закономерность: «минимальные коалиции» возникают чаще «широких». Это вполне логично, ведь зачем делиться властью и возникающими преференциями с большим количеством людей, если для лоббирования своих интересов достаточно минимального устойчивого большинства.

Скорее всего, новая линия разлома пройдет между пропрезидентским блоком («Солидарность», «УДАР») и «Батьківщиной». Многое будет зависеть и от позиции Олега Ляшко, Анатолия Гриценко и Олега Тягнибока. Не исключено, что «золотую акцию» удастся разыграть кому-то из новых молодых проектов.

А вот Украине и украинцам предстоит пережить три крайне непростых месяца. Показательное единство граждан и политических сил последних месяцев вновь сменится выяснением отношений и борьбой за власть.

В краткосрочной перспективе от событий 24 июля больше всего выиграл Кремль – в этом с Яценюком трудно не согласиться. Однако в силах наших «демократов» не ждать очередного расстрела, чтобы объединиться, и даже в условиях избирательной кампании продолжать работать и нести ответственность за свои действия.                         

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях