Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Трансформация образа Путина или Есть ли жизнь после ВВП

13 июня 2014, 08:00 4

Нынешний президент РФ – это уникальная, в историческом смысле, личность. Именно он создал современную, независимую Россию и напрочь уничтожил в ней откровенность публичной политики (заставляя народ думать о том, что власть и бизнес это не одно и то же). Именно он изобрел новый тип монархического правления, который условно можно назвать «псевдопрезидентвом».

Для тех, кто забыл, напомним: Владимир Путин был возведен в статус приемника Бориса Ельцина с тем расчетом, что команда Владимира Владимировича (её костяк состоял из тех, кто прошел советскую школу КГБ) сможет проводить курс на укрепление демократических институтов в России и, конечно же, сохранить основу политической программы первого президента РФ.

К этому «возведению» был непосредственно причастен Борис Березовский, который в ту далекую эпоху играл значительную роль на большой шахматной доске Кремля. Однако человек, в котором Борис Николаевич видел возможного продолжателя «правого дела», а Борис Абрамович – контролируемого чиновника, оказался не простым исполнителем, а персоной, способной на настоящее политическое действие.

В конечном итоге, после более чем десятилетнего правления Путина, его персону ставят в один ряд со многими выдающимися государственными деятелями советской России.

Воспринимают Владимира Владимировича не иначе как современную версию генерального секретаря КПСС (по крайней мере, по объему власти это очень близко к правде).

В этой материале сделана попытка проведения ревизии «образа Путина»: как изменилось восприятие политика, и с чем это было связано?

Путин и национальная идея русских

Говоря о национальной идее любого государства-нации, мы должны отдавать себе отчет относительно того, что сама эта идея выражена в представлении граждан о роли, значении и месте государства-нации в мире.

С полной уверенностью можно сказать, что Владимир Путин стал тем правителем, вместе с которым Россия вышла из кризиса самоопределения 90-х. Ведь народ, считавший себя острием авангарда человеческого развития, народ, который 40 лет держал один из центров биполярного мира в своих руках, в одночасье превратился в банановую республику.

Развитие психологического комплекса неполноценности, который был связан с потерей статуса «королей мира», стало отодвигаться на второй план по двум причинам.

Во-первых, общество впитало правила рыночной системы: начали развиваться зачатки либерального прагматичного сознания (у передовой части населения, живущей в крупных городах).

Во-вторых, реставрация режимом Владимира Путина символических элементов советской эпохи, в частности, характера политической риторики, привела к возрождению национальной идеи старой союзной эпохи (преимущественно в старших возрастных группах).

Особенно успешно реставрация национальной идеи советского образца произошла в российской глубинке, у которой не было возможности ощутить блага рыночной экономики.

Всё что российская глубинка встретила в 90-х – это уничтожение государственного сектора производства товаров, уничтожение гарантированного трудоустройства для всех и каждого, а потому реставрация системы «совок-light» встретила там всеобщую поддержку.

Путин и внутренняя политика Кремля

Многие ставят в список заслуг Владимира Путина то, что он не дал развалить современную Россию на ряд небольших государственных образований, подразумевая под этим восстановление формального контроля над Чечней в ходе локального конфликта (активная фаза боевых действия 1999-2000 годы).

С другой стороны, ряд политических экспертов в России и за её рубежом считали и считают, что Вторая чеченская война была связана с необходимостью «прокачки» Владимира Владимировича на президентский пост, так как время начала конфликта было четко сопряжено с началом процесса передачи власти «Ельцин - Путин».

Для нас совершенно неважны причины конфликта. Важно то, что победоносная война в Чечне стала основным элементом рекламной раскрутки бренда «Владимир Путин».

В первую очередь, имеется в виду успешная работа над образом «сильной руки», «проводника стабильности», в котором, как мы уже разобрались, Россия на рубеже тысячелетий нуждалась как никогда ранее.

Со временем образ «сильной руки», которая может закрутить гайки в стране, стал терять былое очарование. Жители больших городов, насытившись «хлебом», начали всё более антагонистично оценивать деятельность руководства своей страны.

Практически безграничная власть президента, засилье коррупции, отсутствие настоящих оппозиционных СМИ привели к тому, что в Кремле была разработана внутриполитическая доктрина, которой, президентская команда Владимира Путина, будет придерживаться до последнего дня режима.

Смысл этой доктрины, совершенно неудачно названной Владиславом Сурковым «суверенной демократией», заключается в том, что в РФ не меняется власть и существует реальная монархия по одной простой причине.

Причина эта – «единство власти и народа». Особенно хорошо это единство было видно во время проведения митингов на Болотной площади.

Если коротко, то в будущем кризис политического образа Путина будет только усугубляться. Это естественный процесс: чем более открытой (в информационном плане) становится Россия, тем большее количество её граждан понимает, что политическая система РФ не соответствует современным социальным, политическим и экономическим вызовам.

Увы, справится с этим вызовам режиму Владимира Путина не суждено. Однако, учитывая запас прочности в плане электоральной поддержки политика, не стоит делать негативных прогнозов о его карьерном будущем. Единственное, что может покончить с эпохой путинской России – это падение спроса на её энергетические ресурсы.

Путин и внешняя политика Кремля или Россия в плену оксидентализма

Внешняя политика РФ в последние 10 лет – это весьма странный феномен, от которого довольно сильно отдает душком откровенного лицемерия. Судите сами: государство, претендующие на роль мирового лидера и не забывающее регулярно подогревать внутри страны дух противостояния с «западом», живет за счет продажи энергоресурсов.

При этом элита государства, и это ни для кого не секрет, хранит свои личные сбережения (наверное, от большого доверия к финансовым институтам РФ) в банках США и Европы, что, в частности, дало возможность принятия «Акта Магнитского», как инструмента давления на российских чиновников, со стороны Вашингтона.

Но, в контексте эволюции образа Путина, важно даже не это мнимо создаваемое противостояние и якобы реальный конфликтный политический процесс между Россией и ЕС, а также Россией и США.

Важны попытки руководства РФ в каком-то формате возродить образ СССР, большого Евразийского государства-федерации. На данный момент реинкарнировать страну советов безуспешно пытаются в проекте Таможенного союза.

С позиций строительства имиджа Путина неспособность включить в Таможенный союз ближайших соседей (в первую очередь – Украину) весьма негативно сказывалась на его пиаре и, конечно же, разрушала стратегию его политической монополии внутри России.

Но аннексия Крыма прибавила Путину политических дивидендов – рейтинг достиг исторического максимума. Продолжающийся конфликт на Востоке Украины (во многом с подачи РФ) дает ВВП возможность и дальше разыгрывать карту спасителя русских. И то, что Украина уже фактически бесповоротно выбрала европейский вектор интеграции – политическая часть Соглашения об ассоциации уже подписана, в ближайшей перспективе подписание экономической части – сейчас уже не несет Путину серьезных имиджевых потерь.

Есть ли жизнь после Путина?

На данный момент Владимир Путин является непотопляемой фигурой в российской политике с точки зрения его электорального, экономического и властного потенциала. Тот факт, что Владимир Владимирович будет до своей смерти править РФ не вызывает никаких сомнений, однако интересным кажется другой вопрос: во что превратиться его образ после того, как он, в силу причин времени, будет вынужден покинуть свой пост?

Образ Путина, несомненно, будет железобетонно впечатан в учебники по истории, а деятельность всех дальнейших правителей РФ, следующих канонам русского варианта «суверенной демократии», должна будет осуществляться с поправкой «на Путина». Невозможно воспитать несколько поколений чиновников, бизнесменов, силовиков, журналистов и т.п., а после этого пытаться радикально преобразовать систему.

Следовательно, не имеет особого значения, кто именно станет окончательным приемником Путина. Важно то, что в ближайшие 30-50 лет мир будет иметь дело именно с «путинской Россией».

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях