Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

«Подводные камни» и риски «теневой паспортизации» Украины

29 мая 2014, 08:00 1

Не секрет, что многие украинские политики имеют иностранное гражданство (чаще всего это паспорт США или Израиля). Но одновременно в Украине идет параллельный процесс – все больше украинцев получают паспорта зарубежных стран. Какие риски несет «ползучая паспортизация» для государства Украина?

«Черновецкое» гражданство

Точного числа украинцев, имеющих наравне с отечественным еще и паспорт зарубежного государства, не знает никто. Официальный ответ МВД по запросу одного из украинских СМИ гласит, что действующее законодательство не предусматривает подсчет граждан, получивших паспорта иностранных государств. А еще оказывается, что обязанность выявлять таких граждан Украины не закреплена ни за одной из служб. И немудрено, ведь практика подтверждает, что государственная власть смотрит на такие казусы, мягко говоря, сквозь пальцы. Наглядный пример: в сентябре 2011 года ряд изданий сообщили, что бывший мэр Киева Леонид Черновецкий и его жена Алина Айвазова уже 17 лет как имеют гражданство Израиля. Причем, журналисты получили информации об израильском гражданстве Черновецкого и его супруги, просто сделав запрос в базу данных МВД Израиля.

А ведь до этого Черновецкий несколько раз становился депутатом Верховной Рады, дважды (в 2004 и 2008 году) побеждал на выборах мэра столицы, а в 2004 году даже баллотировался в президенты Украины. Но тогда выходит, что ни Центризбирком, ни МВД, ни МИД Украины даже не пытались проверить, что представляет собой человек, представлявший украинский народ в Верховной Раде, руководивший Киевом, а в 2004 году даже замахнувшийся на президентское кресло. Впрочем, и разоблачение украинских журналистов так и не вышло за пределы страниц Интернет-сайтов, газет и телевизионных сюжетов, ведь украинские власти не сделали в случае с Черновецким никаких «оргвыводов».

Самыми популярными странами среди политиков являются США и Израиль. А вот «теневая паспортизация» простых украинцев выглядит иначе. Зарубежные государства поясняют свою политику паспортизации стремлением защитить права и интересы представителей своего народа, волей исторических и политических обстоятельств проживающих в Украине. Но нужно понимать, что в данном случае перед нами только официальная версия, а истинные причины намного глубже. Пик выдачи иностранных паспортов десяткам тысяч украинцев пришелся на 2011 год, а рекордсменами в этом деле стали Румыния и Венгрия. Венгерское национальное меньшинство является шестым, составляя 156 тысяч 600, а румыны – седьмым по численности в Украине, насчитывая 150 тысяч 900 человек (данные Всеукраинской переписи 2001 года). По итогам войны в Южной Осетии между Россией и Грузией, когда российское руководство объявило поводом для операции «Принуждение к миру» стремление защитить своих граждан, в Украине прозвучала инициатива провести проверку украинцев на предмет наличия паспорта РФ. Но, вспыхнув как искра, идея так же оперативно и погасла.

Причем, непосредственное получение украинцами румынского или венгерского паспорта – только вершина айсберга в той работе, которую иностранные государства проводят на территории нашей страны. Так, Румыния для продвижения своих интересов использует, в том числе, приходы Румынской православной церкви (106 приходов по состоянию на 2011 год). Также в информационном пространстве нашей страны действуют 26 румынских радиостанций, 4 телеканала и ряд печатных изданий. Для полноты картины, надо учитывать, что румынские власти также активно выдают паспорта жителям Молдовы.
Целевая аудитория для Румынии – украинцы, проживающие на территории Черновицкой и Одесской областей, а для Венгрии – Закарпатье. Чтобы получить румынский или венгерский паспорт, необходимы минимальные условия.

Такой украинский гражданин должен подтвердить, что является по национальности румыном или венгром, либо документально доказать, что его семья проживала на территориях, ранее входивших в состав Румынского королевства или Австро-Венгерской империи. Самый простой до примитивности способ – это получить паспорт на основе национальной принадлежности. Например, во время Всеукраинской переписи населения указать в графе национальности «венгр» или «румын». Власти зарубежных стран также принимают во внимание такие моменты как знание языка, культуры, истории, хотя такие требования являются скорее декларативными. Что касается Венгрии, с 1 января 2011 года вступили в силу поправки в законодательстве, открывающие «широкий коридор» для получения венгерского паспорта гражданами Украины.

Осторожно, иностранные паспорта!

Политолог Олег Хавич (Черновцы) оценивает выдачу паспортов, приходя к достаточно неожиданным выводам. «Не вижу смысла с этим бороться. Мы же все за евроинтеграцию? Пока безвизовый режим далек, как светлое будущее, каждый гражданин Украины, имеющий паспорт страны-члена ЕС - потенциальный агитатор за европейскую перспективу нашей страны», - утверждает Хавич.

Какие риски несет для Украины «теневая паспортизация»? Политолог Олег Хавчи считает, что вариант развития ситуации один: «в следующем году Молдова получит безвизовый режим с ЕС, и тогда все желающие украинцы буду покупать молдавские паспорта - они будут дешевле, и получить их можно быстрее. В Молдове, напомню, двойное гражданство разрешено». «А Румыния выдает, и будет выдавать свои паспорта некоторым украинцам на абсолютно законном основании - как потомкам граждан Королевства Румыния. А что под эту категорию умудряются попасть и не потомки, так вспомните еврейскую эмиграцию из СССР», - прогнозирует Олег Хавич развитие ситуации с румынскими паспортами.

По мнению политолога, «цель у Румынии одна - получить дополнительный рычаг влияния на Украину. Ни один реальный политик о территориальных претензиях к Украине не говорит. Зачем, если есть Гаагский суд?», - задается вопросом Олег Хавич, имея в виду пример с решением Гаагского суда, по итогам которого шельф острова Змеиный отошел к Румынии.

Но главная опасность «ползучей паспортизации» - это риск сепаратизма. Например, в 2011 году Словакия и Румыния, где аналогично компактно проживают национальные меньшинства венгров, крайне резко отреагировали на новшества венгерского законодательства. А вот украинский МИД сохранил поистине стоическое молчание.

Но есть ли в принципе способы защитить интересы проживающих в Украине румын, венгров, россиян и других национальностей? Без того, чтобы закладывать часовую мину под суверенитет Украины с риском вспышки сепаратизма в будущем? Оказывается, такие способы существуют. Например, в Украине в статусе национального меньшинства проживают поляки (по переписи 2001 года их количество составило 144 100 человек). Традиционно они проживают на правом берегу Днепра, здесь рекордсменами по количеству поляков являются Житомирская, Хмельницкая, Львовская, Тернопольская, Волынская области и Киев.

Власти Польши аналогично политикам Румынии и Венгрии стремятся защитить интересы своих сородичей, вот только умудряются делать это без угрозы для национальной безопасности Украины. На территории СНГ и стран Балтии Варшава выдает своим одноплеменникам «карту поляка» - документ, удостоверяющий принадлежность к польскому народу. Соответствующий закон парламент Республики Польской принял 7 сентября 2007-го, а вступил в силу он с марта 2008 года. При всем при том, «карта поляка» совершенно не означает, что получивший документ имеет право считать себя гражданином, пользоваться безвизовым режимом или претендовать на постоянное проживание в Польше. Украинский владелец «карты» получает возможность пользоваться пакетом прав:

  • бесплатно получать многократную визу для пересечения границы Украины с Польшей;
  • легально работать на территории Польши без необходимости получать разрешения на работу;
  • заниматься бизнесом в Польше на тех же правах, что и граждане страны;
  • получать бесплатное образование (школа, вуз), а также финансовую помощь и стипендии и ряд более мелких прав.

Как видим, иностранные правительства не просто лукавят, утверждая, что путем раздачи паспортов они защищают свои народности, но на самом деле преследуют скрытые цели. Впрочем, существуют риски и для самих зарубежных «экспортеров» паспортов в Украину. Например, в Венгрии в 2011 году разразился скандал, когда оппозиция обвинила власть в привлечении новых трудовых мигрантов. Ведь есть опасность, что вместо того, чтобы выступить инструментом для последующих территориальных претензий, получившие румынский или венгерский паспорт украинцы захотят эмигрировать на свою вторую «Родину».

Поэтому «теневая паспортизация» рискует оказаться палкой о двух концах. А еще является наглядной характеристикой того, что в системе национальной безопасности Украины зияет ряд пробоин. Украинские политики и чиновники разводят руками, рассказывая, что лишение украинского гражданства для лиц, уличенных в наличии двух паспортов – процесс крайне затратный. Но за юридическими тонкостями скрывается скорее нежелание бороться против проблемы. Ведь если законодательство Украины в части двойного гражданства сформулировано нечетки, никто не мешает разработать и принять поправки, устанавливающие перечень санкций за наличие второго паспорта. И самый худший вариант наступит, когда иностранные державы попытаются воспользоваться халатностью наших правителей. Главное, чтобы отрезвление не наступило для Украины катастрофически поздно…

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях