Сложно поспорить с тем, что участие в политическом процессе является критерием успешности в современной Украине. Лоббирование бизнес-проектов, защита интересов различных социальных групп (от ветеранских организаций, до профессиональных объединений) и, собственно, политическое предпринимательство, являются лакмусовыми бумажками, отражающими степень реализации сладкой жизни по-украински в судьбе отдельно взятого человека.
Все хотят попасть в политику и зарабатывать на ней деньги. Это – аксиома. Артисты выступают на концертах в поддержку партийных лидеров, режиссеры снимают заказные ролики, журналисты пишут джинсовые материалы, политологи проговаривают заранее согласованные спичи, даже священники работают на политиков, определяя вектор распространения божественной благодати.
Так работает система, и в этом нет ничего отрицательного: реальный рынок политических услуг рождается из такого вот джинсо-броуновского движения.
Весь этот калейдоскоп прихлебателей существует благодаря феномену политического лидерства, а точнее, благодаря чувству тщеславия, которое лежит в основе стремления к публичности и работе с общественностью. Политические лидеры и те, кто ими хочет стать – это финансовый центр системы, последняя стадия развития любого карьериста. Без политических лидеров Украина, которую мы все прекрасно знаем, чувствуем и ежедневно воспроизводим, невозможна.
Поэтому самый интересный вопрос состоит в том: кто же становится политическими лидерами в нашей стране и как им это удается?
В советское время (возьмем 1980-е годы), чтобы построить удачную карьеру, необходимо было быть мужчиной, уметь выстроить правильную стратегию поведения со старшими коллегами (быть готовым доказывать верность вышестоящему начальству любыми способами), иметь «правильное» социальное происхождение и в душе быть… беспринципным карьеристом.
Если вы были сыном колхозника (шахтера, токаря, металлурга) смогли стать комсомольским вожаком, а потом (если повезет) секретарем парткома, ползали перед начальством, доказывая свою верность, то вы, фактически, стояли за шаг от главного приза – попадания в советскую номенклатуру.
Номенклатура – это верхний этаж социального лифта советского периода. Это обеспеченная жизнь и обладание реальной властью в своем небольшом (или большом) социалистическом королевстве.
Неправы те, кто говорят, что сегодня в Украине не существует социальных лифтов – это ложь. Лифты существуют, более того, они отменно работают. Просто ничего общего между этими лифтами и лифтами советского времени очень мало общего.
Сегодня в Украине надеяться на успешную политическую карьеру и реализацию в системе административной власти могут молодые бизнесмены во втором поколении, которые не гнушаются активно сотрудничать с криминальными структурами и систематически работают над своим публичным имиджем.
А теперь всё по порядку и медленно…
Хорошая «голубая» кровь является непременным условием становления политического лидера в Украине. Власть в стране на протяжении всего периода ее новейшей истории изобилует примерами непотизма (кумовства) и в будущем кровное родство с представителями украинской элиты может стать решающим фактором успешной политической карьеры.
Всё это совершенно адекватное следствие эпохи первичного распределения капитала в Украине, которое произошло в 90-х годах прошедшего столетия. Разделение на тех, кто имеет капитал и тех, кто этого капитала не имеет, в будущем приведет к еще более четкому разграничению на два условных сословия.
Де-факто для каждого из этих сословий будет существовать своё право, роли в политическом процессе и т.п. Короче говоря, в Украине повезло тем, кто родился под счастливой звездой какого-нибудь промышленного концерна или, на худой конец, хотя бы заводика.
Обладать собственным бизнесом весьма важно для политического лидера в нашей стране не только по причине наличия оборотных средств у бизнесменов, которые можно использовать в периоды подготовки к избирательным кампаниям. Бизнес, прежде всего, дает хорошую практику организационно-финансовой работы.
Системность в работе – вот, что отличает успешные политические проекты от тех, которые обречены на поражение. Навык системности в управлении качественно может выработаться лишь у тех людей, которые сами непосредственно занимаются (или занимались) ведением бизнеса.
Помимо всего вышеперечисленного, находиться в бизнесе (и сфера в данном случае не так уж и важна), для человека с политическими амбициями, означает быть участником некого общего клуба власти. Посредством бизнеса политический лидер поддерживает связь с реальными экономическими процессами, которые определяют всё происходящее на политической карте страны.
Здесь стоит сделать важное пояснения: «бизнесом» в чистом смысле не являются коррупционные схемы по отмыванию государственных средств. Однако и они способны вынести политика на гребень электоральной волны, но об этом чуть позже.
Альтернативный путь становления политического лидера в нашей стране лежит сквозь тернии криминального мира. Точнее сказать, криминальная линия в любом случае будет вплетена в становление политического лидера: либо он сам непосредственно был связан с криминальными структурами, либо время от времени пользовался их услугами.
Без коррупционных схем построить крупный бизнес в Украине практически невозможно, а чтобы его защитить в любом случае приходится обращаться за помощью к негосударственным силовым структурам.
Отметим, что на данный момент противники Виталия Кличко пытаются связать страницы из его биографии (начало 1990-х) со столичными «спортивными организациями» рэкетиров.
Перманентно возникающие коррупционные скандалы, в которых фигурируют представители ВО «Батькивщина» и ВО «Свобода», лишь укрепляют нас в мысли о том, что путь к высшим должностям государства открыт для тех, кто не брезгует идти наперекор морали и закону.
Владение СМИ (ретрансляторы рекламы) является неотъемлемым компонентом становления нового политического лидера и его успешного «потребления» массой. Однако в этом пункте важен даже не сам факт владения определенной медиаплощадкой (необязательно с надлежащим юридическим статусом), а её качественное использование.
На сегодняшний день, создание и раскрутка собственного новостного (а то – и т.н. «информационно-аналитического») сайта, который может стать полноценной трибуной политика, представляет собой составную часть «джентльменского набора» любого общественного лидера, начиная с уровня областного или городского совета в крупных городах.
Сейчас никто не может пренебрегать возможностью контроля информационного пространства, по этой причине за последние несколько лет количество сетевых новостных изданий резко возросло.
Внешняя привлекательность представляет собой достаточно важную часть имиджа политика. Внешность формирует фон, послевкусие образа, а поэтому нет таких политиков в Украине, которые бы не занимались ее постоянной шлифовкой.
Коса Тимошенко, очки Яценюка, шепелявость Луценко, мускулы Кличко, бриолин Хорошковского и много других внешних физических атрибутов положены в основу узнаваемости персональных политических брендов.
Тем, кто хочет занять нишу политических лидеров в будущем, уже сейчас стоит выработать свой стиль (в одежде, произношении, поведении и т.п.). Конечно, один лишь стиль не даст дополнительных электоральных баллов, однако обеспечит высокую узнаваемость и запоминаемость, которые являются самыми распространенными ключами к сердцам отечественных избирателей.
Это однозначно самая редкая и самая ущербная характеристика отечественных политических лидеров. Редкая она по той причине, что большинство тех, кто хочет связать своё будущее с политикой в Украине намерены воспользоваться ей как формой личного заработка. По этой причине большинство наших соотечественников, решивших идти в большую политику, волнует в первую очередь, вопрос издержек и прибыли, а не вопрос уникальности их деятельности.
Ущербность политической уникальности в Украине состоит в том, что выделение из серой массы социальных популистов может привести к непониманию со стороны электората. Поэтому, хоть эта характеристика и важна, подходить к ее формированию следует крайне осторожно.
Успеха достигнут те, кто сможет донести популярные идеи новым способом, да и ещё так, чтобы сам Станиславский поверил в искренность намерений.
Собирательный образ современного успешного украинского политика выглядит не слишком привлекательно, однако он весьма точно отображает реальную действительность.
Политический лидер сегодня – это человек с воспаленным тщеславием, и именно этим качеством должны научиться пользоваться украинцы его избиратели – для улучшения условий собственной жизни.
Если чиновника, как правило, подкупают деньгами, то настоящего политика можно подкупить памятниками (в том числе – и нерукотворными). Это честный обмен – общественное признание лидера, в обмен за реальный рост уровня жизни электората.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.