Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Референдум: украинские реалии и европейский опыт

8 апреля 2014, 09:00 2
Поделиться

Любой референдум при его нормальном проведении может считаться вершиной демократического процесса. Народ в лице активных избирателей говорит свое веское слово по поводу политических изменений в стране. В последнее время в Украине все чаще стали вспоминать такой способ прямого демократического действия.

В конце прошлого года о референдуме вспоминали в связи с необходимостью выбора внешнеполитического вектора. Возможное подписание договора об ассоциации с ЕС спровоцировало инициативы о референдуме по вопросу вступления в Евросоюз или в Таможенный союз. Выбранная украинским руководством евроинтеграционная пауза на некоторое время сделала бессмысленными разговоры о референдуме по интеграционным темам.

Однако развитие украинского политического кризиса возобновило интерес к теме всенародного волеизъявления. Теперь обсуждается возможность общенародного голосования по новому проекту Конституции.

Inpress.ua предлагает вспомнить о том, какую роль играли референдумы в недавнем прошлом Украины, по каким вопросам проводилось всенародное консультативное голосование и к каким политическим последствиям приводили референдумы.

Референдум для Кучмы

Наиболее приятные воспоминания остались у украинцев о референдуме, состоявшемся в декабре 1991 года. То волеизъявление носило трогательно-романтический характер. Свою поддержку независимости тогда выразили даже люди, весьма далекие от украинских патриотических кругов.

До 1999 года вопрос о референдуме больше не возникал. Однако, после второй победы на президентских выборах у Леонида Кучмы возник соблазн перекроить политическую систему страны. Все-таки начало второго срока – слишком провокационная ситуация для любого президента.

И вот 7 декабря 1999 года «инициативная группа граждан» выступила с предложением проведения всеукраинского референдума. К середине января 2000 года было собрано более 4 млн. подписей.

По результатам «всенародного» голосования в апреле 2000 года 84,69 % поддержали предоставление Президенту права распускать Верховную Раду. Это могло произойти, если в течение месяца Рада не сформировала парламентское большинство или в течение трех месяцев не утвердила госбюджет.

89 % голосовавших высказались за пресловутое ограничение депутатской неприкосновенности. 89,91 % участников референдума высказались за сокращение количества народных депутатов с 450 до 300. 81,68% поддержали формирование в Украине двухпалатного парламента.

Получив необходимые результаты, Кучма внес на рассмотрение парламента проект закона «О внесении изменений в Конституцию по результатам всеукраинского референдума».

13 июля 2000 года Верховная Рада предварительно одобрила законопроект. Но, в итоге в законодательство вошло только лишь положение о предоставлении президенту права роспуска Верховной Рады.

При этом Конституционный Суд в своем решении от 5 октября 2005 года, пришел к выводу: «что результаты народного волеизъявления, полученные через выборы и референдум, являются обязательными».

После победы на выборах в 2004 году Виктора Ющенко в Украине была еще одна попытка проведения референдума. Только теперь это уже была инициатива «снизу».

В декабре 2006 года Социал-демократическая партия (объединенная) призывала президента Виктора Ющенко объявить референдум по вопросам вступления Украины в НАТО и Единое экономическое пространство.

По словам объединенных социал-демократов, было собрано четыре с половиной миллиона подписей. Власти не обратили на это никакого внимания. Проводить референдум о вступлении в НАТО в тот момент не имело никакого смысла. Разные части «оранжевой» власти боролись между собой, и еще больше запутывало ситуацию премьерство Януковича.

Да и сами эсдеки не очень горели желанием провести этот самый референдум. В партии считали, что в окружении президента Ющенко найдут способ сфальсифицировать результаты народного волеизъявления. Ситуация превратилась в обычный пиар-проект анти-натовского содержания.

И референдум 2000 года и неудачные попытки добиться проведения всенародного голосования в период правления президента Ющенко показали, что в украинских условиях  эта затея работает не очень хорошо. Даже, если референдум удается провести, властям потом сложно добиться претворения в жизнь итогов всенародного волеизъявления. А уж попытка провести референдум «снизу» обречена на длительные споры, дрязги и конфликты с нулевым итогом, так как власть всегда может найти способ избежать назначения голосования.

Референдум для Януковича

Усиление «вертикали власти» в 2010 году привело к тому, что и закон о референдуме в итоге был все-таки пересмотрен. Власти учли опыт неудачного воплощения результатов голосования в 2000 году и постарались обезопасить себя от повторения ошибок.

Итак, 6 ноября 2012 года Верховная Рада приняла закон «О всеукраинском референдуме», а 27 ноября того же года Президент Виктор Янукович его подписал.

Теперь законом было предусмотрено, что предметом референдума могут быть вопросы об: одобрении новой редакции Конституции; внесении изменений в Конституцию; изменении территории Украины; принятии или отмене закона Украины.

Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме являются обязательными.

После начала «евромайдана» и усиления политического кризиса актуализировался вопрос внесения изменений в Основной закон страны. И снова в политических кругах заговорили о возможности решения этого вопроса путем референдума.

В частности, президент Украины Виктор Янукович 7 февраля этого года заявил, что допускает проведение референдума по внесению изменений в Конституцию.

«Конституционную реформу необходимо проводить в четком законодательном поле. Для этого предполагается создание временной специальной комиссии Верховной Рады. Наиболее чувствительные вопросы в случае необходимости будут вынесены на всенародное обсуждение», — отметил в своем выступлении Янукович.

Эксперты считают, что попытка вынести на всенародное голосование проект новой Конституции чревата возможными злоупотреблениями. Избирателям сложно оценить качество предложенных изменений в Основной Закон страны. Для этого есть специалисты, которые могут сделать это на более профессиональной основе.

Кроме того, возможность принимать законы на референдуме может повергнуть Украину в плохо понятное состояние «вечевой» демократии. В таком случае парламент будет эволюционировать в сторону совещательного органа, а далекие от знания юридических тонкостей избиратели будут вынуждены стать законодателями.

Европейский опыт

Однако пресловутый европейский опыт говорит о возможности нормального использования референдумов и плебисцитов в политической практике демократических государств.

К примеру, известная своими крепкими демократическими традициями Швейцария - государство, проводящее больше всего референдумов в мире. С 1848 года в стране состоялось более 500 общенациональных плебисцитов. Тем же образом решается множество политических и общественных вопросов на уровне регионов и муниципалитетов.

В Германии опросы показывают, что 75 процентов жителей страны желают чаще выносить важные вопросы на референдум. В Германии референдумы предусмотрены на всех уровнях, кроме федерального. Однако общегерманский плебисцит может быть проведен в случае принятия новой Конституции.

А на уровне городов или федеральных земель сами граждане могут вынести тот или иной вопрос на референдум. Для этого необходимо собрать подписи от 4 до 20 процентов всех избирателей данной федеральной земли. Назначать референдум могут и сами власти федеральной земли или города. За последние 20 лет в Германии было подано 269 заявок на проведение различного рода референдумов.

Согласно конституции нашего ближайшего соседа Польши, национальный референдум может быть проведен в вопросах особого веса для страны. Для этого необходима инициатива президиума или комиссии Сейма или инициативной группы, состоящей из как минимум 69 депутатов парламента. Решение о проведении референдума принимается простым большинством голосов депутатов.

Польский опыт говорит об эффективности референдумов. Путем всенародного опроса принимались и нынешняя Конституция страны, и таким же образом было одобрено решение о вхождении в Европейский Союз.

Поляки любят выносить на референдумы вопросы местного значения. Так, к примеру, 12 февраля 2012 года, в сельском муниципалитете Мельно на востоке страны прошел референдум по поводу размещения атомной электростанции. Явка составила 57%, референдум был признан состоявшимся. Против строительства АЭС проголосовали 94% участников референдума.

Также одной из «изюминок» польской политики являются референдумы о доверии властям. Они проходят согласно закону, принятому еще в 1998 году. В последнее время, такие референдумы становятся все боле популярными в Польше.

К примеру, 13 октября прошлого года в Варшаве прошел референдум по отставке мэра Гронкевич-Вальц. Инициатороми референдума были оппозиционные партии — «Право и справедливость» и «Движение Паликота».

Согласно польскому законодательству, такой референдум считается действительным, если в нем участвует 3/5 человек, принимавших участие в предыдущих выборах.

Явка на этом референдуме составила 25,66%. Для признания его итогов не хватило примерно 50 тыс. голосов. При этом за отставку мэра высказалось 95% участников. Как видим, такой референдум в основном привел на избирательные участки противников мэра польской столицы.

Если подытожить, то в таких европейских странах как Германия и Польша именно вопрос Основного закона страны считается подходящим для вынесения на всенародное голосование. У нас пока нет прецедента именно такого конституционного референдума. Но, не исключено, что в ближайшее время вопрос всенародного волеизъявления по Конституции станет более обсуждаемым. При этом совсем не обязательно, чтобы такой референдум реально состоялся…   

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Мы в соц.сетях