Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Революция на марше - от Киева до Бангкока

6 марта 2014, 08:00 0

Столица Таиланда три месяца охвачена массовыми протестами. Страна находится в политическом тупике, а блокада государственных учреждений в Бангкоке спровоцировала паралич управления. Удивительно, но «демократы» в лице руководства Демократической партии и протестующих во главе с Сутепом Таугсубаном в случае победы намереваются вообще свернуть демократию в Таиланде.

Тайский бунт

Столица страны Бангкок с конца ноября 2013 года охвачена массовыми протестами. Только за период с конца ноября по начало декабря в ходе уличных столкновений погибли около 100 человек. А, начиная с 13 января, оппозиция во главе митингующих проводит новую волну протестов «Закроем Бангкок».

Центральные районы столицы Таиланда заблокированы – от 30 до 40 тысяч митингующих в ежедневном режиме перекрывают трассы, ведущие к бизнес-районам, торговому району Ратчапрасонг, а также блокируют Дом правительства, министерства и городское управление полиции Бангкока. По большому счету можно говорить, что работа полиции и государственного аппарата парализованы.

Но, несмотря на внешнюю схожесть протестов на улицах и площадях Бангкока и на Майдане Независимости в Киеве, по содержанию мы имеем дело с двумя совершено противоположными явлениями. Паралич столицы Таиланда продолжается третий месяц. И это хороший повод для размышлений. Хотя бы для того, чтобы не наступать на такие же грабли в Украине. Итак, какие выводы можно сделать по итогам уличных протестов в Таиланде?

Неумение идти на компромисс – угроза для страны

«Желтые рубашки», как называют себя сторонники оппозиционной Демократической партии, начали протесты в конце ноября с требований отставки премьера Йинглак Чинават и ее правительства. Однако, как оказалось, аппетит растет во время еды. Когда в начале декабря прошлого года Чинават согласилась подать в отставку и обратилась к королю Пхумипону Адульядету с просьбой распустить Палату представителей и назначить досрочные выборы в нижнюю палату парламента, казалось, что для Таиланда появился «свет в конце туннеля».

Однако, оппозиция моментально выдвинула новые требования, дав понять, что не собирается останавливаться. А главное, что оппозиционная Демократическая партия Таиланда (ее возглавляет Абхисит Ветчачива, руководивший правительством Таиланда с 2008 по 2011 годы) и организатор уличных протестов Сутеп Таугсубан (бывший вице-премьер в правительства Ветчачива и бывший генеральный секретарь Демократической партии) еще до дня голосования 2 февраля 2014 года заявили, что не признают результатов выборов.

Теперь Таугсубан & Co от имени протестующих серьезно нарастили список требований. Для начала они желают, чтобы Йинглак Чинават ушла в отставку с поста и.о. премьера и передала власть от правительства и парламента «Народному совету». На самом деле, в Таиланде не существует такого государственного органа как «Народный совет» - это изобретение оппозиции, призванное заменить парламент.

Планируется, что «Совет» будет состоять не из депутатов, а из старейшин и общественных авторитетов, назначаемых руководителями «демократов». А вместо Совета Министров управлять Таиландом будет «Народный комитет демократических реформ» - Сутеп Таугсубан уже провозгласил себя его руководителем. А еще, накануне 2 февраля координаторы протестующих под руководством Таугсубана призвали блокировать главные магистрали Бангкока и юга Таиланда, чтобы желающие проголосовать не могли добраться до своих участков.

«Паркуйте свои машины прямо посреди дороги», - призывал Таугсубан сторонников Демократической партии накануне голосования. Надо признать, что план частично сработал - в 8 южных провинциях оппозиция не позволила кандидатам пройти регистрацию, поэтому в 28 округах кандидаты в депутаты просто отсутствовали. Избирательная комиссия Таиланда назначила здесь на 23 февраля повторное голосование.

А Сутеп Таугсубан уже заявил, что оппозиция имеет правовые основания, чтобы опротестовать результаты выборов, ведь Конституция Таиланда требует, чтобы выборы проводились в единый день голосования. А в сухом остатке, выходит, что уступки со стороны Йинглак Чинават только усугубили ситуацию – оппозиционеры из Демократической партии и протестующие на улицах, что называется, вошли во вкус и вслед за первоначальными требованиями выдвинули серию новых ультиматумов.

Армия - вне политики

Вся мировая история свидетельствует, что армию ни в коем случае нельзя втягивать в политический процесс. А если кому-то не хватает наглядных примеров – к Вашим услугам история Таиланда, где за последние 80 лет военные совершили 18 переворотов. Таиланд никогда не был колонией Запада, в отличие о других стран Юго-Восточной Азии. По сути, как и сотни лет назад, страной управляет родовая аристократия, разве что в XX веке правящие круги создали внешнюю политическую надстройку из демократических декораций в виде двухпалатного парламента и правительства.

А для феодального уклада характерна своя расстановка элит – в Таиланде это король Пхумипон Адульядет и его окружение из числа родовой аристократии, руководство армии, крупные бизнесмены и землевладельцы. Что касается военных, армия Таиланда традиционно является активным участником политического процесса. Начиная с того, что задача вооруженных сил страны – это обеспечивать безопасность монархии, а совсем не защита от внешних врагов, что характерно для армии в нашем понимании.

Последний переворот военные произвели в 2006 году, когда отстранили от власти премьер-министра и лидера партии «Тайцы любят тайцев» Таксина Чинават – старшего брата нынешней и.о. премьера. Собственно, нынешние протесты – это ответ оппозиционной Демократической партии на попытки Йинглак Чинават провести через парламент законопроект об амнистии, который позволил бы ее старшему брату вернуться в Таиланд и тайскую политику. И, наконец, роль общественного и морального авторитета в Таиланде принадлежит буддистским монахам, но они пока стараются дистанцироваться от нынешнего кризиса.

Начиная массовые протесты, Таугсубан и стоящие за ним аристократия и олигархия рассчитывали, что протесты на улицах Бангкока и блокада госучреждений спровоцируют военных вмешаться и прекратить политический кризис. Однако протесты и блокада длятся уже почти 3 месяца, а военные так и не перешли к действиям. С одной стороны, и правда, военное руководство традиционно тяготеет к аристократии во главе с королем Пхумипоном Адульядетом и «желтым рубашкам» в лице оппозиции.

С другой стороны, «красная» и.о. премьера Йинглак Чинават за несколько последних лет постаралась наладить хорошие связи с верховным командованием и средним звеном офицеров. А значительная часть солдат Королевской армии – это выходцы из северных и северо-восточных провинций, где традиционно поддерживают партию «Ради Таиланда» и клан Чинават. Поэтому, если в прошлые годы военным хватало гораздо менее серьезного повода, чтобы организовать путч, то теперь руководство армии во главе с командующим Королевской армией Праютом Чан-оча (возглавляет вооруженные силы с октября 2010 года) колеблется. Даже на прямой вопрос журналистов о возможном вмешательстве военных, Прают Чан-оча не смог дать никакого определенного ответа.

Демократические лозунги против демократии

Как видим, спустя почти 3 месяца, оппозиционеры и митингующие не желают искать компромисс с партией-победителем выборов и правительством. Почему так? Дело в том, что оппозиционная Демократическая партия и вожди протестующих обещают в случае своей победы … сразу же приступить к сворачиванию демократии в стране. Ситуация в Таиланде лишний раз свидетельствует: демократические лозунги – далеко не всегда является признаком политиков-демократов.

Крупнейшая оппозиционная Демократическая партия существует с 1945 года. Но демократической она является только по названию – это партия крупного бизнеса, руководства армии и окружения короля. В географическом смысле, политическая территория «демократов» - это Бангкок и развитые южные провинции Таиланда. А правящая «Для Таиланда» - потомок партии Таксина Чинават «Тайцы ради тайцев», построившего политический фундамент своего клана на завоевании поддержки среди крайне бедного крестьянства севера и северо-востока Таиланда.

Да и поведение партийных вождей противоречит демократическим принципам - когда в 2006 году военные совершили переворот и свергли премьера Таксина Чинават, «демократы» сразу же заявили о поддержке военной хунты. Что касается выборов 2 февраля, «демократы» с самого начала не рассчитывали на них победить, поэтому они разрабатывают варианты прихода к власти без выборов. А накануне выборов 2 февраля демонстранты попытались сорвать доставку бюллетеней на участки, из-за чего произошли столкновения с полицией.

А возле одного из участков даже вспыхнула перестрелка, в ходе которой были ранены 8 человека, включая журналиста. Сразу после уличной схватки члены избиркома подали в отставку, а оппозиционеры отметили срыв выборов в данном округе столицы еще одной галочкой – в дополнение к 28 округам в южных провинциях, где оппозиция еще в декабре не позволила кандидатам пройти регистрацию.

Тем более не стоит воспринимать происходящее в черно-белой логике «власть плохая, оппозиция хорошая». Скажем, вождь митингующих Сутеп Таугсубан – это аналог Юлии Тимошенко, политик со списком коррупционных скандалов за плечами. Например, в 1995 году Таугсубан добился выделения нескольких сотен земельных участков на холмах провинции Пхукет по запросу тайских фермеров.

Правда, потом оказалось, что среди получателей были несколько богатейших семей Пхукета, поэтому многие политики и журналисты всерьез заговорили о подкупе. Или стоить вспомнить скандал 2009 года, когда выяснилось, что депутат Сутеп Таугсубан нарушил требования Конституции Таиланда, владея долей в телекоммуникационной фирме, получавшей государственные заказы. И, наконец, утечки из Wikileaks цитируют жалобы однопартийцев Таугсубана по Демократической партии на его продажность и некрасивое поведение.

Победа «демократов» и конец демократии

Дело в том, что для борьбы за власть все средства хороши, ведь с начала 2000-х Демократическая партия традиционно проигрывает политическим проектам клана Чинават на выборах в Палату представителей. И хотя Избирательная комиссия Таиланда пообещала обнародовать результаты выборов 2 февраля в конце месяца, «демократы» не рассчитывают на успех. Удивительно, но «демократы» в лице руководства Демократической партии и лидера протестующих Сутепа Таугсубана вообще требуют сворачивания демократии в Таиланде.

Сегодня сторонники «желтых рубашек» составляют большинство в Конституционном суде, Национальной антикоррупционной комиссии, Избирательной комиссии, Федеральном суде Таиланда etc. Поэтому вышеперечисленные органы блокируют любые попытки правительства Йинглак Чинават выработать политико-правовые варианты разрешения конфликта.

А оппозиция, от лица протестующих на улицах Бангкока, требует передать власть от правительства Чинават к «Народному совету». Но, снова-таки, аппетит приходит во время еды, поэтому даже в случае передачи власти «Народному совету», «демократы» не собираются останавливаться. В идеале они рассчитывают реформировать избирательную систему – в первую очередь путем отказа от традиционной для демократических стран системы «один гражданин-один голос».

Проблема в том, что с начала 2000-х годов большинство избирателей, проживающих на севере и северо-востоке Таиланда, голосуют за партии клана Чинават – раньше за «Тайцы любят тайцев», а теперь за партию «Ради Таиланда». И с помощью ликвидации системы «один гражданин – один голос» тайская аристократия, военные и крупный бизнес надеются отсечь большинство избирателей от участия в политической жизни, чтобы больше никто не мог угрожать положению феодальной верхушки, военной аристократии и олигархов. Вот почему уличные протесты в Таиланде – это пример, когда оппозиция использует демократические лозунги, чтобы положить конец демократии.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях