Эксперты российской общественной организации Институт динамического консерватизма подготовили доклад, в котором анализируют серию последних революций в странах Северной Африки и Ближнего Востока с точки зрения их урона для экономики. По мнению специалистов, в массовых беспорядках, подающихся под ярлыком якобы борьбы населения за права и демократию, принимают участие и преступные группировки с асоциальными элементами. Эти же слои населения принимают участие в нынешней «еврореволюции» с погромами и убийствами людей, которая вот уже шестой день имеет место в центральной части Киева. Самое печальное, что происходящее может серьезно подорвать экономическую стабильность Украины, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Своеобразным феноменом последних лет стал резкий рост массовых протестных выступлений в разных странах. На смену череде «оранжевых революций» пришли «революции 2.0», отличительная черта которых – ключевая роль интернета и социальных сетей. «Арабская весна», «Оккупай Уолл-Стрит», экологические и антикоррупционные протесты в Турции, лондонские погромы – всюду мы видим на улицах молодежь и средний класс, требующих неких перемен.
Распространенная точка зрения на эти события – рост самосознания молодых и активных, желание участвовать в выборе пути развития своих стран и демократический протест против элит. Но распространенная точка зрения отнюдь не всегда бывает правильной.
Попробуем оставить в стороне политическую оценку данных событий, сосредоточимся на экономических последствиях, которые носят поистине разрушительный характер, говорится в докладе Изборскому клубу «Анонимная война. «Новый 1968 год»: мировоззренческое содержание и механизмы «революций 2.0», подготовленном Константином Черемных и Маринэ Восканян под редакцией Андрея Кобякова.
Начавшиеся в январе 2011 года беспорядки в Египте выбили почву из-под ног экономики не только этой страны, но и всего региона. Хотя долгое время это государство было синонимом экономического успеха Ближнего Востока. Даже мировой кризис не смог подкосить египетскую экономику. Рыночные реформы в Египте и, как следствие, приток иностранных инвестиций обеспечили бум в секторе недвижимости, развитие туризма и повышение потребительского спроса.
Беспорядки самым негативным образом сказались на экономике – темпы экономического роста к ноябрю 2011 года сократились с 7-8% годовых (до революции) до менее 1%. Валютные резервы Египта за 2011 год сократились на 40%. Иностранные инвесторы нервничали, фондовая биржа реагировало ожидаемо – лишь за первое полугодие 2011 года индекс биржи Каира потерял 14,2%.
В дни народных волнений банки и биржа были закрыты, многие предприятия прекратили работу. В июне-сентябре 2011 года протесты ежедневно наносили экономике Египта ущерб в размере как минимум 310 млн долл. По итогам 2011 года в одной лишь сфере туризма страна потеряла не менее 1 млрд долл.
Только за период с 25 по 27 ноября 2011 года, когда произошло очередное обострение противостояния, биржевые индексы Египта упали еще на 11%. Спрос на доллар за указанные три дня вырос на 100%. Множество людей безуспешно пытались перевести свои сбережения из египетского фунта в твердую валюту. Беспрецедентный спрос на доллар привел к резкому повышению курса и его дефициту на рынке. Следствием стал обвал курса национальной валюты Египта, переход к расчету в наличных долларах.
Перевозка денег в инкассаторских автомобилях перестала быть в Египте безопасной. Инкассаторы в Египте до сих пор подвергаются постоянным атакам мародеров.
Ситуация в Египте в 2012-2013 годах характеризуется как ползучие, периодически разгорающиеся уличные конфликты. Естественно, это продолжает ухудшать состояние экономики и финансовой системы страны. В 2012 году усугубились темпы падения экономики страны – она падала приблизительно на 7% ежемесячно в течение первой половины позапрошлого года.
Резервы Центробанка Египта продолжают стремительно сокращаться: за последние три года они уменьшились в три раза. Например, в марте 2013 года они достигали 14 миллиардов долларов, а при правлении бывшего президента Мубарака – 36 миллиардов долларов. Лишь финансовая помощь от правительства Катара и Ливии, а также кредит от МВФ помогли немного улучшить положение.
Государственный переворот в Тунисе произошел 14 января 2011 года. Президент страны 74-летний Зин аль-Абидин бен Али бежал в Саудовскую Аравию. Ранее президент успел ввести в стране чрезвычайное положение, распустить правительство и объявить о скорых досрочных выборах в парламент.
Последовавшие за этим многодневные массовые беспорядки в Тунисе обошлись стране в 2,2 миллиарда долларов. Сумма ущерба эквивалентна примерно 4% ВВП Туниса. Две трети потерь приходится на помехи в работе предприятий из-за акций протеста, еще треть – на потери экспортной выручки.
В конце декабря 2010 года – начале января 2011 года экономика Туниса практически перестала функционировать после нескольких недель народных волнений. В частности, серьезно пострадал туризм, доля которого в тунисском ВВП составляет 6,5%. Этот сегмент экономики обеспечивал занятость примерно 350 тыс. жителей страны, многие из которых потеряли работу.
Нет смысла напоминать историю внутрисирийского противостояния – оно является наиболее продолжительным и кровавым из всех событий «Арабской весны».
Экономика Сирии была серьезно подорвана войной, продолжающейся уже почти три года, а также экономическими санкциями, введенными против действующего режима. Некоторые населенные пункты в ходе боевых действий либо сильно пострадали, либо были практически уничтожены.
Правительство Сирии 20 января 2014 года обнародовало данные об экономическом ущербе, понесенном страной в результате гражданской войны, – общий материальный ущерб составил 21,6 миллиарда долларов. И эта сумма постоянно растет. Годом ранее, в феврале 2013-го, Дамаск объявил, что ущерб составлял 14 млрд долларов.
В свое время Международный валютный фонд (МВФ) подсчитал цену «Арабской весны» за 2011 год – только прямые финансовые убытки вследствие событий «арабской весны» составляли как минимум 75 миллиардов долларов.
А специалисты британского банка HSBC недавно подсчитали экономический ущерб от «Арабской весны» за весь ее период и спрогнозировали этот показатель на текущий год — экономика Ближнего Востока из-за протестов и революций начиная с 2011 года и до конца 2014 года потеряет 800 миллиардов долларов. Отчет учитывает как прямые экономические потери, так и замедление роста ВВП, резкое снижение объема инвестиций.
Согласно прогнозам банка HSBC, ВВП Туниса, Ливии, Египта, Сирии, Йемена, Иордании, Бахрейна в 2014 году будет на 35% ниже, чем мог быть, если бы не случились события «Арабской весны» в 2011 году.
До беспорядков 2013 года Турция была одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. За 2001-2012 годы она превратилась из экономического аутсайдера в одного из лидеров по показателю темпов роста экономики, заняв по размеру ВВП 15-е место в мире. Темпы роста экономики составляли: 9,2% в 2010 году, 8,8% в 2011 году, 2,2% в 2012 году.
Начавшиеся в конце мая 2013 года уличные беспорядки привели к тому, что 3 июня прошлого года турецкий фондовый рынок отметился значительным падением на фоне массовых протестов, затронувших главные города страны — Стамбул и Анкару. Основной индекс Стамбульской фондовой биржи — Borsa Istanbul 100 — на открытии торгов рухнул более чем на 8%. Другой фондовый индекс — Istanbul National 30 — потерял за день 5,2%. Турецкая лира только за один день 3 июня потеряла около 1,5% по отношению к основным валютам, доходность 10-летних гособлигаций за один день выросла на 20 базовых пунктов.
За первую неделю протестов турецкий рынок акций потерял 15%, курс турецкой лиры снизился на 3%.
Ущерб, нанесенный экономике Турции в результате массовых протестов в середине 2013 года, оценивается в 9 млрд долл.
Эскалация политического кризиса в Турции возобновилась в декабре 2013 года, она сопровождалась новой волной уличных протестов. Турецкая лира упала 20 декабря 2013 года до рекордно низкого уровня, а доходность 10-летних облигаций выросла до трехмесячного максимума из-за внутриполитической напряженности. В целях сдерживания волатильности рынка турецкий Центральный банк заявил о планах по увеличению продаж на валютном рынке. Ранее банк регулярно продавал от 50 до 100 млн долларов, пытаясь стабилизировать лиру. 20 декабря 2013 года лира достигла исторического минимума в 2,0934 по отношению к доллару по сравнению с уровнем в 2,078, зафиксированным 19 декабря. Доходность по 10-летним облигациям достигла 10,12% — это являлось самым высоким показателем с лета 2013 года. Понеся потери 17 и 19 декабря 2013 года, основной фондовый индекс снизился на 0,42%.
По состоянию на конец 2013 года турецкая лира находилась на уровне 2,14 за один доллар США, что означает ее падение на 16% в сравнении с уровнем курса в начале 2013 года. Это самый худший результат среди валют Европы и Ближнего Востока.
В 2014 году экономическая ситуация в Турции продолжила ухудшаться из-за политического кризиса. В частности, турецкая лира поставила 23 января текущего года новый рекорд падения, достигнув уровня в 2,29 по отношению к доллару США. Центральный банк Турции напрямую вмешался в ситуацию на валютном рынке, обеспечив стабилизацию лиры на уровне 2,28 по отношению к доллару. Лира также упала по отношению к евро до нового рекордного минимума в 3,12. Центральный банк продал 23 января не менее 100 млн долл., чтобы укрепить валюту. Индекс фондовой биржи Стамбула 23 января 2014 года также снизился на 0,38%.
Вообще же, по состоянию на 23 января курс турецкой валюты упал почти на 10% только с середины декабря 2013 года — после начала скандала, приведшего к перестановкам во власти. А иностранные инвесторы рекордными темпами избавлялись от купленных ими ранее турецких государственных облигаций. Это тоже стало одной из причин снижения курса национальной валюты Турции. Согласно данным Центрального банка Турции, только в период с 13 по 20 декабря 2013 года иностранцы уменьшили свои инвестиции в ценные бумаги Турции на 532 миллиона долларов, сократив общий объем вложений до уровня трехмесячного минимума – 53,8 миллиарда долларов. А за неделю до этого объем чистых продаж турецких облигаций составил 1,38 миллиарда долларов. Стоит отметить, что еще в мае 2013 года вложения в облигации со стороны нерезидентов Турции достигали 72 миллиардов долларов.
За предыдущие 10 лет правления премьер-министра Эрдогана ВВП страны в номинальном выражении увеличился в три раза, а курс облигаций в долларовом выражении рос почти на 10 процентов в год, что обеспечивало их высокую привлекательность для покупок иностранными инвесторами. Теперь же инвестиции из-за рубежа в финансовые инструменты Турции практически прекратились, это усугубилось декабрьским (2013 года) политическим кризисом.
Указанные события, произошедшие в Турции в мае-июне и в декабре 2013 года, в значительной степени подрывают создававшийся годами имидж экономически компетентного турецкого руководства, который тщательно и успешно выстраивался властями страны за последние годы.
С точки зрения экономики протесты в Украине начались в очень неудачный момент (хотя удачных моментов для грубого нарушения общественного порядка не бывает): экономика только начала выходить из стагнации, стабилизировались на приемлемом уровне ставки по гособлигациям Украины, Национальный банк не допустил снижения курса гривны, инфляции практически не было. В этот самый момент по экономике страны наносится удар, который может ее ослабить именно в начале выхода из кризиса.
Наличие преступных групп всегда свойственно любому обществу. Среди противоправно действующего слоя общества есть некоторые деклассированные и преступные группы, целью которых является разбой и вандализм. Не стоит забывать и о профессиональных преступниках.
Мы видим, что в Украине эти слои и прослойки общества есть, они активизировались, их действия ведут не только к опасности для жизни и здоровья людей, но и к ухудшению экономической ситуации. Происходящее есть не что иное как обыкновенная преступность, которая должна познать всю строгость закона.
Необходимо отвергнуть такие методы протеста. Беспорядки должны быть осуждены общественным мнением потому, что эти действия не несут в себе решения коренной проблемы, а отчасти усугубляют финансовое и экономическое положение простых людей.
Напомним, в Киеве на улице Грушевского уже шестой день продолжается противостояние активистов «Правого сектора» с правоохранителями.
Столкновения начались 19 января с призыва активистов «автомайдана» выдвинуться с Майдана Незалежности в сторону Верховной Рады, где потребовать от народных депутатов отменить принятые 16 января резонансные законы.
О возможных путях выхода Украины из кризиса читайте в статье Игоря Лесева «На войне как на войне, или Как остановить кризис».
Подробнее о новых революционных планах оппозиции читайте в статье Сергея Веселовского «Оранжевая революция возвращается в Украину, или Американский след».
О Дне Соборности Украины в контексте актуальной ситуации в Украине читайте в статье Федора Михайловского «Между прошлым и будущим: судьба Украины в наших руках».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.