Летом 1994 года Леонид Кучма пришел к власти под лозунгами сближения с Россией. Однако одним из первых шагов украинских властей после его инаугурации стала отмена сепаратистского решения Севастопольского горсовета. В этой ситуации российское руководство предпочло не вмешиваться, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
В этот день, 15 сентября, в 1994 году Верховная Рада Украины отменила решение севастопольского городского совета о российском статусе города.
9 июля 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление, подтверждающее российский федеральный статус города в границах по состоянию на декабрь 1991 года. Пунктом 4 данного постановления комитету Верховного Совета Российской Федерации по конституционному законодательству поручалось подготовить проект закона о закреплении статуса города в Конституции России. В дальнейшем такой закон принят не был.
«9 июля 1993 года весь правый балкон главного зала Белого дома — более полусотни мест — заняли руководители почти всех патриотических движений Крыма, Севастополя, а также штабные чины всего российского и, в частности, Черноморского флотов. Верховный Совет проголосовал за постановление, которое подтверждало российский федеральный статус Севастополя. Весь наш гостевой балкон взорвался аплодисментами, криками «Ура-а!» и, наконец, разразился песней-гимном «Легендарный Севастополь», — вспоминает ветеран русского движения Севастополя Александр Круглов.
Это решение Верховного Совета РФ по Севастополю не отменено по сей день. Однако оно так и не было реализовано — тот состав российского парламента был распущен Борисом Ельциным в сентябре 1993 года.
23 августа 1994 года, за сутки до празднования Дня независимости Украины, горсовет Севастополя принял обращение к руководству России и Украины, в котором указывалось, что решение Никиты Хрущева о передаче Крымской области РСФСР в состав Украинской ССР не касалось Севастополя как города, напрямую подчинявшегося Москве.
«Де-юре город Севастополь и поныне часть Российской Федерации... При передаче в 1954 году Крымской области из состава России в состав Украины Постановление 1948 года о статусе города Севастополя не отменялось, а последующее распространение юрисдикции Украины на город Севастополь принято в одностороннем порядке без принятия соответствующего решения конституционными органами власти РСФСР», — отмечалось в документе горсовета Севастополя.
Под этим решением тогда подписался и глава горсовета Виктор Семенов, хотя уже через несколько месяцев он открыто перешел на украинскую сторону.
Решение горсовета Севастополя стало одним из первоочередных вопросов для Верховной Рады Украины, вернувшейся с летних каникул в сентябре.
«Вы знаете, что после принятия решения про передачу Крымской области в состав Украинской СССР город Севастополь был исключен из бюджета РФ и финансировался исключительно Украиной. И территориальным делением Российской Федерации, которое предусматривало наличие городов республиканского подчинения, Севастополь не был там учтен. И сегодня в Конституции Российской Федерации, мы знаем, существует только даа таких города — Москва и Санкт-Петербург. А в соответствии с Конституцией Украины мы имеем тоже два таких города — это Киев и Севастополь... Решение, которое принял горсовет Севастополя, с правовой точки зрения является неправомочным и не может вступить в силу», — заявил народный депутат Лавринович.
«В соответствии с законом про всеукраинский и местные референдумы, подобные вопросы на референдум не могут выноситься, и проведение опроса в таких случаях является прерогативой Верховной Рады Украины», — сказал Лавринович.
Завершив дискуссию, тогдашний спикер Мороз призвал голосовать за отмену российского статуса Севастополя. Через несколько секунд на табло высветилось: «За — 305 голосов». Решение горсовета Севастополя было отменено.
«По вопросам ситуации в Крыму очень сильно нас поддержало российское руководство», — все на том же заседании Верховной Рады 15 сентября 1994 года заявил глава МИД Украины Геннадий Удовенко.
Статья 133 Конституции Украины утверждает украинский статус Севастополя как города прямого подчинения и выделяет его особый статус. Украинский статус Севастополя был закреплен в Конституциях РСФСР и УССР 1978 года.
Напомним, что президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов отмечает низкую боеспособность украинского Черноморского флота по сравнению с российским и отмечает недостаточные усилия Киева по поддержке и развитию морского статуса страны. По его мнению, в интересах Киева — добиваться вывода если не всего российского флота из Севастополя, то хотя бы его верховного командования.
«Есть один вариант, он известен, в Министерстве иностранных дел мы докладывали его. Главное, нам нужно добиться перебазирования из Севастополя их верховного управления — штаба и командного управления. Это можно сделать, потому что мы не говорим „уходите полностью“, а это мы можем потребовать. У них есть для этого возможности на своей территории. Запасный командный пункт Новороссийский, он действует на каждом учении, он способен управлять и так далее, и так далее. Но этого нужно добиваться», — допускает президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов.
Ранее министр иностранных дел Украины Леонид Кожара заявил, что модернизация Черноморского флота России может происходить в рамках подписанных в 1997 году соглашений, касающихся базирования ЧФ в Крыму.
«Переговоры ведутся постоянно, и мы понимаем, что ЧФ России должен модернизироваться. Но есть определенные рамки, установленные соглашениями 1997 года, и все эти процессы должны происходить в рамках этих договоренностей», — сказал министр.
Как сообщалось, с 26 по 29 июля 2013 года в Севастополе прошли праздничные мероприятия в честь Дня флота Украины и Дня Военно-морского флота России. В торжествах приняли участие президенты Украины и России Виктор Янукович и Владимир Путин.
Подробнее об условиях и проблемах пребывания Черноморского флота Российской Федерации в Крыму читайте в статье Валентина Ковальского «„Остров“ Крым и макароны по-флотски».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.