Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Цирк приехал: что ждет Раду осенью?

29 августа 2013, 09:00 0

Украинские депутаты, согласно их авторитетным заявлениям, этим летом отдыхали исключительно в Крыму. И вот сейчас, дожевывая свой последний чебурек на алуштинской набережной, народные избранники обреченно глядят куда-то вдаль, за линию горизонта, где с бесчеловечной неотвратимостью появляется сессия...

Открытие ІІІ сессии седьмого созыва Верховной Рады запланировано на вторник, 3 сентября. Чего следует ожидать от политической осени-2013 истосковавшимся по парламентским баталиям соотечественникам? Большую часть ответов на этот вопрос мы получили в последние пару недель. Например, Всеукраинский конгресс украинцев продемонстрировал, какая жаркая ожидается борьба в рядах оппозиции. А каждое произнесенное Азаровым или Медведевым утверждение, что «у нас нет торговой войны», свидетельствует как раз об обратном.

Собственно, все ключевые проблемы, которые будут обсуждаться и, даст Бог, решаться на третьей сессии, — это вариации на тему президентских выборов-2015, подготовка к которым в сентябре перейдет в активную фазу. Ассоциация с ЕС или Таможенный союз, проводить или не проводить выборы в Киеве, «тушковаться» или воздержаться — абсолютно все просматривается теперь сквозь призму будущих выборов президента.

Жребий брошен?

Неспроста первой была названа именно геополитическая тема — вероятно, она и станет главным источником новостей вплоть до ноябрьского саммита в Вильнюсе. И пусть сам по себе статус «ассоциированного члена ЕС» не свидетельствует о бесповоротности сделанного выбора, саммит важен как жест, обозначающий цивилизационный вектор развития.

У многих экспертов соглашение с ЕС вызывает легко уловимую ухмылку, мол, важна не ассоциация, а решение конкретных вопросов с «шенгеном», с зоной свободной торговли, с четкими сроками потенциального вступления Украины в ЕС.

Это все верно. Однако символическое значение саммита в данном случае на порядок важнее фактического: в ноябре Виктору Януковичу предстоит принять достаточно сложное решение, которое во многом предопределит роль Кремля в президентских выборах 2015 года.

Вильнюс — это Рубикон, перейдя который Виктор Янукович сможет только воскликнуть: «Жребий брошен!» и никогда не жалеть о принятом решении. В зависимости от исхода саммита и позиции Украины, Россия может свернуть свою тактику «принуждения к дружбе» или же многократно ее усилить.

В «усиленном» варианте, к примеру, в несколько раз вырастает бюджет проекта «Медведчук» и начинается активная работа с прокремлевским крылом Партии регионов. В публичное пространство выводится все больше «Олегов Царевых», которые достаточно жестко высказывают свое несогласие с геополитической «линией партии». Многочисленные полумаргинальные «русские проекты» в Крыму, Харькове, Одессе начинают централизоваться и оживать, получив «инъекцию рублем».

Однако вернемся к Верховной Раде... Какую роль она будет играть во всех этих геополитических разборках? Представляется, что одну из главных (тонкое замечание). Во-первых, трибуна Верховной Рады — это главная медиаплощадка страны, откуда любой депутатский популизм, пойманный десятками телекамер, попадает в уши и глаза.

Во-вторых, именно парламенту предстоит принять целый ряд «евроинтеграционных законов», без которых переговоры об ассоциации могут зайти в тупик. Необходимость голосовать за внесенные Кабинетом Министров «злочинної влади» законопроекты ставит в весьма затруднительное положение оппозицию: раз уж началась президентская кампания, сотрудничать с Партией регионов уже как-то «не комильфо».

Олег Тягнибок уже поспешил заверить своих избирателей, что даже ради евроинтеграции «Свобода» не поддержит инициативы власти. У Яценюка и Кличко ситуация более деликатная: вызванные вслед за Клюевым на «брюссельский ковер», они попросту поставлены перед фактом необходимости голосовать синхронно с «регионалами».

Вынужденное единение большинства фракций под европейскими знаменами сыграет на руку прокремлевцам и коммунистам, которые без особого сопротивления «заходят» в 40%-ю нишу сторонников Таможенного союза.

И если Олег Царев пока ограничивается медиаактивностью, то Вадим Колесниченко уже успел оформить свою «антиевропейскую инициативу» в законопроект № 3103 «Про внесення змін до законодавства України (щодо зовнішньополітичного курсу України)».

В нем регионал требует «скасувати Указ Президента України „Про затвердження Стратегії інтеграції України до Європейського Союзу“ (615/98)», а закон об основах внутренней и внешней политики обогатить формулировкой «забезпечення стратегічного партнерства України з Митним Союзом Євразійського економічного співтовариства».

На уже существующие линии разлома внутри Партии регионов («Семья» — «РосУкрЭнерго» — «Старые регионалы») осенью будет наложен и «геополитический водораздел». Кто рискнет сейчас поставить «все на красное» (см. сине-бело-красное), может быть вознагражден в 2015-м. А может и остаться ни с чем... Все зависит от многих факторов, и один из них — завышенные ожидания в обществе от соглашения Украины с ЕС.

Битва за Киев... и не только

Летом оппозиция, хоть и не в полном составе, но с завидным постоянством штурмовала Киевсовет, давая понять, что приложит максимум усилий для взятия столицы накануне президентских выборов. Именно Верховной Раде предстоит определить дату проведения выборов киевского мэра и депутатов горсовета. Или не определить...

По мнению оппозиционеров, отвергающих принцип непрерывности осуществления власти, полномочия депутатов Киевсовета истекли еще 2 июня и все последующие решения органа неправомочны. Что касается мэрских выборов, то они должны были быть проведены давно, сразу после отставки Черновецкого.

У Партии регионов позиция иная, ведь сохранение контроля над Киевом — важнейшая задача в контексте президентских выборов. Отсюда и желание провести киевские выборы одновременно со всеми местными осенью 2015 года. Основной аргумент — небесспорное майское решение Конституционного Суда о продлении полномочий городского совета до 2015 года.

Оппозиция возражает: решение неправомочно, так как двое судей на момент вынесения вердикта еще не приняли присягу и являлись судьями других инстанций. И именно оппозиционеры, среди которых обозначилось сразу несколько претендентов на кресло городского головы и сотни менее амбициозных кандидатов, готовых удовлетвориться местом в Киевсовете, будут добиваться от Верховной Рады определения даты выборов.

Большинство экспертов в своих комментариях принимают сторону оппозиционеров и поддерживают идею проведения выборов (оно и немудрено, так как многие из комментаторов уже работают на того или иного кандидата или рассчитывают обзавестись работодателем в ближайшее время).

С экспертами ясно, а вот чем объяснить интерес к теме киевских выборов со стороны Владимира Литвина, накануне заявившего о первоочередности решения вопроса по дате голосования? Очевидно, что экс-спикер в очередной раз пытается вернуться в большую политику. «Києву потрібен Литвин»?.. Один из самых напрашивающихся вариантов — именно Литвину будет «поручено» создать фракцию «перебежчиков», которая, позиционируя себя «третьей независимой силой», сможет активно обслуживать запросы Банковой.

Необходимые для спускания на тормозах «киевской темы» издержки с каждым днем будут расти, да и слишком много игроков уже прямо заинтересованы в проведении выборов. Однако и тут возможны варианты: например, назначить дату проведения выборов мэра (с весьма усеченными в пользу главы киевской администрации полномочиями), но не трогать Киевсовет.

Еще один вариант — убедить Кличко принять участие в мэрских выборах (а это синоним его безоговорочной победы) и затем «завалить» город по всем социальным и инфраструктурным направлениям. Учитывая, что Попов при любых раскладах наверняка останется главой городской администрации с более весомыми, чем у мэра, полномочиями, «притопить Кличко» не составит особого труда.

За выборами киевскими как-то совсем уж потерялись перевыборы народных депутатов в пяти «проблемных округах» (плюс добавившиеся к ним округа лишенных мандата Домбровского и Балоги). Складывается впечатление, что при всем уважении к потраченным кандидатами деньгам, они уже никому не интересны. Уже почти год парламент работает в неполном составе, и тема «проблемных округов» постепенно уходит с первых страниц.

Добавление нескольких штыков в любой из лагерей кардинально не изменит ситуацию, а сценарий с внеочередными парламентскими выборами осенью 2015 года, выгодный для победителя весенней президентской кампании, снижает и без того невысокие ставки разыгрываемых семи округов.

Не только ценный мех

Особо не изменят численный баланс и межфракционные депутатские миграции. Но ведь задача потенциальных «тушек» состоит не только в получении еще одного мандата для стабилизации большинства (по ключевым голосованиям без проблем можно договариваться с оппозиционерами в индивидуальном порядке или через «курирующих» такие вопросы во фракциях).

«Тушки» — это еще и удар по президентским амбициям лидеров оппозиционных фракций. Первые две сессии Верховной Рады прошли под знаком атаки на Яценюка, в которой были заинтересованы абсолютно все — власть, «Свобода», «УДАР», внутренняя оппозиция... Результат не заставил себя ждать — рейтинг Арсения Петровича «поплыл».

Кто будет выбран в качестве мишени на этот раз? Сколько разговоров было о «списке УДАРа», однако никто из команды Кличко пока не «затушкован». Исходя из того, что именно лидер «УДАРа» является на данный момент основным конкурентом Януковича, эта оппозиционная фракция является мишенью № 1.

Что касается «Свободы», то власть вряд ли будет предпринимать какие-то выпады против фракции националистов. Во-первых, сама по себе парламентская «Свобода» — это своеобразная каста, «вход» в которую сопряжен с колоссальными расходами. Соответственно, издержки на «работу» с националистом существенно выше, чем на получение лояльности от среднестатистического оппозиционера. Во-вторых, учитывая, к кому могут уйти голоса разочарованных избирателей «Свободы», ослаблять ее власти нет никакого резона.

Что же остается? Окончательно дискредитировать «Батькивщину»? Ни Кличко, ни Тягнибок не имеют такой сильной «внутренней оппозиции», как Яценюк, потому «Батькивщина» является наиболее удобной мишенью.

И совершенно необязательно вводить «тушек» в состав фракции Партии регионов — достаточно синхронизировать голосование по ключевым вопросам, а в остальном за «тушками» сохраняется высокая степень автономии. Будь то энное количество «внефракционных» или «фракция тушек» (наподобие группы Рыбакова в парламенте шестого созыва), главное — поспособствовать их выходу из оппозиционных фракций.

Посланник и есть послание

Украинский избиратель подобен Сократу (экая грубая лесть) с его древним заветом «Заговори, чтоб я тебя увидел!». А народные депутаты седьмого созыва на предстоящей сессии охотно отзовутся, используя трибуну Верховной Рады как медиаплощадку. Их пафосные речи будут пронизаны тональностью президентских выборов, а сами темы не так уж и важны.

Как говорил канадский философ Маршалл Маклюэн: «The medium is the message». В данном случае уместен перевод: «посланник и есть послание». А кто и что будет вещать — не суть важно. Популизм, раскол, мобилизация — вот три кита, на которых будут построены все «перформансы» народных избранников. Сезон открывается.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях