Одним из самых главных требований Брюсселя, необходимых для подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, является реформа судебной системы и системы органов прокуратуры. С этой целью, Администрация Президента разработала законопроект «О прокуратуре», которым предусматривается внесение существенных изменений в структуру прокуратуры и уменьшение ее полномочий. В частности, проектом Закона предусмотрена отмена прокурорской функции «общего надзора» за соблюдением законов, новый механизм назначения и увольнения прокуроров, введение узкой специализации органов прокуратуры и другие изменения. Текст законопроекта уже направлен в Венецианскую комиссию для изучения, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Администрация Президента разработала проект нового Закона «О прокуратуре», которым предусматривается внесение существенных изменений в структуру прокуратуры и уменьшение ее полномочий. Европейские правоведы проведут тщательную ревизию норм этого законопроекта, сообщил юрист юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Артем Тараненко.
По его словам, текст законопроекта был направлен в Венецианскую комиссию для изучения. «В соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии в проект закона будут внесены изменения, и только после этого документ попадет в Верховную Раду Украины. В связи с этим проект может претерпеть много изменений на пути к его официальному принятию», - сообщил Тараненко, говорится в сообщении компании, текстом которого располагает Inpress.ua.
В целом, проект содержит вполне прогрессивные в сравнении с действующим законодательством нововведения, призванные усовершенствовать как институт прокуратуры, так и смежные отрасли общественных отношений.
Среди позитивных направлений, предложенных законодателем, необходимо выделить следующие инициативы:
«Проект закона предусматривает сужение полномочий прокурора относительно осуществления судебного представительства интересов граждан и государства. Функции прокурора относительно представительства интересов соответствующей категории граждан будет возложено на плечи адвокатуры. По моему мнению, новая процедура представительства интересов граждан, которые имеют право на бесплатную помощь, позитивно отразиться на уровне защищенности такой категории людей и повысит уровень уважения простых граждан к институту адвокатуры. В свою очередь, ограничение полномочий прокурора относительно представительства интересов государства может стать позитивным моментом для поддержания стабильности гражданского оборота и улучшения взаимоотношений бизнеса и государства», - подчеркивает юрист компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры».
Кроме того, по словам Артема Тараненко, в соответствии с заключительными положениями проекта Закона Украины «О прокуратуре», планируется расширить круг профессиональных прав адвокатов, предусмотренных статьей 20 профильного закона, а именно – предоставить адвокату беспрепятственный доступ к помещениям предприятий, учреждений и организаций, где он имеет право ознакомиться с необходимыми для адвокатской деятельности документами и материалами. В то же время адвокат автоматически лишается этих гарантированных законом прав в случаях, когда такие документы или материалы содержат информацию с ограниченным доступом.
Этим законопроектом адвокаты также были наделены правом на бесплатный доступ к информационным базам данных государственных органов, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Украины и фондов общеобязательного государственного социального страхования. Но и тут законодатель сделал оговорку, ограничив адвоката в доступе к тем базам данных, которые содержат информацию с ограниченным доступом.
«Безусловно, проект имеет целый ряд перспективных нововведений, которые в частности касаются ограничений функций прокуратуры и расширения полномочий адвоката, что должно позитивно отразиться на балансе сил в уголовном процессе. В то же время, проанализировав текст законопроекта с учетом положений действующего законодательства, по моему мнению, преждевременным будет говорить, что законопроект уравняет права прокурора и адвоката в уголовном производстве. В данном случае уместнее сказать о приближении уголовного процесса к задекларированному принципу состязательности. В любом случае предложенные законодателем масштабные реформы, частью которых станет и реорганизация органов прокуратуры, являются сложным и длительным процессом, результаты которого станут заметны только через несколько лет после его полного завершения», - резюмирует юрист юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Артем Тараненко.
Как сообщалось, главный юрист Администрации Президента Андрей Портнов заявил, что в Венецианскую комиссию уже направлен законопроект «О прокуратуре», разработанный в Администрации Президента. В новом проекте прокуратура лишается одной из своих самых важных функций – досудебного следствия. Подхватить прокурорские «щит и меч» должна будет совершенно новая структура – Государственное бюро расследований (ГБР). Если Государственное бюро расследований будет создано, то все нынешние следственные полномочия прокуратуры поделят между новой структурой и МВД.
Генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка поддержал изменение в законе «О прокуратуре», согласно которому планируется передать часть прокурорских полномочий созданному Бюро расследований. По его мнению, только комплексная реформа прокуратуры путем принятия нового закона позволит выстроить ту модель прокуратуры, которая отвечает современному этапу развития нашего государства.
В частности, Пшонка отметил, что Украина взяла на себя обязательство перед Советом Европы относительно изменения роли и функций прокуратуры еще в 1995 году.
«И за это время был осуществлен ряд мер по реформированию прокуратуры. В частности, в 2001 году во время «Малой судебной реформы» прокуратура была лишена полномочий самостоятельно санкционировать аресты и обыски, осуществлять надзор за законностью судебных решений, возбуждать дисциплинарные производства в отношении судей. В 2003 году прокуроров лишили права надзора за исполнительным производством. С 1 июля 2007 года МВД передано следствие по преступлениям в отношении лица (15 статей). В прошлом году вместе с принятием нового УПК (Уголовно-процессуального кодекса – Inpress.ua) существенно сокращена категория дел, подследственных органам прокуратуры. Полномочия следователей прокуратуры по проведению досудебных расследований в отношении определенных субъектов и относительно военных преступлений оставлены максимум на пять лет», - напомнил генеральный прокурор.
Он также отметил, что в сентябре 2012 года изменениями в Закон Украины «О прокуратуре», существенно ограничены полномочия прокуроров в некриминальной сфере.
По словам генпрокурора, за все это время было подготовлено несколько проектов законов о прокуратуре, целью которых была комплексная реформа, однако ни один из них не был в целом одобрен Венецианской комиссией и не стал предметом рассмотрения Верховной Рады.
Генеральный прокурор подчеркнул, что изменения, которые предлагаются проектом закона, обоснованы требованиями сегодняшнего дня и являются необходимыми.
«Наступило время, когда органы исполнительной власти и государственного контроля должны взять на себя всю полноту ответственности за состояние исполнения законов на соответствующей территории или в отрасли», - сказал Виктор Пшонка.
О сути подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС и дальнейших проблемах украинской евроинтеграции, читайте в статье Федора Михайловского «Миф об ассоциации: Украина не вступает в ЕС».
Подробнее о создании зоны свободной торговли Украина-ЕС, читайте в статье Ярослава Снигура «Украина и ЕС – операция «Ассоциация».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.