Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Какая автономия нужна Крыму

29 июля 2013, 11:10 2

На фоне официальной причины подобного развития программы — празднования Дня Военно-морского флота — все более явственно проступает гораздо более важная проблема — борьба за влияние на Крымском полуострове.

Дело в том, что в последние годы политическая элита АРК все чаще говорит о существенном расширении автономии. Так нужна ли автономия Крыму вообще и, если нужна, то в каких рамках?

С момента восстановления Крымской автономии прошло 22 года. За это время крымчане успели пережить распад СССР, бесславное правление своего первого и последнего президента Юрия Мешкова, ликвидацию Конституции Республики Крым в редакции от 1992 года, которая, как признают старожилы регионального политикума, была почти Основным Законом независимого государства.

В 1994 году официальный Киев, воспользовавшись провальной политикой пророссийских активистов, «перезагрузил» всю вертикаль региональной власти. С тех пор Крыму так и не удалось стать полноценной автономией. Этому мешают, прежде всего, политические и экономические проблемы.

Автономия, говорят, ненастоящая!

Идея «воссоздать», как тогда писали в официальных документах, КАССР вызрела в недрах областного комитета партии. Ниже станет понятно, почему именно «воссоздать», а не «восстановить» автономный статус полуострова.

Опытные крымские журналисты и политологи помнят, что на такой шаг партийное начальство толкнуло две причины. Первая — массовое возвращение крымских татар. Вторая — постепенная деградация советского государственного механизма. Кремль под руководством Михаила Горбачева выступил с инициативой подписания нового Союзного договора, но ситуация на местах выходила из-под контроля.

В июле 1990-го Верховный Совет УССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Украины. В ноябре того же года в Крыму принимают решение о проведении 20 января 1991 года референдума с вопросом: «Вы за восстановление Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?».

Верховный Совет УССР на основании результатов референдума принимает решение о «восстановлении» Крымской автономии. Как вскоре выяснилось, в этой игре слов был скрыт большой политический смысл.

Подавляющее большинство жителей полуострова высказалось «за». Крымчане, многие из которых с радостью (как писала пресса тех лет) приветствовали в 1954-м «передачу» полуострова из России в состав Украины, на этот раз увидели в автономии защиту от «украинского национализма».

Люди полагали, даже если Киев заявит о выходе из-под контроля Кремля, то Крым останется в составе Союза, но августовский путч 1991 года лишь ускорил распад Союза. Речь шла о территориальной автономии.

В условиях политической неопределенности Верховный Совет Крымской АССР 4 сентября 1991 г. принимает Декларацию о государственном суверенитете Крыма, а 23 февраля следующего года утверждается официальное название — Республика Крым.
Крымские татары саботировали проведение референдума. Руководство меджлиса крымско-татарского народа неоднократно заявляло, что решение ВС УССР так и не было выполнено. Подлинную, как они полагают, автономию так и не восстановили.

Меджлис упрекает коммунистов в том, что они «забыли», как в 20-х годах прошлого столетия советская власть пошла на создание именно национальной автономии крымских татар, а не территориальной. Таким образом, решение украинского парламента так и не было выполнено. Аналогичную точку зрения высказывает и первый президент независимой Украины Леонид Кравчук, который на момент восстановления Крымской автономии руководил украинским парламентом.

Нам мало власти!

Несмотря на громкое название, полномочия Крыма во многом номинальные. Верховный Совет АРК — представительный орган республики, — но его влияние сузилось после принятия в 2010 году закона о Совмине Крыма. Местные депутаты оказались отстранены от многих важных вопросов. Например, от выдачи разрешений на разработку карьеров, земельных торгов и т. п. Нынешний состав депутатского корпуса, как признают сами парламентарии, выполняет роль статистов, одобряя заранее принятые решения.

«Обрезание» крымских полномочий началось еще в 1994 году, когда президент Леонид Кучма фактически упразднил Республику Крым. В 1998 году утвердили новую редакцию Конституции АРК, но уже с поправкой народного депутата Ивана Зайца, в которой говорилось о преимуществах государственного законодательства над положениями Конституции Крыма в случае разногласий.

В настоящее время в стране ведется большая работа по модернизации Основного Закона. Большая часть политиков и правоведов уверены, новации коснутся и республику. Новая редакция Конституции вряд ли будет предполагать существенное расширение полномочий «непокорного» полуострова.

Судя по последним указам, власти нацелены на укрепление вертикали от Администрации Президента до районного уровня. Один из документов обязывает территориальные подразделения исполнительной власти согласовывать с райгосадминистрациями назначение руководителей и отчитываться перед ними о проделанной работе, что указывает на значительное расширение их полномочий.

Ситуацию осложняет то, что многие законы принимают без учета интересов автономии или местных властей вообще. Например, три года назад в Кабмине много говорили о законе о регулировании градостроительной деятельности. Его активно продвигал Сергей Тигипко. Авторы документа настаивали, что с принятием законопроекта уменьшится количество разрешительной документации и застройщики в конечном итоге могут снизить цену готовых квадратных метров на 20%.

Проверки не уменьшились, недвижимость в цене не упала, а местные советы вдруг (!) осознали, что, согласно данному закону, не могут самостоятельно принимать генеральные планы населенных пунктов. Крымский парламент на заседании Центра законодательных инициатив предложил свои поправки, но когда их рассмотрят народные депутаты, неизвестно.

Автономия без денег

Любая автономия — национальная или территориальная — при любых обстоятельствах столкнется с экономическими проблемами, которые трудно решить силами одного региона. Главной проблемой для крымчан, как и для подавляющего большинства граждан страны, является заниженная стоимость труда в Украине.

Во-первых, сказываются последствия многолетней государственной политики, когда дешевая рабочая сила превратилась в конкурентное преимущество национальной экономики. Зарплата в Украине давно утратила стимулирующую функцию. Она превратилась в фактор безработицы или оттока трудовых резервов за пределы страны.

Практически во всех общенациональных и региональных соцопросах по поводу жизненных приоритетов первые позиции занимают две проблемы: высокие цены на основные товары массового потребления, а также низкие зарплаты и пенсии. На них указывают подавляющее большинство респондентов.

Во-вторых, по автономии бьет жесткая централизация бюджетных потоков. Еще в прошлом году Госказначейство блокировало счета местных советов. Фактически в ручном режиме перераспределяло деньги налогоплательщиков. Ближе к окончанию текущего года в стране могут появиться серьезные проблемы с выплатами зарплат работникам предприятий, которые финансируются через местные бюджеты. Уровень обеспечения необходимыми финансами в бюджетах городов и районов составляет около 41-65% от их реальных потребностей.

Фактор флота

Существенным политическим фактором для властей Украины и Крыма, в частности, остается расположение на территории полуострова Черноморского флота РФ. Российские политики до сих пор не могут внятно объяснить, чем обусловлено его нахождение в Крыму. Складывается впечатление, что флот выполняет не столько боевые задачи, сколько политические.

В начале 90-х годов, когда крымские татары только возвращались на прежнее место жительства, флотилия рассматривалась как «сдерживающий фактор» именно против крымских татар. Особенно в этом направлении усердствовал экс-мэр Москвы Юрий Лужков.

Подконтрольные ему структуры щедро спонсировали некоторые региональные СМИ, которые рисовали положительный образ ЧФ в сознании жителей полуострова.

Сейчас, когда Лужков оказался не у дел, их пыл несколько угас. Противодействие созданию «татарской автономии» уже не значится в числе военно-политических приоритетов.

В Украине о флоте вспоминают, как правило, только летом — когда в последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота. Россияне же целенаправленно пиарят свой ВМФ, придумывая порой просто ошеломительные пояснения его роли в жизни Украины.

Учитывая, что ЧФ РФ значительно уступает турецким ВМФ и Шестому флоту США, базирующемся в Средиземном море, наши северные соседи мыслят более «реалистично». В частности, по словам члена Общественного совета при Министерстве обороны РФ Игоря Коротченко, «Черноморский флот спасет Украину от территориальных претензий Румынии».

Такие заявления можно считать прямым намеком, что перевооружение российского флота соответствует интересам Украины.

Впрочем, Россия в Крыму защищает в первую очередь именно свои национальные интересы. Иногда они могут совпадать с интересами Украины, а иногда идти с ними вразрез.

Классическим примером могут служить события августа 2008 года, когда именно из Севастополя в зону боевых действий у побережья Грузии был направлен отряд кораблей Черноморского флота России. Это наглядно показало, что военный приказ для российских моряков стоит на порядок выше действующего украинского законодательства.

Все это означает, что в случае коренного пересмотра статуса Крымской автономии в Киеве, Черноморский флот может стать одним из действенных факторов дальнейшего решения ее судьбы...

Комментарии

2
id164743800 30.07.2013, 12:29

Вообще-то, если говорить об автономии в Крыму, то это прежде всего обман направленный на одурачивание крымских татар - государствообразующего народонаселения государства (Крымского Ханства) ПРИОСТАНОВИВШЕГО (не прекратившего и не ликвидированного) свое состояние в связи с оккупацией 1783 года.
Предоставление "эрзац"-автономии в 1921 г. привело к ликвидации национально-освободительного движения крымских татар в 1937 г.
По Конституции СССР от 1936 г. КрАССР стала претендентом на получение статуса союзной республики, то есть субъекта союзного договора и выхода из под опеки РСФСР, что в свою очередь предоставляло Крымской государственности (при желании государствообразующего народа) право выхода из союзного договора и проведение реституции (приведению в первоначальное состояние до момента оккупации 19.04.1783 г.).
После этого, элита крымкотатарского народа и национально-освободительного движения вплотную приступили к реализации планов на восстановление своей государственности.
В ответ на иницитивы НОД КТ, руководстом СССР на полную мощь был включен весь репрессивный механизм СССР.
Вторая мировая война стала лишь поводом для отделения народа от своей исконной территории, для исключения возможности возобновления государстенности крымских татар.
Неизбежность возвращения крымских татар на свою историческую родину привела к появлению еще одного мертворожденного автономного образования - Крымской АР, повторяющей судьбу своего предшественника - КрАССР, так же не отражающающего всего спектра прав крымских татар, а то и хуже.
Все манипуляции государства Украина, в вопросах крымских татар направлены на дезориентацию крымских татар и утери крымскими татарами основной цели - восстановление государственности.
В результате как итог, - права крымских татар не восстановлены и все права на восстановление подменены правом на обустройство и адаптацию, что есть обман.
А теперь можно и поразмышлять и задать себе же вопрос: кто на чьей стороне.... "играет" ?

andriykiev 29.07.2013, 11:44

Никакая автономия им не нужна.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях