Вопрос: На протяжении всей независимости Украины происходит бурная дискуссия, нужна ли федерализация нашей стране. Правые партии выступают категорически против, считая, что это приведет к расколу Украины. На востоке более благосклонно относятся к этой идее. А Вы как считаете?
Ответ: Поставленный вами вопрос является вопросом жизни и смерти для территориальной целостности государства Украина. Тот, кто хоть чуть-чуть что-то знает, понимает, что унитарность Украины приведет к ее смерти. Потому что это не та унитарность, которую когда-то Украина провозгласила. Сегодня эта унитарность построена на коррумпированности, на единоначалии, на сватовстве и братовстве, и все в этой унитарности сегодня зажато в один президентский кулак и работает за пределами конституционных норм.
Вопрос: Вы считаете, что все коррупционные беды Украины из-за того, что наша страна унитарная?
Ответ: Не все, люди у нас еще такие. Но то, что нам нужно переходить на федеративные рейки, — это несомненно. Тогда начнет меняться тот же стереотип населения. Люди отойдут от патерналистического мышления. Они перестанут ждать подачек с Киева.
А ведь это следствие нашей исковерканной, изуродованной унитарности. Нужна ли в таком случае замена унитарности на федерализацию? Конечно! Вне всяких сомнений!
Нам нужно сделать так, чтобы перераспределение полномочий пошло с центра к регионам. Если вы уж стремитесь в Европу, так вы хоть загляните, какие в любой европейской стране полномочия имеют местные общины, а какие центр. Съездите в ту же Испанию или Италию и посмотрите, какими там правами автономии обладают. А ведь если передать больше полномочий местным органам власти, то это же заметно улучшит жизнь народа. Люди смогут больше контролировать власть на местах, которую сами же и формируют.
Вопрос: Изменение территориальных границ сегодня актуально?
Ответ: Украина очень разная в историческом, этническом, культурном, языковом отношении. Каждому понятно, какая огромнейшая разница между Крымом в этом контексте и тем же Львовом. Если есть такая ситуация — такое многообразие, такая многоликость, так это приводит к противоречиям. И эти противоречия не только в политическом смысле, но и в региональном смысле. А раз так — то нужно же думать, каким образом сохранить государство. А это можно сделать только через федерализацию государства, создав соответствующие автономии по примеру Крыма и на западе Украины, и в центре, и на востоке Украины.
А потом в обеспечение такой федерализации можно говорить об изменениях в административно-территориальном устройстве Украины. Но сегодня правомерному провождению такой реформы мешают два фактора — отсутствие полных кадастровых карт и точных данных о количестве жителей Украины, так как перепись проводилась более десяти лет назад.
Вопрос: С Ваших слов я понял, что федерализация — это не только перераспределение полномочий. Ведь Вы говорили о том, что между регионами Украины существуют отличия в культурном, историческом плане. Это тоже причина, по которой нужно федерализировать Украину?
Ответ: Это является первой и самой важной причиной. Именно из-за этого и нужно начинать. У нас среди регионов настолько во всем наблюдается противоречивость, что нужно просто эти регионы обособить, и тогда под руководством хорошего федерального дирижера в виде Киева мы сможем сказать, что мы нашли ту столбовую дорогу, по которой нужно идти. А вся эта унитарщина, вся эта криминальщина, весь этот национализм — это прямой путь к развалу страны.
Конечно, все могло бы сложиться по-другому, если бы они были искренними в своих действиях. Мы помним Северодонецк, который был пиком таких федералистических настроений. Но они тут же от этого отказались. А если бы не отказались, поди знай, что случилось бы. Если и был в этой партии идеолог, так это был покойный Евгений Кушнарев. И кто знает, что бы было, если бы он вскоре не погиб. Это был настоящий идеолог в этом направлении, и может быть, он довел бы уже Украину и до Таможенного.
А сегодняшние донецкие болеют «синдромом Лазаренко». Надо было, Соединенные Штаты схватили человека, отобрали у него миллионы и посадили. Они показали: знаем мы, ребята, что вы, во-первых, своих денег честно не заработали, а во-вторых, все их держите в офшорках, а мы вас держим на крючке, а хотите, мы вам и революцию организуем, как было с «Арабской весной». Вот поэтому все те заявления Виктора Януковича о федерализации или о вступлении в Таможенный союз не будут реализованы, потому что они не устраивают Запад.
Вопрос: Леонид Иванович, а зачем Российской Федерации — хотя, честно говоря, она больше на унитарную страну похожа — хотеть, чтобы Украина была федеративной?
Ответ: Да, в России много унитарного, но я назвал бы это унитарным федерализмом. Вот, например, отказались они от того, чтобы назначать сверху глав администраций, скажем, губернаторов и так далее. Какая бы не была у них перекособоченная демократия, но там есть возможность избирать местную власть. Поэтому нельзя наш украинский унитаризм сравнить с ситуацией в России. А почему они поддерживали? Да потому, что федерализм смог бы достаточно четко сбалансировать настроения в пределах нашей страны. И не было бы роста антироссийских настроений, которые сегодня на лицо в действиях Партии регионов, я уже не говорю за «Свободу», «Батькивщину», и даже «симоненковщина» вместе с ними. А Россия же хочет, чтобы Украина была не антироссийской.
Вопрос: А если наше правительство не будет делать никаких шагов в сторону федерализации Украины, возможен ли повтор событий, имевших место в Северодонецке?
Ответ: Сегодня подобные события, возможно, будут другими. Они будут ближе по характеру к тому, что происходит на Ближнем Востоке или в Северной Африке. Хотя бы потому, что к этому уже есть первые посылы.
Вопрос: А существует ли сегодня какой-то конкретный регион или какая-то общественно-политическая сила, которая может поднять вопросы, в свое время прозвучавшие в Северодонецке?
Ответ: Никто сегодня это не может сделать. Регионы все выхолощены, свита эта вся на местах развезенная. В этом смысле Крым — единственный возможный регион. Во-первых, он имеет сегодня свою четкую геополитическую направленность, в данном случае пророссийскую, а во-вторых, имеет свои автономные права, которые нарушаются сплошь и рядом как с центра, так и завезенными «донецкими».
А кроме того, здесь очень серьезный крымско-татарский фактор, который все время противопоставляется пророссийски настроенному большинству граждан полуострова. Плюс, вне всякого сомнения, раздражающим фактором является базирование Черноморского флота Российской Федерации в Севастополе. Потому совокупность таких вот геополитических, геостратегических, геоэтнических факторов дает возможность говорить, что таким детонатором в любой момент может стать Крымский полуостров.
Вопрос: Вы долгое время работали в Крыму. Как Вы считаете, сегодня у Крыма достаточно полномочий, чтобы действительно считаться автономией?
Ответ: В Конституции Автономной Республики Крым, которую, скажу безо всякого стеснения, без моего участия никто бы не протолкнул и не принял, заложены колоссальные полномочия. Вот, например, все 100% собранных налогов остаются в Крыму. Или в социальной сфере — Крым может сам регулировать выплаты социальных пособий — кому, сколько — от матери-одиночки и до ветерана. Я уже не говорю о праве русского языка, который, по сути, государственным в Крыму должен считаться, или о сотрудничестве с регионами или другими странами, в частности с Россией. Но это все теперь только на бумаге.
Я это все своими мозгами, руками и, как говорится, рубцами на сердце достигал. Все — для блага своих соотечественников старался. Чтобы Крым был спокоен. Потому что Крым — это тот взрывной механизм, который если взорвется здесь в противостоянии, то это сразу международный конфликт, в который втянется и Украина, и Россия, и Запад, я уже не говорю о самой Турции. Я осознавал, какова цена подобного вопроса, и поэтому понимал, что Крым должен быть самостоятельным.
Но меня, по сути, режим Кучмы депортировал тогда в народные депутаты (2002 год). И с тех пор началось игнорирование прав крымчан. А нормальная власть должна была бы понимать, что чем лучше дела в Крыму, тем лучше они в остальной Украине.
Вопрос: То есть, я так понимаю, чтобы изменить ситуацию и предотвратить взрыв такой пороховой бочки в Крыму, власть должна посмотреть на потребности полуострова глазами его жителей?
Ответ: Власть никогда так не посмотрит. И Запад видит только то, что ему хочется. Вот несколько лет назад мы обращались к правительствам стран Большой восьмерки и просили от имени автономии, чтобы они защитили конституционные полномочия крымчан. Вы думаете, хоть кто-то ответил? Никто. Я так понимаю, что Западу Украина никакая не нужна — ни слабая, ни сильная. Ему все равно, что здесь будет твориться.
Но и Россия ведет себя очень странно. Правящая партия «Единая Россия» дружит с Партией регионов, а последняя устами и своего президента, и Азарова говорит, что статуса русского языка в стране не будет, что в Таможенный союз не пойдут и так далее. Так с кем вы дружите, «Единая Россия»?
Поэтому я через наш сегодняшний разговор хотел бы обратиться к Владимиру Путину, что он как президент должен понимать свою историческую миссию. С одной стороны, прекрасный замысел — Таможенный союз и Евразийский союз, но без Украины это будет кое-что. Вот поэтому к российским патриотам в Украине нужно отношение поменять. Вообще, нужно сделать ревизию этих патриотов, потому что вы, Владимир Владимирович, за два десятка лет за счет российской казны вскормили кучу проходимцев, которые любят Пушкина за деньги. А толку от этого никакого.
А во-вторых, вы же должны понять, что вам от Крыма никак не откреститься. И если, не дай Бог, в Крыму взрывается ситуация, то втягиваем мы вас тоже. Вы же прошли уже Приднестровье, вы прошли Абхазию, вы прошли Южную Осетию и так далее, вы видели цену вопроса. И кто ж вам простит, если тут пойдет резня, а вы будете сидеть сложа руки, а по-другому вам надо будет встревать. А если вы встрянете, как я уже говорил, то встрянет и НАТО, и отдельно взятая Турция. Так не допускайте же этого! Давайте уже сегодня будем отстаивать конституционные полномочия Автономной Республики Крым! Я ни к чему больше не призываю, только защищать конституционные полномочия Автономной Республики Крым.
Комментарии
4Самым неприятным в службе комендантського взвода было приведение в исполнение приговоров бендеровцам, эти паскуды от страха старались перекусить себе вены и от этого были все в крови и гавне, откуда у них было сколько дерьма неведомо. Их приходилось тянуть к месту казни и эти метры сопровождались вонью и воем, на ногах они не держались. Зрелище было отвратительным, и не раз вставал вопрос о том , что этих гнид стрелять в каком-то сарае и не демонстрировать этих уродов в полном «цвете», но приказ не меняли – вешать.
Ну, дол-бо..б. Каталония в Іспанії, Квебек в Канаді, Фландрія та безліч інших "федерацій" незмінно приводять до загострення всередині країни і в решті до розвалу.
Помнится мне,что такое уже кто-то говорил:"...для того чтобы объединиться,сперва необходимо отделиться."
Поддерживаю на 100%!