Политолог Евгений Филиндаш считает, что на Волыни в 1943-1945 годах происходили массовые убийства по этническим признакам польского населения украинскими националистами и польскими националистами украинцев, которые вполне можно считать геноцидом. В то же время, эксперт допускает, что к началу трагедии могут иметь отношение и неизвестные истории военизированные формирования, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
На Волыни в 1943-1945 годах происходили массовые убийства по этническим признакам, которые подпадают под определение геноцида. Об этом в эфире онлайн-студии «Inpress-клуб» заявил политолог Евгений Филиндаш.
По мнению эксперта, на Волыни убивали десятки тысяч людей только за то, что они не той национальности. «События на Волыни можно называть этнической чисткой с элементами геноцида, что, собственно, и признала польская сторона. Можно назвать это просто „геноцид“, но сама суть от этого не меняется. Там массово убивали людей — поляков, а потом и украинцев только за то, что они поляки и, соответственно, украинцы. Убивали националисты с обеих сторон», — сказал эксперт.
Он также подчеркнул, что хотя первыми «резню» начали националисты из числа ОУН-УПА, ответные убийства польской Армии Крайовой следует считать не меньшим преступлением.
«Массовые убийства начались именно со стороны УПА, а поляки продолжили. Но, в любом случае, это не оправдывает действия тех же польских националистов, потому что если убили мирных поляков, то убивать в ответ мирных украинцев, которые точно так же ни в чем не виноваты — это такое же преступление, такая же этническая чистка, такой же геноцид, как и со стороны ОУН-УПА», — сказал политолог.
В то же время, эксперт не считает, что первыми убийства могли начали отряды неизвестных провокаторов, переодетых в форму УПА или Армии Крайовой, поскольку напряженность между украинскими и польскими националистами на тот момент и так уже давно существовала.
«Вы знаете, я не совсем понимаю, кто может быть этими провокаторами, тем более, кому это нужно. Искусственно разжигать ненависть не было никакой нужды, потому что ненависть украинских националистов к полякам, а польских — к украинским была задолго до того, и об этом прямо заявлялось и теми, и другими националистами. Когда за ночь нападают на 176 населенных пунктов, а до этого в газете открыто угрожают истребить мирных жителей, тут достаточно сложно искать каких-то провокаторов, потому что это факт, признанный всеми историками. Есть множество очевидцев того, как это все начиналось. Начали резню действительно УПА и ОУН. В то же время, я не отрицаю, что довоенная Польша была крайне националистическим государством, которое жестко угнетало все национальные меньшинства: украинцев, белорусов и другие национальности», — подытожил политолог Евгений Филиндаш.
Как сообщалось, на заседании в пятницу, 12 июля, польский сейм отказался назвать Волынскую трагедию «геноцидом» поляков и учредить 11 июля Днем памяти жертв Волынской трагедии, мученичества кресовян.
Перед голосованием перед депутатами сейма выступил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, который призвал «не обострять» позицию в вопросе Волынской трагедии, напомнив, что пять лет назад польский парламент уже признавал те события «этнической чисткой». Он подчеркивал, что с тех пор в действительности ничего не изменилось, и обращал внимание, что более «острая формулировка» негативно повлияет на перспективы европейской интеграции Украины.
Депутат Роберт Тишкевич отметил, что комиссия решила отказаться от установления этого дня Днем памяти кресовян из-за того, что в действительности кресовяне пострадали не только на Волыни. Он напомнил, что многие поляки, проживавшие на так называемых кресах, пострадали от Советского Союза, который напал на Польшу 17 сентября 1939 года.
Более подробно о Волынской трагедии читайте в статье Федора Михайловского «Волынская трагедия — 70 лет спустя».
О проблемах и особенностях украинского национализма в Западной Украине читайте в статье Виталия Колтовского «Украинский национализм — Drang nach Osten!».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.