Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Сталийное время, демередж и детеншен: ключевые аспекты расчетов

7 марта 2025, 13:44 0

Сталийное время (laytime) – это установленный период, в течение которого судно обязано завершить погрузочно-разгрузочные работы. Если этот срок превышается, возникает обязанность уплаты демереджа – компенсации за простой судна.

Определение сталийного времени

Чтобы рассчитать сталию, необходимо определить:

  • Начальный момент отсчета
  • Продолжительность
  • Исключенные периоды

Когда начинается отсчет сталии?

Отсчет сталийного времени начинается после подачи действительного нотиса о готовности судна (Notice of Readiness, NOR). NOR считается валидным при соблюдении двух условий:

  1. Судно прибыло в указанное место (порт или причал) в пределах согласованного временного окна (laydays).
  2. Судно готово к погрузке (трюмы очищены, пройден таможенный контроль и выполнены другие формальности).

Детальнее о рассчете сталийного времени https://fortiorlaw.com/ru/news/stalija-i-demeredzh/.

Некоторые оговорки в чартере могут влиять на определение прибытия судна:

  • WIPON (Whether In Port Or Not) – судно может подать NOR, даже если находится за пределами порта.
  • WIBON (Whether In Berth Or Not) – судно вправе подать NOR, даже если не ошвартовано.
  • WICCON (Whether Customs Cleared Or Not) – учитывается ли прохождение таможенного контроля.
  • WIFPON (Whether In Free Pratique Or Not) – требуется ли разрешение на свободную практику.

Например, если судно ждет своей очереди у входа в Одесский морской порт, NOR можно подать только после захода в порт. Однако, если в чартере есть оговорка WIPON, то NOR разрешено подать заранее.

Дополнительно чартер уточняет допустимое время подачи NOR. Если NOR подан за пределами указанного времени, его учитывают с ближайшего рабочего момента. Например, если NOR подан в четверг в 18:00, а пятница – государственный праздник, отчет сталии начнется в понедельник в 8:00.

Также чартер определяет, когда начинается сталия после подачи валидного NOR. То есть, если NOR подан в понедельник до 12:00, сталия начинается в 13:00. Если же нотис подан в 12:01, сталия начнется только во вторник в 08:00.

Продолжительность сталийного времени

Сталия длится непрерывно, пока идут грузовые операции или не истечет установленный лимит времени. Различают три вида сталийного времени:

  • Фиксированное – заранее определено в чартере (например, "20 часов на погрузку и 30 на выгрузку").
  • Калькулируемое – рассчитывается на основе нормы погрузки. Например, если норма составляет 5000 мт/день, а объем груза – 50 000 мт, то сталия составит 10 дней.
  • Иное – рассчитывается по портовым обычаям (Custom of the port, Fast as can и др.).

Какие периоды не включаются в сталию?

Если стороны желают исключить определенные периоды из расчета сталии, они прописывают это в чартере. Обычно не учитываются:

  • Плохие погодные условия – согласно оговорке WWD (weather working day), простои из-за погоды исключаются.
  • Выходные и праздники – например, SHEX (Sundays and Holidays Excepted) исключает работу в эти дни.
  • Время перемещения судна между причалами.
  • Страйки и другие форс-мажоры.

Демередж и диспач

Если сталийное время истекло, а судно продолжает погрузку, фрахтователь обязан платить демередж – фиксированную компенсацию (например, USD 5,000 per day pro rata). В свою очередь, если погрузка завершена раньше срока, фрахтователь получает вознаграждение – диспач. Обычно его ставка составляет 50% от ставки демереджа, но чартер может предусматривать его отсутствие.

Важно: "Once on demurrage – always on demurrage". Если судно вышло на демередж, исключающие оговорки больше не применяются.

Например, чартер исключает выходные из расчета сталии (SSHEX). Сталийное время закончилось в пятницу, а погрузка завершилась только в понедельник. В этом случае суббота и воскресенье не исключаются – это время на демередже.

Исключение возможно только при задержке по вине судна, капитана или экипажа.

Детеншен: отличие от демереджа

Детеншен – это плата за задержку судна после завершения погрузочно-разгрузочных работ. В отличие от демереджа, ставка детеншена не фиксируется в контракте и может включать любые убытки судовладельца.

Детеншен также может возникнуть, если в контракте отсутствует плата за демередж, но такие случаи редки.

Претензии по демереджу

Для предъявления требований по демереджу необходимы:

  • Инвойс
  • Таймшит с расчетом демереджа
  • NOR
  • Отчет о погрузке (Statement of Facts)

Чартер или контракт могут требовать дополнительные документы. Согласно английскому праву, общий срок предъявления претензий – 6 лет. Однако в чартере может быть указан сокращенный срок, например, 60 дней.

Пропуск срока даже на один день лишает права на требование. Если не приложены все обязательные документы, претензия также аннулируется.

В случае отказа контрагента оплачивать демередж его можно взыскать через арбитраж (LMAA, GAFTA, FOSFA).

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях