Сталийное время (laytime) – это установленный период, в течение которого судно обязано завершить погрузочно-разгрузочные работы. Если этот срок превышается, возникает обязанность уплаты демереджа – компенсации за простой судна.
Чтобы рассчитать сталию, необходимо определить:
Отсчет сталийного времени начинается после подачи действительного нотиса о готовности судна (Notice of Readiness, NOR). NOR считается валидным при соблюдении двух условий:
Детальнее о рассчете сталийного времени https://fortiorlaw.com/ru/news/stalija-i-demeredzh/.
Некоторые оговорки в чартере могут влиять на определение прибытия судна:
Например, если судно ждет своей очереди у входа в Одесский морской порт, NOR можно подать только после захода в порт. Однако, если в чартере есть оговорка WIPON, то NOR разрешено подать заранее.
Дополнительно чартер уточняет допустимое время подачи NOR. Если NOR подан за пределами указанного времени, его учитывают с ближайшего рабочего момента. Например, если NOR подан в четверг в 18:00, а пятница – государственный праздник, отчет сталии начнется в понедельник в 8:00.
Также чартер определяет, когда начинается сталия после подачи валидного NOR. То есть, если NOR подан в понедельник до 12:00, сталия начинается в 13:00. Если же нотис подан в 12:01, сталия начнется только во вторник в 08:00.
Сталия длится непрерывно, пока идут грузовые операции или не истечет установленный лимит времени. Различают три вида сталийного времени:
Если стороны желают исключить определенные периоды из расчета сталии, они прописывают это в чартере. Обычно не учитываются:
Если сталийное время истекло, а судно продолжает погрузку, фрахтователь обязан платить демередж – фиксированную компенсацию (например, USD 5,000 per day pro rata). В свою очередь, если погрузка завершена раньше срока, фрахтователь получает вознаграждение – диспач. Обычно его ставка составляет 50% от ставки демереджа, но чартер может предусматривать его отсутствие.
Важно: "Once on demurrage – always on demurrage". Если судно вышло на демередж, исключающие оговорки больше не применяются.
Например, чартер исключает выходные из расчета сталии (SSHEX). Сталийное время закончилось в пятницу, а погрузка завершилась только в понедельник. В этом случае суббота и воскресенье не исключаются – это время на демередже.
Исключение возможно только при задержке по вине судна, капитана или экипажа.
Детеншен – это плата за задержку судна после завершения погрузочно-разгрузочных работ. В отличие от демереджа, ставка детеншена не фиксируется в контракте и может включать любые убытки судовладельца.
Детеншен также может возникнуть, если в контракте отсутствует плата за демередж, но такие случаи редки.
Для предъявления требований по демереджу необходимы:
Чартер или контракт могут требовать дополнительные документы. Согласно английскому праву, общий срок предъявления претензий – 6 лет. Однако в чартере может быть указан сокращенный срок, например, 60 дней.
Пропуск срока даже на один день лишает права на требование. Если не приложены все обязательные документы, претензия также аннулируется.
В случае отказа контрагента оплачивать демередж его можно взыскать через арбитраж (LMAA, GAFTA, FOSFA).
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.