Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Ожидания Евромайдана: поводов для оптимизма почти нет

26 декабря 2014, 11:00 3

Революции никогда не совершаются на ровном месте и несут в себе отпечаток ожиданий масс. С другой стороны, редко какая революция достигает хоть части своих заявленных целей. По прошествии почти года можно констатировать, что Евромайдан пока не стал приятным исключением.

«Ассоциативное» начало

События Евромайдана начались с неподписания экс-президентом Виктором Януковичем договора про Ассоциацию с ЕС. Сам договор всеми правдами и неправдами был подписан двумя частями – 21 марта политический блок и 27 июня экономическая часть.

Хотя Украина и получила от Европы преференции – вступление в силу экономических положений соглашения (получение льгот для экспорта, отсрочка снижения импортных льгот), то сейчас Кабмин взялся за старое. 25 декабря Рада приняла за основу законопроекты №1562 и т №1563, которые вводят дополнительный импортный сбор от 5 до 10% на многие товары, которые ввозятся в Украину из-за границу. Это прямо противоречит международным договорам, в частности с ВТО и ЕС.

Вместе с тем, в подписании договора про Ассоциацию с ЕС есть много «темных» моментов. Янукович пояснил неподписание тем, что, мол, плохо изучили его последствия и нужно время для подготовки экономики страны (минимизации рисков). Новая же власть, не внося в него никаких существенных правок, «подмахнула» его как есть – ибо целью было подписание ради подписания. Если бы этого не случилось быстро и любой целой – майдан этого бы не понял.

Ожидания до самого его конца сложно было представить в каком-то одном списке, менялись обстоятельства противостояний, изменялись и требования тогдашней оппозиции к власти. Со временем требования только росли. Согласись Янукович на отставку Захарченко в начале декабря-2013 (после разгона митинга), остальные протесты могли бы закончиться не так, как закончились. Потом уже требовали отставки Азарова, а потом уже и самого Януковича. Впрочем, ожидания всегда имели проевропейскую направленность с локальными поправками на ситуацию.

Суммировать все, что говорилось со сцены Евромайдана многочисленными выступающими – невозможно. Во-первых, мало кто из говорящих (а бестолковых говорунов было много) имел авторитет и полномочия оглашать некие обещания. Даже программы действий никакой не было не то что на месяц, а даже на два дня вперед. Во-вторых, реальные обещания можно давать, только находясь у власти, а обещания и цели, приведенные в выступлениях на митингах и политических программах, по сути, стоят немного. Кроме того нужно понимать, что не все из говорунов добрались до властной кормушки, чтобы реализовать обещанное.
В конце февраля на Евромайдане огласили свои требования к первой версии Кабмина: допуск во власть профессионалов, а не партийных функционеров, не вхождение в правительство людей из ТОП-100 самых богатых и работавших при Януковиче, , отсутствие прецедентов коррупции или нарушения прав человека и т.д. Как видим часть этих пожеланий ко второму составу Кабмина не дожила. Более того, странное требование касательно «самых богатых», они практически никогда не входили в состав Кабмина, зато там на всех местах сидели защитники их интересов.

Условный список требований и ожиданий Евромайдана, не в порядке приоритетности, можно изобразить так.

  1. Курс на евроинтеграцию, получение безвизового режима с ЕС.
  2. Экономические перспективы от проевропейского выбора.
  3. Борьба с коррупцией, люстрация чиновников.
  4. Обновление власти, ее открытость и прозрачность.
  5. Проведение реформ.
  6. Отстранение олигархов от власти.
  7. Наказание виновных за гибель Небесной сотни.
  8. Арест Виктора Януковича и его соратников.

Требования революционной общественности не всегда были корректными, и с точки зрения возможностей реализации и возможностей контроля. Майдан, как некий постоянно функционирующий орган контроля за властью, невозможен. Глас народа – глас Божий, но народ высказал свое мнение на парламентских выборах. Новая власть почти сразу показала, что слушать голос разнообразных митингующих не будет, но жестко разгонять протестующих также не станет.

Оптимизма.net

По прошествии уже почти года можно оценить предварительное соответствие ожиданий Евромайдана и фактажа. Теория всегда отличается от практики, и данный случай не исключение.

Общественность, после того как улеглись страсти, первым делом начала мониторить выполнение первого громкого обещания тогда еще будущего президента Петра Порошенко — восстановить брусчатку на ул. Грушевского и отремонтировать стадион «Динамо». Брусчатку и портал перед стадионом действительно восстановили. Первый блин не вышел комом.

Олигархат и кумовство не исчезли вовсе. Главный кабинет на Банковой занял собственно олигарх. Часть из таковых, которые сейчас в оппозиции, фактически вроде как отстранены от власти, хотя не исключены кулуарные договоренности. Все остальные крупные бизнесмены остались при своих капиталах и интересах. А собственные ТВ каналы всегда позволяют олигархам решать локальные задачи по дискредитации «коллег». Информационная война «Интера» и 1+1, и, собственно, Фирташа-Левочкина и группы «Приват», каждодневно ведется в эфире на всю страну.

«Свои» люди приведены на все «вкусные» должности. Привлеченные экспаты пока не с трудом преодолевают сопротивление на всех уровнях. Кумовья президента тоже пристоены: Юрий Луценко возглавил фракцию партии Блока Петра Порошенко в парламенте, а Юрий Стець стал министром информационной политики. Старший сын президента Алексей пошёл в народные депутаты.

Кулуарный характер принятия решений остался, как и раньше. Никакого общественного или хотя бы экспертного обсуждения кандидатур, например, в Кабмин, не было. Пять фракций подписали коалиционное соглашение, хотя согласие самих участников начало хромать почти сразу после появления документа.

Про расследования против виновных за гибель Небесной сотни и наказание коррупционеров времен Януковича лучше всего говорит практически полное отсутствие результатов. Оными нельзя считать задержанных единичных «стрелочников» и оправдания, что все основные виновные сбежали в Россию.

Люстрация, в том виде как она была сделана, напоминает проведение мероприятия для отчетности, мол, в стране началась непримиримая борьба с коррупционерами и ставленниками Януковича. Изначально было понятно, что закон «сырой». Это полностью подтверждается и выводами Венецианской комиссии, которая выдала разгромные выводы, и посоветовала воздержаться от люстрации, пока закон в течение 3-х месяцев не будет доработан. Закон не корреспондируется ни с Конституцией, ни с европейскими стандартами. При этом мало что помешает люстрированным чиновникам восстановиться на свои должности по решениям «неподкупных» судов, и прецеденты уже есть

Борьбу с коррупцией также нельзя назвать системной и полномасштабной. Пока все идет в рамках пресс-релизов МВД и СБУ о задержании очередного мздоимца. Элемент борьбы с коррупцией – люстрация – хромает на обе ноги. При этом для создания ключевого органа – Антикоррупционного бюро – пока нет особо ни средств, ни квалифицированных кадров, ни понимания работы.

Наверное, одна из главных претензий к власти – отсутствие реформ. Вернее, оные есть –сокращения госаппарата и расходов на его содержание, какие-то мелкие оптимизации, но в этом нет системности комплексности. Правительство задекларировало множество реформ – децентрализацию власти, сокращение количества проверяющих органов, реформу госаппарата, судебной и правоохранительной отрасли, налоговой и бюджетной системы. Возможно, все это заложено в поданных Кабмином законопроектах или Программе реформ до 2020 года, но ощущаемых сдвигов в стране нет. Также следует отметить, что сокращают людей, а не функции, тогда как бизнес почувствует облегчение только тогда, когда многочисленные пожарники, СЭС и прочие «контролеры» исчезнут не на 5%, а как класс. Кроме того, предложения Кабмина в проекте госбюджета-2015 заставляют сомневаться в существовании реформ, т.к. речь идет про удушение, а не послабление налогового бремени.
Быстрого вхождения в ЕС могли ожидать только самые наивные сторонники этой идеи. ЕС имеет четкие критерии, которые позволяют странам претендовать на участие в структуре. Украина подходит по географическому признаку, но до соответствия остальным (верховенство закона, права человека и т.д.) нам нужно годы на проведение реформ и высокий уровень экономического развития. По экономическим же критериям вообще полный «швах» - страна-кандидат должна иметь эффективную экономику и чтобы производители могли справиться с конкурентным давлением в рамках структуры. Про таковое нельзя было говорить даже до событий зимы 2013-2014 гг. Кроме того, ЕС сейчас явно не до расширения, ему бы «переварить» внутренние экономические проблемы стран-участниц.

Примерно тоже самое можно отметить относительно быстрого вступления в НАТО. Хотя Украина и отказалась от статуса внеблоковой страны, но для реального вступления в блок, а не очередного этапа «супер-стратегического партнерства», нужны огромные деньги (86 млрд грн. на армию – «копейки» на фоне необходимого) и годы, требуемые для военных реформ и модернизации армии. Ну и самое главное в текущих реалиях, страна-кандидат не должна иметь никаких территориальных проблем и внутренних конфликтов. Крым и Донбасс надежно загораживают перспективы членства Украины в НАТО.
В отличие от ожиданий населения Крыма и отчасти Донбасса, где прямо или косвенно обещали или надеялись на получение российских зарплат и пенсий (в случае присоединения к РФ), европейский уровень доходов на Евромайдане никто вслух не обещал, но вероятное быстрое вступление в ЕС предполагало их рост. Такие ожидания если и были, то только на подсознательном уровне. В любом случае, рост доходов населения в разы не возьмется ниоткуда.

Одним из главных «фетишей» было ожидание быстрого введения безвизового режима с ЕС, которое обещали «почти сразу», до конца 2014 года. Следует отметить, что договор об Ассоциации с ЕС не оговаривает этот пункт. В действительности, только в мае 2015 года Украина может узнать точную дату отмены визового режима с ЕС, да и то если выполнит свое обязательство и начнет выпуск биометрических паспортов.

Это если не углубляться в обещания данные президентом уже после вступления в должность. Быстрый возврат Крыма и Донбасса в текущих условиях выглядит нереальным, экономику на всех парах летит под откос, а ком проблем только прирастает. Не решены проблемы снятия депутатской неприкосновенности, контроля за доходами и расходами чиновников (в проекте госбюдета-2015 предлагается, наоборот, контролировать доходы-расходы всего населения и нещадно штрафов «провинившихся»).

Еще один «грешок» Порошенко – обещанная продажа его активов. Единственным его активом, проданным в этом году, стал пакет акций производителя аккумуляторных батарей «Энергоавтоматика», который купил его же бизнес-партнер. Касательно Roshen, то для продажи президент была выбрана инвесткомпания Rothschild & Cie. По некоторым данным, переговоры до сих пор продолжаются, но, в любом случае, текущий момент для продажи бизнеса не самый удачный — стоимость активов сильно упала на фоне страновых рисков Украины. Впрочем, и сама история продажи активов Порошенко не закончилась, в 2005-м при переходе в СНБО, он перевел их в свой же закрытый инвестфонд.

Уже в декабре «Самооборона Майдана» потребовала обеспечить реальную интеграцию Украины в ЕС и НАТО, признать Россию страной-агрессором, отказаться от выполнения минских договоренностей и соответствующие законодательные изменения (они все равно выполнятся через раз), провести реальную люстрацию, начать борьбу с коррупцией и наказать виновных в расстреле активистов Евромайдана. Одним словом все требования начала года по причине почти полного неисполнения оказались актуальными и в конце 2014-го…

 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях