8 июля Кабинет министров окончательно ликвидировал Министерство доходов и сборов, создав вместо него новое ведомство – Государственную фискальную службу. Что это за служба и почему каждая новая власть в Украине меняет внешний облик главного налогового органа страны?
Чем ознаменуется деятельность налогово-таможенного ведомства под новой вывеской, пожалуй, очевидно – руководящие должности новосозданной Фискальной службы заняли те же лица, которые еще в марте 2014 года сменили в кабинетах Миндоходов команду бывшего командора всех налоговиков Украины Александра Клименко. Поэтому питать иллюзии относительно каких-либо изменений в налоговой политике новой украинской власти бессмысленно – смена официального названия ведомства, скорее всего, останется единственным серьезным изменением в рамках текущей «реформы» отечественного налогообложения.
Согласно постановлению Кабмина №160 от 21 мая 2014 года, Министерство доходов и сборов реорганизуется в Государственную фискальную службу, которая определяется как центральный орган исполнительной власти и подчиняется при этом непосредственно Кабмину. Примечательно, что в процессе обсуждения вопроса реорганизации Миндоходов правительство отказалось от наиболее радикальных идей, предусматривающих, в частности, разделение министерства на три отдельных ведомства налоговой, таможенной службы и службы финансовых расследований. Также Арсений Яценюк и компания решили не прислушиваться к мнению специалистов и отказались от варианта с подчинением новой Фискальной службы Министерству финансов.
Таким образом, приходится констатировать, что Министерство доходов и сборов, именуемое в народе не иначе как «Минсдох», совершенно не оправдало своего народного прозвища и продолжает функционировать в полном здравии, разве что под другим названием и во главе с другим руководством.
Единственные мало-мальски ощутимые изменения в Фискальной службе произойдут лишь на кадровом поприще. Если руководящие позиции в ведомстве уже давно были успешно заняты чиновниками из стана «революционеров», то среднее звено управления фискального органа до сих пор занимают люди старой закалки. Разговоры о сокращении общего количества налоговиков в Украине ведутся уже давно, поэтому, вполне вероятно, что в ближайшее время в налогово-таможенном ведомстве произойдет некая показательная чистка состава, в результате чего, уже матерых чиновников-коррупционеров заменят новые специалисты.
При этом вряд ли кто-то удивится, если многие из них по странному совпадению окажутся друзьями, знакомыми или родственниками высших руководителей новосозданнойФискальной службы.
Поэтому о смене ситуации с коррупцией в первую очередь на местах, говорить пока не приходится. В лучшем случае руководителей местных налоговых служб, являвшихся ставленниками Партии регионов, заменят (если до сих пор не заменили) представители вчерашней оппозиции. Чтобы «войти в курс дела» и продолжить терроризировать бизнес поборами, им понадобится какое-то время, после чего все вернется в прежнее русло.
Впрочем, проводить кадровые пертурбации в ведомстве, а также попытаться качественно улучшить процесс сбора и администрирования налогов в стране, команда первого заместителя министра доходов и сборов, а ныне председателя Государственной фискальной службы Игоря Билоуса, имела возможность, начиная с марта текущего года.
За это время помимо громких и вполне стандартных заявлений о борьбе с коррупцией, а также теневым сектором экономики, Миндоходов под началом Билоуса запомнилось еще и парочкой весьма скандальных инициатив, напоровшихся на довольно острую реакцию бизнеса.
В частности, при новой власти только усугубиласькатастрофическая ситуация с компенсацией налога на добавленную стоимость. В конце марта министр финансов Александр Шлапак констатировал, что долг государства по возмещению НДС составлял на тот момент свыше 16 миллиардов гривен, тогда же премьер Арсений Яценюк объявил о выпуске Минфином НДС-облигаций, которые должны были хоть как-то компенсировать предпринимателям отсутствие выплат. Решение для Украины не новое – в 2013 году попытку реализовать подобную идею осуществила и старая власть, выпустив в целях возмещения НДС казначейские обязательства, что впрочем, особой популярности у бизнеса не снискало.
Однако в настоящий шок отечественную бизнес-общественность повергло решение Миндоходов от 1 апреля полностью приостановить процесс возмещения НДС, что мотивировалось «проведением проверок на предмет незаконного возмещения». Приостановка выплат по НДС долго не продлилась, однако в целом ситуация в этом плане только ухудшилась. По словам, тогда еще первого замминистра доходов и сборов Игоря Билоуса, в мае нынешнего года государство возместило предприятиям около 4,9 млрд. гривен по НДС, из которых примерно 50% было осуществлено в автоматическом режиме. Для сравнения, в январе этого же года автоматическое возмещение НДС находилось на уровне 77%.
Еще одна феерическая инициатива нового налогового руководства страны, также встреченная бизнесом в штыки, касалась введения специальных НДС-счетов. Подобная идея звучит из уст украинских чиновников не впервые: еще в 2004 году что-то подобное безуспешно пытался провести тогдашний вице-премьер Николай Азаров. Предложение заключается в том, чтобы при покупке или продаже товаров сумма платежа разделялась на две части: непосредственно НДС и стоимость товара без НДС, которые должны зачисляться на разные счета. Таким образом, учитывая, что НДС будет обращаться отдельно от общей суммы товарных транзакций, для бизнеса этот весьма ощутимый ресурс станет практически недосягаемым. По мнению некоторых специалистов, таким образом, государство фактически намерено внедрить 20%-й налог с оборота, что, вероятно, уничтожит ликвидность и платежеспособность большинства бизнесменов (кроме экспортеров), которые попросту не выдержат такой финансовой нагрузки.
Также неоднозначную реакцию среди специалистов налоговой сферы вызвал и проект закона о налоговом компромиссе, принятый Верховной радой за основу в начале июня. Согласно документу, налогоплательщик освобождается от административной, финансовой и уголовной ответственности, в случае, если добровольно внесет в госбюджет 15% от суммы заниженного им ранее налога на прибыль или НДС.
Безусловно, внедрение практики налоговой амнистии является очень актуальной темой для отечественного бизнеса, однако этот вопрос все еще нуждается в более тщательной проработке. Предприниматели намекают, что несмотря ни на какие варианты налогового компромисса при любом предложенном уровне ставки, главную роль в этом процессе будет играть коррумпированная часть налоговых чиновников, которые и без того активно практикуют так называемые «налоговые скидки» (бизнесмену предлагается закрыть дело за взятку немного меньшую, нежели сумма официального платежа государству). В условиях фундаментальной коррупции, единственным вариантом налогового компромисса предприниматели видят лишь полную амнистию с нулевой ставкой, на что государство согласиться никак не может.
Очевидно, что с приходом к руководству страной новых чиновников, старые проблемы, мучавшие, в том числе и отечественных предпринимателей, никуда не делись. На фоне неспособности государства предложить бизнесу хоть какую-то внятную программу облегчения деятельности, реорганизация Министерства доходов и сборов в Государственную фискальную выглядит лишь пустой попыткой показать стране стремление к реформированию системы. На деле же, ситуация с налогообложением в Украине за последнее время не только не улучшилась, но и в некоторых аспектах существенно ухудшилась.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.