Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся рынков, быстро реагирующих на любые изменения в экономике. За последние годы здесь произошло немало системных трансформаций, изменивших облик мировой торговли и экономические показатели многих стран и регионов.
В начале тысячелетия существенное влияние на рынок потребительских товаров начала оказывать интернет-торговля. В 2002 г. ее флагман - интернет-портал Amazon -вышел на самоокупаемость, продемонстрировав оборот в $4 млрд. Появились и стали активно развиваться инструменты мобильных продаж и различные способы онлайн-маркетинга.
Значительное усиление роли Китая в мировой экономике внесло изменения в расстановку сил на глобальных рынках. Эта страна смогла за десять лет увеличить объем своего ВВП с 15% до 50% внутреннего валового продукта США. Эксперты утверждают, что ближайшее десятилетие внесет еще более существенные коррективы.
Согласно исследованию, проведенному Economist Intelligence Unit, влияние Поднебесной на мировом рынке будет стремительно увеличиваться. В 2012 г. китайский рынок продуктов питания впервые в истории вышел на первое место, оставив позади США. То же самое произойдет к 2016 г. и со всем рынком розничной торговли КНР. Ожидается, что в следующем году Япония передаст соседу лидерство и в объемах потребления товаров класса «люкс».
При сохранении подобных тенденций, к 2022 г. оборот рынка розничной торговли Китая увеличится в 3,5 раза и составит 25% общего оборота 60 крупнейших стран мира, вдвое превысив оборот розничной торговли США. В выигрыше останутся крупнейшие ритейлеры, уже активно развивающие свое присутствие в азиатском регионе.
Все шансы стать новыми грандами мировой розничной торговли есть у Бразилии, Индии и России. Как утверждают эксперты, эти страны выйдут из «тени» и станут играть ведущую роль на глобальном рынке ритейла. Объем продаж в российской рознице за десять лет увеличится вдвое, что позволит ему войти в пятерку лидеров. Оборот розничной торговли Индии к этому времени превысит аналогичный показатель всей Западной Европы.
Также ожидается, что многие европейские и американские торговые сети перейдут в управление китайских и индийских компаний. Отстоять «суверенитет» удастся только крупнейшим игрокам, обладающим сильным финансовым потенциалом и пользующимся поддержкой своих правительств.
Впечатляющий рост розничной торговли в ближайшее десятилетие продемонстрирует Африка. Несмотря на множественные риски, ожидающие инвесторов, и отсутствие инфраструктуры в странах Центральной и Южной Африки, в регионе увеличится потребление продукции ведущих мировых брендов. Уже сегодня такие компании как Unilever и Kraft Foods ежегодно демонстрируют 50%-ое увеличение объемов продаж. Более существенные изменения ожидают африканский рынок через 15-20 лет, но и в ближайшее время рост некоторых региональных рынков будет соответствовать 14-15%. К 2030 г. торговый оборот в 18 крупнейших городах континента составит $1,3 трлн.
Не так давно крупнейшая мировая торговая сеть WalMart приобрела за $2,4 млрд 51% акций ведущего африканского ритейлера Massmart, имеющего представительства в двенадцати странах континента.
Следующей, не менее важной, тенденцией на рынке розничной торговли станет увеличение роли электронной коммерции. В этом году оборот главного онлайн-ритейлера Amazon достиг отметки в $50 млрд. На интернет-магазины приходится 10% рынка розничной торговли США и 13% рынка Великобритании. В прошлом году оборот интернет-торговли в Китае превысил $123,2 млрд. Ожидается, что через десять лет этот вид коммерции составит треть всей розницы в этих странах.
Радужное будущее, по мнению исследователей, ожидает и мобильные технологии. Широкое распространение смартфонов значительно расширит возможности розничной торговли. Как утверждает консалтинговая компания Forrester, количество платежей, осуществляемых в Европе с помощью мобильных телефонов, с 2011 по 2017 год увеличится в 11 раз.
Стремительное распространение прогрессивных форм торговли заставит многих традиционных ритейлеров искать новые подходы в своей деятельности. Все больше станут использоваться интерактивные инструменты – шоу-румы, салоны с возможностью знакомства с товаром, расширенные опций для поиска и приобретения товара. В будущем рынок также ждет сокращение количества супермаркетов и уход мелких игроков.
Усилится конкурентная борьба в формате гипермаркетов. Многие преимущества этого типа ритейлеров перейдут к другим игрокам. Ради удобства потребители станут предпочитать менее крупные торговые объекты, а низкие цены окажутся конкурентным преимуществом онлайн-магазинов. В традиционной рознице наиболее распространенными форматами станут городские супермаркеты и фирменные магазины.
Алексей Гош
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.