С начала нынешнего года в Украине вступает в силу законодательно закрепленная норма об обязательном содержании биокомпонентов в автомобильных бензинах. С первого января 2014-го в топливе, которым украинцы привыкли заправлять свои авто, должно содержаться не менее 5% биоэтанола.
Что принесет нам такое нововведение? Многие аналитики считают, что добавление биоэтанола повлечет за собой существенное подорожание бензина – до 5 гривен на каждом литре топлива, в то время как самые пессимистические прогнозы и вовсе предрекают нам полную остановку спиртовой и нефтеперерабатывающей отраслей нашей страны.
Многочисленные публикации в отечественных СМИ, периодические пресс-конференции, посвященные предстоящему событию, заявления разномастных чиновников и экспертов только добавляют адреналина украинским автолюбителям. И, пожалуй, не только им.
Вместе с тем, далеко не все и не совсем понимают, что же, собственно, должно произойти и чем все это обернется. Впрочем, для уяснения ситуации, для начала, пожалуй, следует разобраться, что же представляет собой этот самый пресловутый биоэтанол.
Этанол (он же этиловый спирт, метилкарбино́л, иле же ви́нный спирт) является действующим компонентом алкогольных напитков и в сознании человека, далекого от глубин химии, ассоциируется с простым и всем понятным словом «спирт». Однако биологический аналог этанола – биоэтанол – является спиртовым топливом и в отличие от простого спирта, из которого производятся алкогольные напитки, не содержит воды и производится укороченной дистилляцией. Именно поэтому он содержит метанол и сивушные масла, а также бензин, что делает его непригодным для питья.
Биоэтанол производится в процессе переработки растительного сырья (отсюда и приставка «био»). Большую часть биоэтанола в мире производят из кукурузы и сахарного тростника, однако в этих целях могут также использоваться и другие сельскохозяйственные культуры с большим содержанием сахара или крахмала: маниок, картофель, сахарная свекла, ячмень и пр.
В последние годы производство и потребление биоэтанола в мире неуклонно растет. Основная его часть производится в Северной и Южной Америке. Безусловными лидерами в этом плане являются Бразилия и США, на долю которых приходится около 80% мирового производства.
По оценкам Управления по охране окружающей среды США, бензин является крупнейшим источником искусственных канцерогенных веществ. Благодаря же добавлению биоэтанола бензин обогащается кислородом, что способствует более полному сгоранию и уменьшению выбросов окиси углерода на 30%.
Что касается ситуации с биоэтанолом в странах Евросоюза, то магистральный путь к его использованию был определен в 2003 году принятием соответствующей директивы о биотопливе 2003/30/EC. Она, в частности, устанавливала индикативные показатели замещения жидкого топлива биотопливом – 2% к 2005 году и 5,75% к 2010 году. При этом цели были не обязательными, хотя страны-члены союза должны были отчитываться о своем прогрессе в этом вопросе.
Вместе с тем выполнить нормы, запланированные на 2005 год, смогли только три страны – Германия, Австрия и Швеция. Очевидно ввиду посредственности результатов внедрения биоэтанола в апреле 2009 года появился на свет другой документ – директива 2009/28/EC, которая закрепляла обязательность использования уже 10% биотоплива
до 2020 года.
Директива также определила, что во всех регионах Евросоюза должно быть гарантировано наличие инфраструктуры, которая бы обеспечивала заправки и поставки бензина без содержания биоэтанола для неадаптированных транспортных средств.
В настоящий момент в Европе только 6 стран производят биотопливо – Франция, Германия, Австрия, Италия, Испания и Швеция. При этом в каждой стране разработана и осуществляется своя национальная политика стимулирования производства биотоплива, например полное или частичное освобождение производителей биоэтанола от уплаты налогов.
Безусловно главный из аргументов противников введения нормы биоэтанола – рост цены бензина. Особенно с учетом того, что собственных мощностей у нас для производства биоэтанола недостаточно, поэтому его придется импортировать.
В частности, по словам директора по взаимодействию с органами государственной власти компании «Wog» Андрея Пасишныка, при добавлении 5% импортированного биоэтанола бензин сразу увеличивается в цене на 2,5 грн. Соответственно, он будет неконкурентоспособным для продажи.
Далее, при добавлении биоэтанола в бензин у нас резко меняются физико-химические характеристики базового компонента. В результате - при изменении этих характеристик получается новый продукт, новое производство. Здесь мы сталкиваемся с дополнительным налогообложением в виде акцизного налога и еще получаем приблизительно 2 грн прибавочной стоимости.
Кроме того, как заметил эксперт, в следующем году производители биоэтанола в Украине смогут обеспечить лишь 40% рынка, а для 60% рынка придется биоэтанол импортировать. По его словам, еще одна проблема, с которой столкнутся производители бензина, если эта законодательная норма будет введена в действие — срок хранения бензина с биоэтанолом. Смесовые бензины можно хранить до трех месяцев, так что, если случится какой-то форс-мажор, этот бензин уже нельзя будет реализовать.
«Ни в одной из стран Европы не требуют добавлять биоэтанол во все без исключения марки бензина», - считает и президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.
По его словам, украинские производители биоэтанола не способны обеспечить выполнение нормы закона. Они физически не могут производить необходимые для этого уже в 2014 г. 250 тыс. т биокомпонента. Разницу придется закупать за рубежом.
«Так что вдобавок к зависимости от импорта нефтепродуктов Украина может попасть в еще одну зависимость – спиртовую», – полагает глава ассоциации.
Словом, немало экспертов сомневаются, что Украине удастся перейти на новые стандарты уже начиная с 1 января 2014 года. В государстве недостаточно производственных мощностей для выработки биоэтанола. Биопроект предусматривает использование порядка 300 тысяч тонн сырья, тогда как отечественная промышленность вырабатывает только 70 тысяч тонн продукта в год. К тому же и этот биоэтанол полностью выкупается производителями альтернативного топлива.
Кроме того, отрасль нуждается в тотальной модернизации. Отечественные спиртзаводы устарели и не способны выпускать продукт нового поколения в достаточном количестве. За 2 года удалось реконструировать 8 заводов, их максимальная производительность может составить порядка 110 тыс. тонн в год.
В отличие от скептиков в вопросе сплошной биоэтанолизации бензина, который используется в стране, у сторонников такой меры свои контраргументы. Главный из них – своих мощностей у нас вполне достаточно, поэтому пугать автолюбителей возможным подорожанием бензина из-за импорта биоэтанола не стоит. Более того, если дела наладятся, мы его сами готовы экспортировать.
В частности, недавно заместитель директора государственного предприятия «Укрспирт» Виктор Панков заявил, что ГП готово производить достаточное количество биоэтанола, который с 1 января 2014 года должен содержаться в бензине в объеме 5%. Более того, по его словам, «Укрспирт» в состоянии удовлетворить потребности не только для 5% содержания биоэтанола в бензине, но и 10%. При этом ничего менять и ничего строить не нужно. На сегодняшний день «Укрспирт» производит 100 тыс. тонн биоэтанола в год, а к 1 января 2014 года увеличит производство еще на 50 тыс. тонн в год.
Правда, Панков отметил, что заводы, которые были перепрофилированы под производство биоэтанола, уже не смогут вернуться к производству спирта в случае отмены нормы о добавлении биоэтанола в бензин, реализуемый в Украине.
Также, по его словам, к выпуску биотоплива уже готово 15 спиртовых заводов. А с началом полномасштабного производства биоэтанола Украина может наладить экспорт этого продукта.
«Я принимал участие в переговорах с ЕС. Насколько мне известно, существует договоренность, что нам дадут квоту до 100 тыс. тонн для экспорта биоэтанола в страны Европы», – отметил он.
Стоит отметить и тот факт, что в Украине более чем достаточная сырьевая база для производства биоэтанола. Как отмечал директор Института биоэнергетических культур и сахарной свеклы Николай Роик, Украина имеет возможность производить 3-3,5 миллиона тонн сахара. Внутренняя же потребность в этом продукте составляет от 1,8 до 2 миллионов тонн. Излишки же сахара в настоящее время не экспортируются, поэтому можно сахарную свеклу использовать для производства биоэтанола.
Кроме того, в Украине производится около 600 тысяч тонн сахарной мелассы в год, которая является побочным продуктом сахарного производства. Это позволяет получить 170 тысяч тонн биоэтанола. Такими объемами может быть покрыта внутренняя потребность в биоэтаноле, который идет для смесевого бензина. Поэтому это лучшее сырье с точки зрения цены, доступности и возможностей Украины.
Также стоит отметить, что в уже упоминаемом сообщении ассоциации «Укрцукор» также отмечалось, что переработкой сахара на сегодняшний день в Украине занимаются 38 заводов, тогда как в ноябре 2012 года свеклу перерабатывали 63 предприятия.
Стоит сказать, что балансовая мощность 76 предприятий спиртовой отрасли Украины составляет около 61 млн декалитров в год. Если учитывать, что половина из них простаивает и является убыточными, их вполне можно перепрофилировать на производство биоэтанола. Равно как и сахарные заводы.
В общем, если исходить из сказанного выше и приведенных при этом мнений специалистов, казалось бы, особых препятствий для производства биоэтанола в Украине нет. Как, впрочем, и для его производителей.
В частности, при участии и поддержке Минагрополитики подготовлены и приняты законы, которые, в том числе, предусматривают существенные налоговые льготы для производителей биотоплива, льготы при уплате пошлин и налогов для импортеров техники и оборудования для производства биотоплива, поэтапное увеличение нормативно определенной доли содержания.
Словом, все, казалось бы, хорошо. Но в начале сентября на пути «биоэтанолового корабля» появился громадный и даже не подводный риф. В Верховной Раде был зарегистирован законопрект депутата Олега Зарубинсокого, которым предлагается внести изменения в закон "Об альтернативных видах топлива". В соответствие с этими изменениями добавление биоэтанолов станет обязательным только для бензинов, произведенных нефтеперерабатывающими предприятиями на территории Украины. По словам Зарубинского, у нас ежемесячно производится 70 тыс. т биоэтанола, а для того, чтобы обеспечить весь продаваемый в Украине бензин этим компонентом, нужно 250 тыс. т в месяц. Далее депутат предложил нефтеперерабатывающим заводам закупать эти 70 тыс. т, а импортеров от этого освободить.
Также Олег Зарубинский отметил, что целый ряд автомобилей не могут использовать топливо с биоэтанолом, и поэтому значительное количество горючего с этим компонентом рынку попросту не нужно.
Во всех этих страстях, развернувшихся вокруг высоких биоэтаноловых материй, простого отечественного автособственника по большому счету интересует два главных вопроса: как все эти нововведения отобразятся на цене топлива, что уже было описано выше и как непосредственно добавление биоэтанола в бензин отобразится на функционировании автомобиля.
Начнем с аргументов против.
Этанол – это отличный растворитель и окислитель, из-за чего в составе бензина он может повредить уплотнительные прокладки и другие пластмассовые детали автомобиля (чтобы этого не случилось, должны быть использованы нержавеющая сталь, пластик и т. п.). Именно по этой же причине этанол смывает все отложения, образовавшиеся в топливной системе и баке. Как результат - сразу после перехода на топливо с этанолом топливная система засорится.
Автомобили начинают потреблять больше топлива, зимой для прогрева двигателя потребуется больше времени. А карбюраторные автомобили для работы на этаноле требуют тонкой и точной настройки карбюратора.
Присутствие в спирте химически связанного кислорода требует уменьшения объема воздуха, необходимого для сгорания топлива, и не все инжекторы могут справиться с автоматической регулировкой.
Аргументы «за»
Этанол дешевле бензина, поэтому автомобильное топливо на основе бензина и биоэтанола также будет дешевле.
Смесь бензина и спирта содержит меньшее количество серы, бензола и прочих вредных для двигателя веществ. Соответственно, снижается и количество продуктов сгорания, которые ведут к повышенному износу двигателя и окисляют моторное масло. В результате и моторное масло, и двигатель служат дольше. По этой же причине дольше служат и свечи зажигания, а выхлоп автомобиля становится более экологичным.
Этанол более эффективно сгорает, имеет меньшую теплопроводность и высокое октановое число. В результате двигатель работает стабильнее, снижается риск его перегрева и прогорания впускных клапанов, отсутствует опасность детонации.
Вот только аргументы «против» относятся к использованию в двигателе высококонцентрированных смесей.
А 5% этанола в топливе на работе двигателя или целостности топливной системы не отразятся.
Более того, как отмечают специалисты, и 7%, и даже 10% этанола в бензине на характеристиках автомобиля почти не скажутся. Будет заметен лишь эффект, аналогичный использованию топлива с моющими присадками. Крайне важно лишь, чтобы биоэтанол содержал в себе не более 0,2% воды, так как это серьезно влияет на качество топлива, особенно в зимний период.
Собственно, на этом можно поставить точку. Стоит лишь отметить, что 5-10% этанола в топливе - это норма для большинства цивилизованного мира.
Биотопливо продается более чем в 40 странах, и в большинстве развитых стран приняты программы, направленные на поддержку производства экологичного топлива. И введение в действие этой нормы позволит Украине хоть и немного, но все-таки приблизиться к европейским стандартам жизни. Пускай для начала и техническим.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.