Правительство разработало новую редакцию проекта закона Украины «О железнодорожном транспорте». Этот документ ориентирован на решение ключевых проблем отрасли, которая находится в ведении Государственной администрации железнодорожного транспорта («Укрзализныця»). Прежде всего, проблемы касаются прогрессирующего старения и значительной степени износа основных фондов, отсутствия эффективного механизма привлечения частного капитала и низкого уровня конкуренции на рынке железнодорожных перевозок Украины, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Законопроект разработан на основе так называемого «модельного» закона, принятого в странах Европейского Союза, а также разработан с учетом лучших мировых практик, включая опыт Российской Федерации и Германии. Основные новации закона — это введение современной целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг, определение инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и внедрение эффективных механизмов для привлечения частного капитала в управление транспортной государственной монополией.
Он также подразумевает внедрение новых принципов тарифного регулирования на железнодорожном транспорте и применение современных, эффективных, логистических моделей организации перевозок пассажиров и грузов, сообщает информационно-аналитический бюллетень КМУ.
Эксперты обращают внимание, что данный законопроект по своей сути рыночный, прогрессивный и отвечающий европейским нормам. Но в то же время управление железнодорожным транспортом будет осуществляться, исходя из принципа сохранения 100% акций «Укрзализныци» в государственной собственности.
Кроме этого, государственная тарифная политика, согласно законопроекту, будет формироваться исключительно на основе экономически обоснованных тарифов. В новой редакции закона есть пункт о том, что установление регулированных тарифов ниже экономически обоснованного уровня без определения источников компенсации запрещено и может быть обжаловано в судебном порядке.
Кроме того, законопроект предусматривает выделение в отдельный бизнес эксплуатации железнодорожной инфраструктуры общего пользования и оперирования подвижным составом частными перевозчиками.
Для понимания того, как система будет работать, можно рассмотреть пример Германии, где государственная железнодорожная компания управляет инфраструктурой и продает «пути» графика — право выполнять перевозку по определенному маршруту в определенное время — частным перевозчикам.
Приведение украинской законодательной базы под операторский бизнес будет внедряться путем введения в закон принципа «инвестиционная составляющая тарифа», а это значит, что на рынке появятся свободные железнодорожные тарифы. Но они все равно должны вычисляться по специальной методике Нацкомиссией по регулированию транспорта.
Напомним, подход к формированию тарифов на железнодорожные грузоперевозки будет изменен в 2014 году, сообщил координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра экономических реформ при президенте Украины Александр Кава.
«Насколько мне известно, в этом году повышения тарифов не предполагается, а в следующем году будет принято новое тарифное регулирование, когда будут пересмотрены категории грузов», — сказал он в ходе онлайн-конференции на портале ЦТС.
Как ранее сообщалось, «Укрзализныця» принялась активно модернизировать структуру железнодорожных перевозок. И это неудивительно, ведь накануне подписания ассоциации с ЕС Украина должна приводить свою инфраструктуру и транзитную отрасль к европейским стандартам. Это касается как обновления подвижного состава, так и качества обслуживания на железной дороге.
К слову, «Укрзализныце» таки удалось при помощи государства и международного сотрудничества с Чехией разработать программу реконструкции и обновления подвижного состава, а также ввести энергосберегающие технологии, что позволило снизить затраты на совершение железнодорожных перевозок.
Как уже сообщал Inpress.ua, Министерство инфраструктуры Украины начинает реализацию совместного проекта, направленного на повышение эффективности работы украинского железнодорожного транспорта. Также планируется модернизация технической базы, привлечение инвестиций и переход на новые стандарты качества предоставляемых услуг.
Справка
По данным Государственной администрации железнодорожного транспорта, эксплуатационная сеть железных дорог Украины составляет почти 22 тыс. км, из которых 45% — электрифицировано.
По объемам грузовых перевозок железные дороги Украины занимают четвертое место на Евразийском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России и Индии. Грузонапряженность украинских железных дорог (годовой объем перевозок на 1 км) в 3–5 раз превышает соответствующий показатель развитых европейских стран.
На железных дорогах нашей страны функционируют 1492 железнодорожные станции, 55 локомотивных и 48 вагонных депо, 110 дистанций пути, 69 дистанций сигнализации и связи, 44 дистанции энергоснабжения.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.