Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Утилизационный сбор: в ожидании перемен

14 ноября 2013, 11:00 0

Введение утилизационного сбора привело к тому, что его оплачивают задолго до того, как автомобиль снимут с эксплуатации и отправят на «вечный покой». По сути, речь идет о так называемом «налоге наперед». Это напоминает анекдотическую ситуацию о новорожденном ребенке: едва появился на свет земной, – плати за уход в мир иной…

Ставки сделаны, коды прописаны

Пока правительство инициирует изменения в Налоговый кодекс (чтобы ликвидировать коэффициенты ставок налога на утилизацию авто), отечественные автоимпортеры вовсю критикуют принятый «утилизационный» закон.

И есть за что! Уж слишком много недоработок и отсутствия четких критериев, при помощи которых можно было решить вопрос о снятии автомобилей с эксплуатации и передаче на утилизацию. В связи с этим Министерство экономического развития и торговли подготовило новые законодательные изменения, однако сей проект должен быть согласован в профильных ведомствах. Когда его рассмотрят в парламенте, пока неизвестно.

О плюсах и минусах нового налога Inpress.ua уже сообщал в статье «Утилизационный сбор — что принесут новые законы». Речь идет о ставках экологического налога: для легковых авто — 5,5 тыс. грн, автобусов и грузовых автомобилей и самосвалов — почти в семь раз больше (38 тыс. грн). Кроме ставок также применяются соответствующие коэффициенты (в зависимости от объема двигателя и массы транспортного средства)».

Согласно изменениям в Налоговый кодекс (НК), сбор за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств уплачивается налогоплательщиками, осуществляющими ввоз, производство и приобретение транспортных средств и кузовов.

Сам термин «транспортное средство» нужно понимать с точки зрения украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД):

– код 8702 УКТ ВЭД – моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя;

– код 8703 УКТ ВЭД – легковые автомобили и другие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, включая грузопассажирские автомобили- фургоны и гоночные автомобили;

– код 8704 УКТ ВЭД – моторные транспортные средства для перевозки грузов;

– код 8705 УКТ ВЭД – моторные транспортные средства специального назначения: грузовики для аварийного ремонта, автокраны, пожарные, автобетономешалки, уборочные, поливомоечные, автомобили-мастерские, радиологические;

– код 8707 10 УКТ ВЭД – кузова для транспортных средств (за исключением кузовов для промышленной сборки из которых новый налог не уплачивается).

Объекты для ударов по карману

По нормам НК, объектом и базой налогообложения сбора за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств являются:

– транспортное средство, ввозимое в таможенном режиме импорта;

– кузов для транспортного средства, ввозимого в таможенном режиме импорта (за исключением кузовов, ввезенных для промышленной сборки);

– транспортное средство, произведенное в Украине для продажи на внутреннем рынке;

– транспортное средство, приобретенное у лица, которое не является плательщиком этого налога (к таким лицам относятся те, кто ввез транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам или консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям);

– транспортное средство специального назначения (для больниц, пожарных, подразделений центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сфере гражданской обороны), оплата стоимости которых осуществляется за счет средств государственного или местных бюджетов, фондов общеобязательного социального страхования.

Итого: ставка налога составляет 5500 грн за транспортное средство (классифицируемое по коду 8703 УКТ ВЭД) и кузова, классифицируемого по коду 8707 10 УКТ ВЭД (за исключением кузовов, ввезенных для промышленной сборки).

Для транспортных средств, классифицируемых по кодам 8702, 8704, 8705 УКТ ВЭД ставка налога установлена в размере 11 тыс. грн. К ставке налога применяются коэффициенты, приведенные в таблицах 1 и 2.

Данные коэффициенты существенно увеличивают конечную сумму утилизационного налога, подлежащей уплате в бюджет. Например, в случае продажи нового автомобиля «Mitsubishi Pajero Wagon» с объемом двигателя 3200 куб. см придется заплатить более 19 тыс. грн (5500 х 3,47). А в случае аналогичного подержанного авто – более 38 тыс. грн (5500 х 6,94).
Разумеется, такое «ноу-хау» больно ударит по карману автовладельцев.

Обязательства и льготы

Дата возникновения налогового обязательства зависит от следующих условий:

– от даты представления в таможенный орган таможенной декларации на транспортное средство (кузов). В этом случае налог уплачивается до или в день представления декларации;

– от даты реализации транспортных средств на внутреннем рынке Украины юрлицом, которое их производит;

– даты подачи заявления о перерегистрации в МВД. Это касается транспортных средств, приобретенных у лиц, не являющихся плательщиками утилизационного налога (имеющими дипломатические привилегии). Налог уплачивается до или в день подачи заявления о перерегистрации «колес».

При уплате налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств выдается справка, форма которой утверждена правительственным постановлением № 685 от 18.09.2013 г. При переходе права собственности на транспортное средство, с которого уплачен налог за утилизацию, старый владелец передает новому справку об уплате этого налога (или справку об освобождении от уплаты этого налога).

От «утилизационного» налога освобождены следующие категории автомобильных льготников: дипломатические представительства; владельца авто, ранее вывезенных за пределы таможенной территории Украины; владельцы транспортных средств, выпущенных 30 и более лет (не предназначенные для коммерческой перевозки пассажиров или грузов, имеющие оригинальный двигатель и кузов), а также принадлежащие к предметам коллекционирования или антиквариата; легковушки, которые на момент ввоза были изготовлены не более восьми лет назад (с объемом двигателя не более 1800 куб. см).

Также не облагают налогом машины инвалидов, транспортные средства специального назначения (скорая медицинская помощь, пожарные машины, автомобили центральных органов исполнительной власти , реализующих государственную политику в сфере гражданской обороны), оплата стоимости которых осуществляется за счет средств государственного или местных бюджетов, фондов общеобязательного социального страхования.

В число таких счастливчиков также попали лица, купившие на территории Украины транспортные средствадо первого сентября 2013; а также предприниматели, взявшие на себя обязательства обеспечить утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств.

Порядок утилизации

Предприятие, производящее транспортные средства, может взять на себя обязательство по обеспечению утилизации при соблюдении следующих требований:

1. Если осуществляется операция по нанесению индивидуального идентификационного номера на неразъемные составляющие кузова (кабины), шасси или на специально изготовленные номерные таблички;

2. Если производство транспортных средств (классифицируемых по кодам 8702, 8703 8704 и 8705 УКТ ВЭД) осуществляется либо по технологии, включающей сборку, сварку кузова или кабины, покраску кузова или кабины, либо по технологии промышленной сборки с использованием кузовов по кодам 8707 10 и 8707 90 УКТ ВЭД).

В реестр компаний, создавших у себя пункты приема и разборки транспортных средств, внесены: ЗАЗ (Lanos, Sens, ZAZ Forza и Vida), «Богдан» (Лада 2110, Лада 2111), Богдан 2310, Богдан 2312, автобусы «Богдан», Hyundai Accent, Hyundai Elantra XD, Hyundai Tucson, грузовики ISUZU и «Эталон» (автобусы БАЗ). Эти предприятия будут освобождены от уплаты утилизационного налога.

На очереди – КрАСЗ, «Еврокар» (Skoda Octavia, Fabia, Superb, Roomster, Yeti; Audi A4, A6; Volkswagen Passat, Golf; SEAT Leоn, Altea, Toledo).

Автопроизводители, взявшие обязательства по утилизации автомобилей выдают справку об освобождении от уплаты налога, составляет реестр выданных справок и передают его Министерству внутренних дел и контролирующему органу (вместе с налоговой декларацией по экологическому налогу).

Если будет установлен факт выдачи справок об освобождении от уплаты налога для лиц, не имеющими на это права, виновникам «светит» увеличение налогового обязательства (по результатам налогового периода, на который приходится такое нарушение), штрафные санкции и пени, предусмотренные нормами НК.

Отечественные автопроизводители, обязавшиеся утилизировать автомобили, несут ответственность за своевременность представления контролирующим органам декларации по экологическому налогу и реестр выданных справок об освобождении от уплаты (статья 250 НК).

В системе контроля за полнотой исчисления суммы утилизационного налога задействованы реестры, которые ведут государственные органы. В частности, реестр транспортных средств и государственный реестр субъектов хозяйствования, осуществляющие утилизацию транспортных средств.

Органы внутренних дел осуществляют государственную регистрацию (перерегистрацию) транспортных средств на основании справки об уплате налога за утилизацию или на основании справки об освобождении от уплаты этого налога (на транспортные средства, приобретенные до первого сентября 2013 это правило не распространяется).

За что боролись…

Главная цель «утилизационного» закона – создание правовой основы для системы сдачи-приемки автомобиля и его разборки. Однако в итоге получилось как в известной поговорке: гладко было на бумаге, да забыли про овраги: высокие ставки нового налога привели к подорожанию «колес».

Этим мы «приятно» удивили ЕС, где утилизационный сбор составляет в среднем 100 евро. Столько, к примеру, платят в Германии и Японии, независимо от веса авто, мощности или объема двигателя. А в Нидерландах – еще меньше (35 евро). Причем, платят не импортеры (как у нас), а только производители, поскольку именно их продукция и создает экологические проблемы.

Во многих странах используется не утилизационный сбор, а утилизационная премия – награда за сдачу старых «колес». Что же касается Украины, то у нас все обстоит иначе: стоит ли вообще говорить о проблеме утилизации в стране, где воруют канализационные люки, а на кладбищах срезают ограждения и сдают на металлолом?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о введении в апреле-2013 спецпошлины на импортные авто. Видимо, тогда наши автосборщики понадеялись, что народ кинется покупать морально устаревшие автомобили корейского или китайского происхождения, производимые в Украине. Но, увы, все продолжали ездить на своих подержанных авто.

Не долго думая, нардепы приняли закон, по которому для иномарок предполагается еще и дополнительная пошлина под видом экологического (утилизационного) налога. Не исключено, что «таким макаром» украинцам предложили пересесть на так называемые «отечественные автомобили» (те же «корейцы» и «китайцы»), а заодно – ограничить импорт европейских и японских автомобилей, чтобы хоть как-то снизить отрицательное сальдо во внешней торговле.

Что дальше?

В следующем году утилизационный сбор обещают сделать единым для всех автомобилей (независимо от года выпуска и объема двигателя). Однако это всего лишь теория, которая до сих пор не подкреплена внесением изменений в законодательном порядке.

По мнению экспертов, правительству и парламенту следует учесть, что в Евросоюзе (куда мы так стремимся) система утилизации создавалась почти 40 лет и не требовала столь крупных единовременных инвестиций как в сегодняшней Украине.

По всей вероятности, нынешний размер налоговых ставок будет пересмотрен в сторону уменьшения. Это, в свою очередь, приведет к новым изменениям расчетов, связанных с уплатой утилизационных сборов.

Как показывает практика, такая «бухгалтерия» всегда нуждается в дополнительных разъяснениях и рекомендациях со стороны МВД и Миндоходов. Так что самое интересное только начинается…

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях