В последнее время на наши головы сваливается уж больно много информации о так называемых торговых войнах — неких не очень понятных обычному гражданину межгосударственных конфликтах. О сути этих противостояний мы и поговорим в рамках очередного выпуска постоянной рубрики информационно-аналитического портала Inpress.ua «Экономика на Weekend».
Война — это сначала надежда, что нам будет хорошо;
Потом — ожидание, что им будет хуже;
Затем — удовлетворение тем, что им не лучше, чем нам;
И наконец — неожиданное открытие, что плохо и нам, и им.
Карл Краус
Война сегодня — это не только классическое уничтожение себе подобных с помощью оружия, современные военачальники располагают более изощренным и хитрым арсеналом методов, среди которых очень часто главным оружием выступают не самолеты и танки, а экономика и информация.
Вот и в последнее время на наши головы сваливается уж больно много информации о так называемых торговых войнах — неких не очень понятных обычному гражданину конфликтах, которые воспринимаются больше в политическом плане.
Но в чем истинная суть любой торговой войны? Почему и как они возникают и чем заканчиваются? Кто является главным зачинщиком торговых войн?
Перед тем как окончательно разобраться в теме торговых войн, журналисты Inpress.ua решили выйти на улицы Киева, дабы выяснить, насколько в этом вопросе ориентируются обычные украинцы. И вот что из этого получилось:
Петр, 45 лет, инженер-строитель: «Торговый конфликт — это когда одна страна вводит запрет на продажу товара из других стран на своей территории».
Сергей, 22 года, аспирант: «Торговая война — это экономический конфликт государств, когда они употребляют друг против друга экономические санкции».
Антонина, 25 лет, медсестра: «Под торговой войной я понимаю враждебное отношение страны к товарам, которые поставляются из-за рубежа».
Ольга, 56 лет, продавец: «Торговая война — это экономическое противостояние стран, за возможность продавать свои товары на том или ином рынке».
Андрей, 39 лет, водитель: «Это понятие я понимаю как умышленные действия страны, которая не допускает на свою территорию товары из других стран, в свою очередь тоже не разрешающих этой стране продавать у них свою продукцию».
Как видим, большинство киевлян оказались правы: торговая война в классической теории экономики определяется, как борьба государств за рынки сбыта своей продукции с помощью экономических и процедурных инструментов государственной политики.
Говоря более простым языком, торговая война означает экономический конфликт двух государств, торговые интересы которых пересеклись.
Торговые войны — это объективная проекция отношений между суверенными государствами в современном мире, каждое из которых всеми методами борется за свои национальные интересы. И так было во все времена, вне зависимости от уровня развития экономической системы на планете.
Одной из первых глобальных экономических войн является так называемая «континентальная блокада» 1806-1814 годов — запрет на ввоз на территорию Европы любых товаров английского происхождения. Блокада была введена по инициативе императора Франции Наполеона I Бонапарта, армия которого на тот момент контролировала практически весь Европейский континент.
В блокаде помимо Франции участвовали также Италия, Нидерланды, Дания, Испания, Пруссия, Австрия и Россия (последняя только до 1812 года). Естественно, что тотальная торговая блокада была лишь частью англо-французской войны 1801-1814 годов и была призвана пошатнуть экономическую мощь Англии, которая в свою очередь выступила с контрблокадой. От общеевропейской торговой войны начала XIX серьезно пострадали экономики многих стран Европы, однако в той же Франции такой протекционизм дал ощутимый толчок для развития мануфактурного производства.
Ну а для Наполеона его инициатива принесла катастрофические последствия — отказ Москвы продолжать блокаду послужил причиной начала войны, которая для императора закончилась полным поражением.
В целом, мировая история отчетливо показывает, что любые мировые военно-политические конфликты непременно сопровождаются также и экономическими противоречиями. Неудивительно, что двум глобальным мировым войнам также предшествовали крупные торгово-экономические противостояния. К примеру, перед Первой мировой войной произошло довольно серьезное обострение экономических отношений между безапелляционным лидером мировой экономики тех времен Англией и наращивающей обороты своей промышленности Германией.
Англия тогда была вынуждена пойти на протекционистские меры по отношению к своим товарам, дискриминируя при этом германскую продукцию. Собственно это и предопределило состав «по интересам» двух воинствующих блоков Первой мировой — Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, и Италия) и Антанты (Англия, Франция, Россия). Результат мы знаем — множество смертей и серьезнейшая послевоенная экономико-политическая напряженность в Европе.
Вместе с тем, Второй мировой войне предшествовала Великая депрессия экономики США, которая вылилась в глобальный кризис экономики всего мира. А причиной тому во многом стал протекционистский закон Хоули — Смута, принятый парламентом США, который поднимал импортные ставки на 20 тысяч ввозимых на территорию страны товаров. Естественно ответная реакция, в первую очередь стран Европы, не заставила себя ждать, а в Германии, которая чрезвычайно сильно пострадала от последствий этого кризиса, к власти пришли нацисты во главе с Гитлером.
Сегодня торговые войны, конечно же, не набирают таких глобальных оборотов, экономическое противостояние между странами со временем больше ушло в плоскость периодических региональных конфликтов. Для более успешных «военных» действий страны даже объединяются в целые блоки, к примеру, ОПЭК — Организация стран-экспортеров нефти, была создана с целью предотвращения снижения мировых цен на нефть, что невыгодно всем, кроме непосредственно членов картеля.
Кроме того, с целью упразднения барьеров в международной торговле, а также регулирования торговых отношений между странами мира в 1995 году была создана Всемирная торговая организация (ВТО). Прообразом ВТО было Генеральное соглашение по тарифам и торговле, принятое в 1947 году, к которому формально могли присоединиться все желающие страны мира. Сегодня в состав ВТО входит 159 стран, Украина стала членом организации в 2008 году. Основная функция ВТО заключается, в частности, в контроле за выполнением правил международной торговли всеми странами-участниками. Все члены ВТО обязаны предоставлять друг другу равный доступ к своим торговым рынкам, любые торгово-тарифные барьеры для импорта товаров правилами организации запрещены.
Во многих случаях причиной для торговой войны может быть и политика. В этом плане торговый конфликт выступает в качестве способа давления на определенное государство, не желающее принимать политическую волю других стран или союзов. В таких случаях может возникать торговая блокада с использованием механизмов эмбарго — полного запрета на ввоз определенных видов продукции на территорию государств.
Таким санкциям от мирового сообщества подверглись Иран и Северная Корея, отказавшиеся сворачивать свои ядерные программы, а еще в начале 60-х годов прошлого века, США практически полностью ограничили торговлю с Кубой после того, как страна стала коммунистической и насильно отобрала частное имущество, в том числе и у американских граждан. Эта экономическая блокада длится до сих пор. Ну и, естественно, об августовском торговом конфликте Украины и России, пожалуй, не слышал разве что глухой.
Как видим, в состоянии торговой войны сегодня пребывают многие государства. Другое дело, что торговые конфликты зачастую не являются масштабными и затрагивают только отдельные сферы производства. Кроме того, торговые войны не отличаются своей продолжительностью (полувековая блокада Кубы со стороны США является скорее принципиальной, нежели экономически обоснованной вещью), ведь, как известно, победителей в таких конфликтах не бывает.
Тем не менее, к технологиям торговых ограничений современные страны прибегают чрезвычайно часто. Одним из самых популярных механизмов ограничения спроса на импортируемую продукцию является установление антидемпинговых пошлин, когда за ввоз товара на территорию определенной страны импортер должен заплатить в казну этого государства установленный процент от общей стоимости ввозимого груза.
В таких случаях компанию-импортера обвиняют в использовании демпинга (умышленное установление цен ниже рыночного уровня с целью стимулирования спроса на соответствующие товары), поэтому дополнительная ввозная пошлина направлена на то, чтобы повысить цену на такой товар и привести ее к рыночному уровню. Однако в условиях торговой войны размер пошлины устанавливается на таком уровне, что цена товара становится выше рыночной, что естественно, негативно отображается и на конкурентоспособности такой продукции на данном рынке.
Также государство может устанавливать импортные квоты для определенных видов товаров, то есть определять максимальное количество продукции, которое может быть ввезено на территорию страны.
Подобные конфликты набирают оборотов, когда страна-импортер вводит ответные санкции на продукцию из государства, поднявшего размер пошлин. Причем ответные меры не обязательно должны быть абсолютно симметричными в товарном плане. К примеру, если условная страна N неадекватно повысит ввозные пошлины, скажем, на металл из страны M, та в свою очередь может выступить с ответными санкциями и ввести большие пошлины на вино, поставляемое из страны N.
Зачастую такие конфликты быстро разрешаются, ведь обе страны, таким образом, несут колоссальные убытки, и другого варианта, кроме как достигнуть компромиссного решения, у них нет.
Еще одним распространенным методом торговой войны является поддержка национальных экспортеров. Этот метод борьбы является самым объективным и экономически обоснованным, ведь речь идет о конкурентоспособности продукции и обыгрывании странами своих конкурентных преимуществ. Зачастую, чтобы вывезти товар на экспорт, поставщик должен заплатить государству определенный размер вывозной пошлины, которая может снижаться или же вовсе отменяться для определенных наиболее конкурентных производителей. Вообще набор преференций, которыми могут поощряться самые прибыльные и перспективные экспортные отрасли страны, довольно-таки широк. Все это, в первую очередь, снижает себестоимость производства продукции, товар выходит на иностранные рынки с минимальными затратами, благодаря чему конкурировать благословленным государством компаниям становится проще.
Кроме всего прочего, стимулировать национальный экспорт государство может также с помощью валютных операций — для увеличения стоимости продукции на внешних рынках и уменьшения затрат экспортеров правительство может существенно девальвировать (искусственно понижать курс) национальную валюту. К примеру, такой метод весьма успешно был использован Китаем, сейчас юань считается недооцененной почти в два раза, а китайские товары захватили едва ли не все отрасли потребления в мире, что, конечно, не могло не вызвать негодование США и других стран Запада.
Не брезгуют страны при проведении торговых войн и методами усиления таможенно-санитарного контроля. За примером далеко ходить не надо, в недавней торговой войне между Россией и Украиной наши северные «партнеры» ввели усиленный таможенный досмотр ста процентов всех грузов, исходящих из Украины. Можно представить, насколько это усложнило процесс экспорта украинских товаров, ведь речь идет о поистине громадных партиях продукции, вследствие чего многие отечественные экспортеры и вовсе отказывались от поставок в Россию товаров, которые могли за время таможенного досмотра попросту испортиться.
Что касается «технико-санитарных» методов войны, то здесь технология довольно-таки проста: санитарное ведомство определенной страны (в Украине это Государственная ветеринарная и фитосанитарная инспекция, в России — федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) объявляет тот или иной товар опасным для здоровья потребителей. Это может касаться абсолютно всех видов товаров, к которым можно применить понятие определенного технико-санитарного стандарта качества.
Например, фитосанитарная служба страны N периодически «находит» в овощах производства страны M запрещенные бактерии или попросту заявляет, что эти овощи не соответствуют местному законодательству в сфере защиты прав потребителей. Поставки с уличенных в нарушениях предприятий на территорию страны М зачастую приостанавливаются на какое-то время полностью, что, естественно, приводит производителей со страны N к огромным убыткам.
Аналогично действуют и госслужбы по защите прав потребителей, объявляя определенный товар попросту некачественным. Кроме того с помощью «технико-санитарного метода» наносится мощнейший удар по имиджу продукции другой страны, как правило, такие вещи очень широко анонсируются в СМИ.
По большому счету, такой метод можно назвать объективным, ведь, действительно, государство не имеет права допускать на свою территорию продукцию с бонусом, скажем, в виде кишечной палочки. Но другое дело, что технико-санитарным контролем чрезвычайно легко манипулировать, и большинство претензий по качеству продукции к импортерам являются зачастую надуманными и спровоцированными не очень справедливыми мотивами.
В целом, торговая война может иметь как наступательный, так и оборонительный характер. К оборонительным методам торговой войны относятся антидемпинговые импортные пошлины, снижение импортных квот, а также таможенные ограничения ввоза продукции.
В то же время, наступательная тактика торговой войны предусматривает использование демпинговых цен, снижение экспортных пошлин, а также претензии к санитарно-техническому состоянию товаров-конкурентов.
В силу своего очень выгодного экономико-географического расположения Украине довольно-таки часто приходится выступать в качестве участника торговых конфликтов самых разных масштабов. Естественно, наибольшие торгово-экономические связи, а значит и периодические противоречия наша страна имеет со своими непосредственными соседями и бывшими «коллегами» по СССР — Россией, Беларусью и Молдовой.
Другое дело, что в нашем регионе полномасштабную торговую войну по разным поводам может себе позволить только Россия, сырьевая экономика которой весьма значительно превышает экономику той же Украины.
В основном конфликты между странами-соседями возникают на почве политического влияния, Россия любит наказывать «братские страны» за неповиновение именно экономическими методами. Однако при этом в торговых конфликтах РФ далеко не всегда выходит однозначным победителем.
За примером здесь идти далеко не надо, августовская торгово-таможенная стычка, повлекшая за собой практически полноценную блокаду ввоза на территорию России многих украинских товаров, была вызвана желанием Кремля запугать нашу страну и заставить присоединиться к Таможенному союзу вместо подписания ассоциации с ЕС.
Подобные конфликты между Украиной и Россией периодически возникали на протяжении всего периода независимости двух государств. Дело касалось то продукции металлургии (труб, проката, чугуна и т. д.), то пищевого сектора, то энергетической сферы (вопросы поставок и транзита природного газа). Однако правительства двух стран всегда находили возможность договориться и найти некий компромисс, причем не всегда выгодный для украинской стороны.
Определенные торговые конфликты Украины участились также и с Беларусью и Казахстаном, что связано с их вступлением в Таможенный союз, где практикуется общая политика протекционизма, то есть поддержки нацпроизовдителя.
Что касается стран дальнего зарубежья, то до конкретных торговых недоразумений дело практически никогда не заходило. Да, мы можем устанавливать антидемпинговые пошлины, к примеру, на китайский металл, вытесняющий наших же производителей с отечественного рынка, однако навязать такому промышленному монстру как Китай полноценную товарную войну наша страна, увы, не может, да и как таковой потребности в этом абсолютно нет.
В то же время, до 2006 года в отношении Украины действовала так называемая поправка Джексона — Вэника (от фамилий авторов поправки Генри Джексона и Чарли Вэника) к Закону о торговле США, принятая еще в 1974 году против стран, препятствующих эмиграции и нарушающих права человека. Данная поправка предусматривала установление дискриминационных тарифов и пошлин ко всем товарам, поставляемым в США из целого ряда стран. Действие поправки распространялось на бывший СССР, а значит и на все 15 союзных республик, а также на Китай, Вьетнам, КНДР и другие страны с нерыночной экономикой.
На сегодняшний день данная поправка действует в частности для Азербайджана, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Однако наша страна также отнюдь не брезгует использованием методов протекционизма. Только за последние годы наше правительство в рамках поддержки нацпроизводителя приняло несколько значимых ограничений на импорт в Украину целого ряда товаров. В первую очередь здесь стоит отметить введение утилизационного сбора на автомобили и спецпошлины на импортные авто, временный запрет на импорт в Украину кокса, а также внедрение нормы обязательной национальной составляющей (то есть наличие определенного количества оборудования отечественного производства) при строительстве электростанций нетрадиционной энергетики.
Война красной нитью проходит через всю историю человечества, она заняла практически все сферы нашей жизнедеятельности. Пожалуй, это суть человека, его характерная особенность, заключающаяся в желании уничтожать, с одной стороны, и властвовать — с другой.
С развитием и глобализацией всемирного социума классическая война как таковая себя нисколько не исчерпала, перейдя в новую для себя форму — форму торговой войны.
Технология торговых войн представляется более скрытой, государства уже не используют прямую дискриминацию определенных товаров, речь зачастую идет о стимулировании национального производителя путем субсидирования (государственного кредитования) или же девальвации.
Однако глобальный экономический конфликт все-таки имеет место, ведь сегодня в мире нет ни экономического, ни политического баланса, в этом хаосе каждый занят исключительно собственными интересами. Сегодня «мир во всем мире» как таковой является некой иллюзией, ведь все страны в той или иной мере находятся между собой в противостоянии. И самое главное — чтобы это противостояние никогда больше не выходило за рамки экономической плоскости.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.