Вопрос реформирования Международного Валютного фонда — перераспределения голосов и доли стран-участниц обсуждается уже несколько лет и, похоже, достиг апогея. Основные акционеры — США, Англия, Япония, — которые контролируют 40%, не хотят уступать странам с быстрорастущей экономикой, таким как Китай, ведь реформа предполагает увеличение доли стран БРИКС в капитале МВФ и возможную потерю влияния. Информационно-аналитический портал Inpress.ua обратился к экспертам с просьбой прокомментировать, осуществится ли реформа МВФ и какие последствия стоит ожидать Украине.
По поводу реформирования Международного Валютного Фонда говорят уже, как минимум, последнее десятилетие.
«Это достаточно длительный процесс, который встречает большое сопротивление на своем пути. Прежде всего, со стороны развитых стран», — рассказывает эксперт, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко.
Основные акционеры МВФ — это, прежде всего США, Великобритания, Япония, Германия, Франция, то есть та пятерка, которая контролирует 40% голосов МВФ. Потому что в отличие от каких-то других международных валютных организаций, в МВФ не решается вопрос голосованием: одна страна — один голос. Каждая страна имеет свои квоты. Например, США имеют больше 15 процентов, в то время как Украина, например, имеет меньше одного процента.
«То есть там все решается согласно долям в акционерном капитале. МВФ пытается решить вопрос, связанный с наполнением дополнительным своего бюджета, своего фонда. И, базируясь на этом, рассказывает по поводу необходимости увеличения голосов», — говорит Олег Устенко.
Вот, например, у Штатов — это 16,7% голосов, у Японии — 6,2 % голосов, у Германии — 5,8%, у Франции — 4,2% и у Великобритании — 4,2%. Фактически, большая пятерка контролирует порядка 37% голосов. Украина, например, имеет 0,57%, то есть чуть больше, чем половина процента голосов.
«То есть идут постоянные дебаты по поводу того, что есть дефицит демократии внутри МВФ, в отличие, например, от ООН. О чем идет речь сейчас при реформировании МВФ? О том, что надо увеличить уставный фонд МВФ на 450 миллиардов долларов», — рассказывает Устенко.
По словам эксперта, теоретически, произойдет размывание доли всех остальных участников фонда, в т. ч. и Украины. В том числе и США, Японии, Германии, Франции, тех, которые сейчас владеют большинством голосов. Конечно, это составляет основной диспут, который идет в фонде.
Страны БРИКСа согласны вносить деньги в обмен на увеличение своей доли. «Китай с огромными деньгами, притом свободными деньгами, притом что это вторая экономика по величине в мире. Они обогнали в 2012 году Японию по объему своей экономики. И конечно их не устраивает 3%-й пакет, который у них есть в фонде, в то время как у Японии экономики меньше, чем у Китая. Их это не устраивает. Стоит вопрос, каким образом Китай сможет договориться с остальными акционерами фонда», — рассказывает Устенко.
Со свой стороны эксперт, директор экономических программ Василий Юрчишин добавляет, что изменение квоты, изменение распределения голосов выглядят естественно, опять же учитывая то, что за последние 10 лет ВВП Китая существенно вырос, сейчас растет стремительно ВВП Индии.
«Большая доля участия развивающихся стран — это большая ответственность. Я далеко не уверен, что все развивающиеся страны хотят увеличить свою ответственность за мировую систему, потому что опять же, лет 10 назад всю ответственность несли развитые страны. А развивающиеся страны хотя были во многих случаях довольны решением, но в общем-то принимали помощь и возможности, которые предоставляли МВФ, Мировой банк. Увеличение прав обязательно — это увеличение (ответственности — Inpress.ua) за формирование мировой экономической системы. Это быстро не делается. Это такой процесс, который торопить не стоит, потому я не знаю, почему им нужны обязательства до 2014 года», — рассказывает Юрчишин.
По словам эксперта, в этом контексте доля или квота Украины и России может даже уменьшиться. «В некотором смысле мы частично можем не то чтобы пострадать, так как наши доли, прежде всего украинские, невелики», — подчеркнул он.
Отношения Украины и МВФ после возможной реформы
Решение или количество голосов, которое можно получить в фонде, очень важно с точки зрения того, каким образом будут приниматься те или иные дальнейшие решения фонда.
По словам Олега Устенко, позиция Украины в данном случае неплохая. «Потому что нам не надо абсолютно самостоятельно отстаивать сою собственную позицию. Есть более крупные игроки — Великобритания, Германия, Япония, Франция, которые, отстаивая свою позицию, практически отстаивают и позиции более мелких акционеров фонда. В том числе Украины», — говорит эксперт.
Со своей стороны, Юрчишин добавляет, что отношения Украины и МВФ не изменятся. По его словам, для небольших развивающихся стран это не зависит от квот, они очень низкие для того, чтобы каким-то образом можно было на что-то влиять.
«А сотрудничество, прежде всего, зависит от того, насколько страна готова сотрудничать, насколько она понимает те рекомендации, которые ей дают, насколько она готова, опять же, не просто получать ресурсы: дайте нам ресурсы, а мы разберемся. А именно учитывать те рекомендации, которые исходят и из опыта других стран, и из мировых тенденций развития экономики и развития мировой финансовой системы, все изменения, если будут, то только в зависимости от того, какую позицию будет занимать украинская власть», — подчеркнул эксперт.
МВФ — это не совсем демократичное распределение голосов. И вокруг этого идет основная дискуссия, говорит Устенко.
Например, Греция, которая имеет даже меньше 1% голосов в МВФ, является самым большим получателем денег МВФ. «Насколько я понимаю, они получают помощь от МВФ около 50 млрд долларов. Португалия, которая тоже имеет меньше 1% голосов, получает от МВФ порядка 44 млрд долларов. Украина, которая имеет полпроцента голосов, получила от МВФ 18,5 млрд долларов. В то время как, например, Сербия, которая имеет практически такое же количество голосов, как Украина, хотя экономика гораздо меньше, получила от них меньше 2 млрд долларов. То есть там есть большое количество технических деталей, которые надо обсуждать, и не все так просто», — резюмировал он.
Напомним, что в середине июля во время традиционного брифинга в Вашингтоне заместитель руководителя департамента внешних связей МВФ Уильям Мюррей заявил, что МВФ может принять решение о возобновлении программы сотрудничества с Украиной в ноябре, после того, как страну посетит миссия фонда.
Перед этим Совет директоров МВФ намерен включить Украину в постпрограммный мониторинг, предполагающий более частые консультации с властями по вопросам макроэкономической политики и преодоления кризисных явлений, сообщает информационно-аналитический портал.
Независимый экономист-эксперт Анатолий Заика утверждает, что включение Украины в постпрограммный мониторинг МВФ может стать дополнительным аргументом в пользу положительного решения вопроса о выделении кредита.
По мнению эксперта, в существующей реальности Украина может вообще обойтись без кредита от МВФ, по крайней мере, до конца текущего года. А потом все будет зависеть от того, как экономика Украины сработает в этом году.
Более подробно о долговых обязательствах Украины читайте в статье Наталии Яковлевой «Кредит МВФ: спасательный круг или... камень».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.